(54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1598050A1 |
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU542299A1 |
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2007815C1 |
Статор электрической машины | 1974 |
|
SU546997A1 |
Статор электрической машины | 1989 |
|
SU1746473A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU851651A1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU640395A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1070648A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1302383A1 |
Сердечник статора электрическойМАшиНы | 1976 |
|
SU838907A1 |
1
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к статорам крупных синхронных электрических машин.
Известна конструкция статора турбогенератора с шихтованным на продольных ребрах сердечником, с установленными на торцах нажимными фланцами и нажимными пальцами L--l
Недостатком этой Конструкции являет.ся повышенная вибрация коронок зубцов крайних пакетов, распушение и излом отдельных зубцов в особенности в зоне скоса зубцов у торца сердечника.
Также известна конструкция статора турбогенератора, у которого на ступенчатых торцевых частях сердечника закреплены фиксирующие элементы, сопрягаемые с сердечником 2} .
Недостатком указанной конструкции является сложность изготовления и невысокая надежность закрепления фиксирующего элемента.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности статора электричес-кой машины в эксплуатации.
Для достижения указанной цели торцевые пакеты сердечника статора снабжены пересекающими пазы и опирающимися на коронки смежных зубцов торцевыми накладками, а также помешенными в радиальные вентиляционные каналы закладными элементами, соединенными между собой шпильками, расположенными над верхними стержнями обмотки. Со стороны статора торцевые накладки могут быть выполнены по форме скоса зубцов.
На фиг. 1 изображена торцевая часть предложенного статора, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А фиг. 1; на фиг. 3разрез Б-Б фиг. 1; на фиг. 4- разрез В-В фиг. 2.
Статор содержит сердечник 1 и об- мртку 2. Сердечник 1 нашихтован на продольные ребра 3 и удерживается в запрессованном состоянии, закрепленными на ребрах нажимными фланцами 4. Между нажимными фланцами и сердечником установлены нажимные пальцы 5. Обмотка 2 закреплена в пазах 6 клиньями 7, выполненными из электроизоляционного материала. Сердечник разделен на пакеты 8 радиальными вентиляционными каналами 9. Торцевой пакет сердечника 10 со стороны расточки выполнен со ступенчатым скрсом 11. Торцевые пакеты 1О, 12 снабжены пересекающими пазы 6 и опирающимися на коронки 13 зубцов 14 торцовыми накладками 15. В радиальные вентиляцион ныв каналы 9 помещены закладшые элемен ы 16, которые выполнены также iiepe секающими пазы и опирающимися на. коронки зубцов. Закладные элементы 16, и торцовыенакладки 15 соединены между собой аксиальными шпильками 17, расположенными над верхними стержнями обмотки, например, в отверстии -16 торцового.пазового клина 19. Для уменьшения потерь и нагрева от магнитных полей расбеяния шпиль ки 17, торцовые;-накладки 15 и закладные элементы 16 выполняются преимущест венно из немагнитного или изоляционного материала. Шпильки 17 тткже, как и отверстия в пазовых клиньях, могут быть прямоугольной формы, что исключает проворачивание шпильки 17 вокруг своей оси при затяжке. Для повышения механической прочности; торцовые ;накладки 15 могут быть .выполнены в виде цельного кольца. Для улучшения механической связи торцовых накладок 15с коронками.зубцов со стооны активной стали накладки выполнены по форме скоса зубцов. Применение пред/юженной конструкции статора электрической машины позволяет повысить ее надежность и долговечность, увеличить длительность межремонтного цикла за счет предотвращения распушения зубцов в наиболее опасной зоне коронок. Формула изобретения Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий стержневую обмотку, шихтованный сердечник с радиальными вентиляционными каналами, имеющий в торцовых зонах со стороны расточки ступенчатую форму и закрепленные на сердечнике сопрягаемые со ступенчатой его частью фиксирующие элементы, о тличающийся тем, что, с целью повышения надежности, фиксирующие элементы закреплены посредством устайовленных в вентиляционных каналах закладных элементов, соединенных с. ними шпильками, расположенными над верхними стержнями обмотки. Источники информации, принятые во внй-мание при экспертизе: 1.Титов В. Б. Турбогенераторы, Л., Энергия,; 1967, с. 121, рис. 2-21. 2.Авторское свидетельство № 542299, Н 02 К 1, 18, 09.01.75. J/
вид А
Б- Б 79
иг. 4
Авторы
Даты
1977-06-05—Публикация
1975-03-24—Подача