Статор электрической машины Советский патент 1977 года по МПК H02K1/12 H02K3/48 

Описание патента на изобретение SU546997A1

ные клинья. Однако в турбогенераторах установка магнитных клиньев но всей длине сердечннка вызвала бы нежелательное увеличение переходного индуктивного сопротивления и снижение динамической устойчивости. Поэтому в описываемой конструкции турбогенератора иазовые клинья 4 выполнены немагнитными, а крайние клинья 3-магнитными. Крайние клинья 3 со стороны торцов сердечника 1 снабжены магнитными хвостовиками 5, по ширине превышающими ширину клина и образующими кольцо 6. Поверхность хвостовиков 5, прилегающая к зубцам крайних пакетов 7 сердечника 1, повторяет конфигурацию последних. Торцы хвостовиков 5 могут быть выполнены со скосом или закругленными. Закругление обеспечивает наилучщеераспределение магнитного поля. В хвостовиках 5 могут быть выполнены поперечные канавки 8, являющиеся продолжением радиальных вентиляционных каналов 9 сердечника 1. Магнитные хвостовики 5 могут выступать в аксиальном направлении за поверхность торца сердечника 1.

Крайние клинья 3, снабженные магнитными хвостовиками 5, могут быть изготовлены прессованием из материала с высокими магнитопроводящими свойствами и низкой электропроводностью.

При работе машины в режимах недовозбуждения в торцовой зоне сердечника статора резко возрастает магнитное поле, обусловленное действием результирующей м.д. с. статора и ротора. В отличие от машин известной конструкции, в которых проникновение аксиального магнитного потока в коронки зубцов вызывает циркуляцию вихревых токов, повыщенные потери и нагрев зубцов, вибрацию отдельных листов стали в зоне ступенек крайних пакетов, в предложенном статоре электрической машины аксиальный поток магнитного поля проникает в кольца 6, образованные магнитными хвостовиками 5 крайних клиньев 3.

Поскольку эти конструктивные элементы выполнены из материала с низкой электропроводностью, магнитный поток не вызывает в них повышенных тепловыделений и нагрева. Магнитные хвостовики 5 выравнивают магнитное поле и защищают от него торцы зубцов сердечника 1, что снижает вибрацию листов активной стяли в яоне зубцов крайних пакетов.

Технико-экономический эср(рек1 от применения предложенной конструкции статора электрической машины, обеспечивающий улучгпение распределения магнитного поля и

снижение нагрева и вибрации листов активной стали в торцовой зоне, может быть определен с учетом повышения надежности и долговечности машииы, удлинения сроков межремонтной эксплуатации, а также повышения допустимой нагрузки генераторов в режимах недовозбуждения и асинхронного хода. Предложенная конструкция может быть реализована при создании новых электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов большой мощности.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный разделенный на пакеты вентиляционными каналами сердечник, в пазах которого установлена обмотка, закрепленная посредством клиньев, отличаюшийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, путем улучшения распределения магнитного поля крайние клинья со стороны торцов сердечника снабжены магнитными хвостовиками, по ширине

превьпиающими ширину клина и образующими кольцо, а поверхность хвостовиков, прилегающая к зубцам крайних пакетов сердечника, повторяет конфигурацию последних.

2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что торцы хвостовиков выполнены закругленными.

3.Статор но пп. 1, 2, от л и ч а ю щ и и с я тем, что в хвостовике выполнены поперечные канавки, служащие иродолжением вентиляционных каналов сердечника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1.В. В. Титов и др. «Турбогенераторы. Расчет и конструкция, изд-во «Эиергия, 1967,

с. 121, рис. 2-21.

2.Л. С. Линдорф, «Эксилуатация турбогенераторов с непосредственным охлаждением, изд-во «Энергия, 1972, с. 254, рис. 6, 15.

3.Статья Laslo Lipsey «Influence of Ferromagnetic Slot wedges and Special Shoes on

Magnetic Noise of Salientpole Synchonous Machines GANZ Electric Revien. № 11, 1972, p. .

Похожие патенты SU546997A1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины 1975
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Разумов Олег Иванович
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Спивак Борис Волькович
  • Ситницкий Марк Моисеевич
SU542299A1
Электрическая машина 1984
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Смородин Вячеслав Иванович
  • Руденко Леонид Николаевич
  • Яковлев Александр Иванович
SU1339760A1
Сататор электрической маш ны 1975
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Разумов Олег Иванович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Спивак Борис Волькович
  • Ситницкий Марк Моисеевич
  • Аврух Владимир Юрьевич
SU561253A1
Статор электрической машины 1980
  • Карацуба Андрей Степанович
  • Смородин Вячеслав Иванович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Спивак Борис Волькович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU924792A1
Статор электрической машины 1983
  • Яковлев Валерий Иванович
SU1119125A1
Статор электрической машины переменного тока 1981
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Титко Алексей Иванович
SU983904A1
Статор электрической машины переменного тока 1989
  • Титко Алексей Иванович
  • Кушнир Сергей Станиславович
SU1690084A1
Статор электрической машины 1982
  • Федоренко Григорий Михайлович
SU1070648A1
Статор электрической машины 1987
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Логвинов Владислав Петрович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Шофул Анатолий Кириллович
SU1515261A1
Статор электрической машины переменного тока 1980
  • Бабяк Аркадий Антонович
  • Евтушенко Игорь Алексеевич
  • Мишин Олег Матвеевич
  • Федоренко Григорий Михайлович
SU928533A1

Иллюстрации к изобретению SU 546 997 A1

Реферат патента 1977 года Статор электрической машины

Формула изобретения SU 546 997 A1

SU 546 997 A1

Авторы

Разумов Олег Иванович

Каплунов Вадим Борисович

Кошелев Виктор Васильевич

Даты

1977-02-15Публикация

1974-12-08Подача