ные клинья. Однако в турбогенераторах установка магнитных клиньев но всей длине сердечннка вызвала бы нежелательное увеличение переходного индуктивного сопротивления и снижение динамической устойчивости. Поэтому в описываемой конструкции турбогенератора иазовые клинья 4 выполнены немагнитными, а крайние клинья 3-магнитными. Крайние клинья 3 со стороны торцов сердечника 1 снабжены магнитными хвостовиками 5, по ширине превышающими ширину клина и образующими кольцо 6. Поверхность хвостовиков 5, прилегающая к зубцам крайних пакетов 7 сердечника 1, повторяет конфигурацию последних. Торцы хвостовиков 5 могут быть выполнены со скосом или закругленными. Закругление обеспечивает наилучщеераспределение магнитного поля. В хвостовиках 5 могут быть выполнены поперечные канавки 8, являющиеся продолжением радиальных вентиляционных каналов 9 сердечника 1. Магнитные хвостовики 5 могут выступать в аксиальном направлении за поверхность торца сердечника 1.
Крайние клинья 3, снабженные магнитными хвостовиками 5, могут быть изготовлены прессованием из материала с высокими магнитопроводящими свойствами и низкой электропроводностью.
При работе машины в режимах недовозбуждения в торцовой зоне сердечника статора резко возрастает магнитное поле, обусловленное действием результирующей м.д. с. статора и ротора. В отличие от машин известной конструкции, в которых проникновение аксиального магнитного потока в коронки зубцов вызывает циркуляцию вихревых токов, повыщенные потери и нагрев зубцов, вибрацию отдельных листов стали в зоне ступенек крайних пакетов, в предложенном статоре электрической машины аксиальный поток магнитного поля проникает в кольца 6, образованные магнитными хвостовиками 5 крайних клиньев 3.
Поскольку эти конструктивные элементы выполнены из материала с низкой электропроводностью, магнитный поток не вызывает в них повышенных тепловыделений и нагрева. Магнитные хвостовики 5 выравнивают магнитное поле и защищают от него торцы зубцов сердечника 1, что снижает вибрацию листов активной стяли в яоне зубцов крайних пакетов.
Технико-экономический эср(рек1 от применения предложенной конструкции статора электрической машины, обеспечивающий улучгпение распределения магнитного поля и
снижение нагрева и вибрации листов активной стали в торцовой зоне, может быть определен с учетом повышения надежности и долговечности машииы, удлинения сроков межремонтной эксплуатации, а также повышения допустимой нагрузки генераторов в режимах недовозбуждения и асинхронного хода. Предложенная конструкция может быть реализована при создании новых электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов большой мощности.
Формула изобретения
1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный разделенный на пакеты вентиляционными каналами сердечник, в пазах которого установлена обмотка, закрепленная посредством клиньев, отличаюшийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, путем улучшения распределения магнитного поля крайние клинья со стороны торцов сердечника снабжены магнитными хвостовиками, по ширине
превьпиающими ширину клина и образующими кольцо, а поверхность хвостовиков, прилегающая к зубцам крайних пакетов сердечника, повторяет конфигурацию последних.
2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что торцы хвостовиков выполнены закругленными.
3.Статор но пп. 1, 2, от л и ч а ю щ и и с я тем, что в хвостовике выполнены поперечные канавки, служащие иродолжением вентиляционных каналов сердечника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1.В. В. Титов и др. «Турбогенераторы. Расчет и конструкция, изд-во «Эиергия, 1967,
с. 121, рис. 2-21.
2.Л. С. Линдорф, «Эксилуатация турбогенераторов с непосредственным охлаждением, изд-во «Энергия, 1972, с. 254, рис. 6, 15.
3.Статья Laslo Lipsey «Influence of Ferromagnetic Slot wedges and Special Shoes on
Magnetic Noise of Salientpole Synchonous Machines GANZ Electric Revien. № 11, 1972, p. .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU542299A1 |
Электрическая машина | 1984 |
|
SU1339760A1 |
Сататор электрической маш ны | 1975 |
|
SU561253A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU924792A1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1119125A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1981 |
|
SU983904A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1070648A1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1515261A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1980 |
|
SU928533A1 |
Авторы
Даты
1977-02-15—Публикация
1974-12-08—Подача