Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи Советский патент 1977 года по МПК H01M10/48 

Описание патента на изобретение SU547877A2

1

Изобретение относится к средствам для проверки состояния аккумуляторов при эксплуатации или уходе за ними, и, в частности, может быть использовано для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подъемнотранспортных средств с питанием от аккумуляторных батарей. Оно является усовершенст вованием известного устройства по авт. св. № 457128.

В основномавт.св. № 457128 описано устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи, исполь зуемое для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подъемно-транспорнтных средст с питанием от аккумуляторных батарей.

Это устройство содержит токовое реле, подключающее измеритель к измеряемому напряжешоо дискретно только в момент, когда ток нагрузки равен определенной (налеред заданной) величине. Измеритель напряжения представляет собой блок усилителей постоянного тока, вьшолненный в виде параллельного ряда двухкаскадных электронных реле, обладающих запоминающим свойством. Резистивн -емкостная цепь гашения, обеспечивающая сброс показаний предыдущего замера перед производством следующего, подключена параллельно полупроводниковым управляемым вентилям выходных каскадов блока усиления постоянного тока. Результаты измерений регистрируются на световом табло-шкале.

Недостатки такого устройства - невысокие точность измерений, помехозащищенность и надежность. Это обусловлено щнрокой полосой заданного тока в зависимости от коэффициента возврата токового реле. Измеритель подключается к измеряемому напряжению при токе срабатывания реле и остается подключенным при меньших значениях тока вплоть до тока отпускания. Это приводит к тому, что измерения могут производиться в щироком диапазоне нагрузок., что СЕШжает точность. Кроме того, возможны ложные замеры вследствие помех, так как измеритель длительное время (от момента срабатывания до момента отпускания) оказывается подключенным к измеряемому напряжению. Надежность устройства также понижена, так как элементы схемы сравнения без необходимости длительное время находяться под напряжением.

Цель изобретения - повышение точности измерений, помехозащищенности и надежности устройства контроля заряженности тяговой аккумуляторной батареи. Это достигается тем, что в предложенное устройство введена импульсная схема, со стоящая из транзистора п-р-п- типа, эмиттер которого подключен к минусу батареи через первый замыкающий контакт токового реле, входные цепи блока усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этого транзистора, база транзистора через резистор, конденсатор и второй замыкающий контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи. Введение импульсной схемы обеспечивает подключение измерителя и производство изме рений только в момент срабатывания токового реле и отключение его по истечении времени импульса. На чертеже представлена схема описываемог о устройства. Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи состоит из блока усиления постоянного тока 1, включающего в себя входные цепи, предва рительные усилители, оконечные усилители на тиристорах, нагруженные лампами накаливания, служащие для выдачи информации о стютоянии батареи; контактов 2 и 3 токового реле 4; импульсной схемы, включающей в себя транзистор Sn-p-Ti- типа, резисторы 6 и 7 и конденсатор 8; резистивно-емкостной цепи гашения, состоящей из конденсатора 9, зарядного резистора 10 и разряднаго резистора 11; стабилизатора напряжения, состоящего из стабилитрона 12 и резист Р Прн трогании электровоза с места ток, по требляемый его двигателями от батареи, достигает величины, необходимой для срабатывания токового реле. Токовое реле 4 замыкает свои контакты 2 и 3. При движении эле тровоза величина тока нагрузки непрерывно меняется. Контакт 3, подключающий резистнвно-емкостную цепь гашения, периодически замыкается и размыкается, а контакт 2 остается замкнутым, так как он настроен на меньший ток срабатывания. Одновременно с

хомандой на гашение замыкание контакта 3 вызывает заряд конденсатора 8 и, следовательно, возникает ток базы транзистора 5 по цепи: плюс питания, контакт 3, конденсатор 8, переход база-эмиттер транзистора 5, контакт 2, минус питания. В течение времени заряда конденсатора 8 транзистор 5 открыт, причем параметры цепи заряда конденсатора 8 выбраны так, что транзистор 5 остается OTJKpbiTbiM в течение времени, большего, чем время гашения предыдущих показаний резистивно-емкостной цепью. С лед овательн о существует вполне определенный промежуток времени, когда входные цепи блока усиления постоянного тока 1 подключены к батарее, причем батарея в этот момент нагружена током, определяющим срабатывание контакта 3. После заряда конденсатора 8 транзистор 5 выходит из насыщения и вновь запирается отрицатель- ным напряжением через резисторы 6 и 7, входные цепи блока усиления 1 обесточиваются, а на шкале устройства остаются светящимися только те лампы, которые зажглись непосредственно после срабатывания контакта 3 токового реле 4, т.е. при строго заданной величине тока нагрузки. Весь процесс измерения автоматически повторяется при кавдом приеме нагрузки тяговыми двигателями. В режиме, когда контакты 2 и 3 разомкнуты, транзистор 5 надежно заперт отрицательным напряжением через резисторы Использование изобретения позвсжит повысить точность измерений, надежность и помехозащищенность устройства в целом. Формула изобретения Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи по авт.св. № 457128, отличающееся тем, что, с целью повышевия точности измерений, помехозащищенности и надежности устройства, в него введена импульсная схема, состоящая из транзисторап-р -птипа, эмиттер которого подключен к минусу батареи через первый замыкающий контакт токового реле, входные цепи блока усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этого транзистора, база транзистора через резистор, ховдевсотор и второй замыкающий контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи.

/

oi

л

0

Похожие патенты SU547877A2

название год авторы номер документа
Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи 1982
  • Яцеленко Анатолий Александрович
SU1045316A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Петленко Б.И.
  • Меркулов Р.В.
  • Фомин А.П.
  • Листвинский М.С.
  • Гурьянов Д.И.
  • Полякова В.Н.
  • Паршков Ю.В.
RU2085413C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Новиков О.И.
RU2062715C1
Автономный источник питания аппаратуры шахтной связи и управления 1991
  • Скляров Николай Иванович
  • Зрожевский Иван Никитович
  • Никитенко Владлен Александрович
SU1786594A1
Устройство для контроля разряженности аккумуляторной батареи 1985
  • Яцеленко Анатолий Александрович
SU1310925A1
Устройство для регулирования скорости автономного транспортного средства 1979
  • Красонтович Михаил Юрьевич
  • Невожай Петр Федорович
SU929472A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2069628C1
Устройство для питания нагрузки 1987
  • Тимченко Николай Александрович
  • Кипенский Андрей Владимирович
  • Плотникова Татьяна Вилорьевна
  • Натаров Павел Владимирович
SU1492401A1
Устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи 1981
  • Баланевский Арон Алексеевич
  • Друбачевский Георгий Изиевич
SU997145A1
Устройство для непрерывного контроля превышения температуры тяговых электродвигателей и переключения режимов работы мотор-вентиляторов локомотива 1974
  • Некрасов Олег Алексеевич
  • Рахманинов Виктор Иванович
SU506524A1

Иллюстрации к изобретению SU 547 877 A2

Реферат патента 1977 года Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи

Формула изобретения SU 547 877 A2

SU 547 877 A2

Авторы

Лапыгин Василий Тимофеевич

Земляков Евгений Владимирович

Хижняк Владислав Григорьевич

Даты

1977-02-25Публикация

1975-02-04Подача