1
Изобретение относится к средствам для проверки состояния аккумуляторов при эксплуатации или уходе за ними, и, в частности, может быть использовано для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подъемнотранспортных средств с питанием от аккумуляторных батарей. Оно является усовершенст вованием известного устройства по авт. св. № 457128.
В основномавт.св. № 457128 описано устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи, исполь зуемое для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подъемно-транспорнтных средст с питанием от аккумуляторных батарей.
Это устройство содержит токовое реле, подключающее измеритель к измеряемому напряжешоо дискретно только в момент, когда ток нагрузки равен определенной (налеред заданной) величине. Измеритель напряжения представляет собой блок усилителей постоянного тока, вьшолненный в виде параллельного ряда двухкаскадных электронных реле, обладающих запоминающим свойством. Резистивн -емкостная цепь гашения, обеспечивающая сброс показаний предыдущего замера перед производством следующего, подключена параллельно полупроводниковым управляемым вентилям выходных каскадов блока усиления постоянного тока. Результаты измерений регистрируются на световом табло-шкале.
Недостатки такого устройства - невысокие точность измерений, помехозащищенность и надежность. Это обусловлено щнрокой полосой заданного тока в зависимости от коэффициента возврата токового реле. Измеритель подключается к измеряемому напряжению при токе срабатывания реле и остается подключенным при меньших значениях тока вплоть до тока отпускания. Это приводит к тому, что измерения могут производиться в щироком диапазоне нагрузок., что СЕШжает точность. Кроме того, возможны ложные замеры вследствие помех, так как измеритель длительное время (от момента срабатывания до момента отпускания) оказывается подключенным к измеряемому напряжению. Надежность устройства также понижена, так как элементы схемы сравнения без необходимости длительное время находяться под напряжением.
Цель изобретения - повышение точности измерений, помехозащищенности и надежности устройства контроля заряженности тяговой аккумуляторной батареи. Это достигается тем, что в предложенное устройство введена импульсная схема, со стоящая из транзистора п-р-п- типа, эмиттер которого подключен к минусу батареи через первый замыкающий контакт токового реле, входные цепи блока усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этого транзистора, база транзистора через резистор, конденсатор и второй замыкающий контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи. Введение импульсной схемы обеспечивает подключение измерителя и производство изме рений только в момент срабатывания токового реле и отключение его по истечении времени импульса. На чертеже представлена схема описываемог о устройства. Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи состоит из блока усиления постоянного тока 1, включающего в себя входные цепи, предва рительные усилители, оконечные усилители на тиристорах, нагруженные лампами накаливания, служащие для выдачи информации о стютоянии батареи; контактов 2 и 3 токового реле 4; импульсной схемы, включающей в себя транзистор Sn-p-Ti- типа, резисторы 6 и 7 и конденсатор 8; резистивно-емкостной цепи гашения, состоящей из конденсатора 9, зарядного резистора 10 и разряднаго резистора 11; стабилизатора напряжения, состоящего из стабилитрона 12 и резист Р Прн трогании электровоза с места ток, по требляемый его двигателями от батареи, достигает величины, необходимой для срабатывания токового реле. Токовое реле 4 замыкает свои контакты 2 и 3. При движении эле тровоза величина тока нагрузки непрерывно меняется. Контакт 3, подключающий резистнвно-емкостную цепь гашения, периодически замыкается и размыкается, а контакт 2 остается замкнутым, так как он настроен на меньший ток срабатывания. Одновременно с
хомандой на гашение замыкание контакта 3 вызывает заряд конденсатора 8 и, следовательно, возникает ток базы транзистора 5 по цепи: плюс питания, контакт 3, конденсатор 8, переход база-эмиттер транзистора 5, контакт 2, минус питания. В течение времени заряда конденсатора 8 транзистор 5 открыт, причем параметры цепи заряда конденсатора 8 выбраны так, что транзистор 5 остается OTJKpbiTbiM в течение времени, большего, чем время гашения предыдущих показаний резистивно-емкостной цепью. С лед овательн о существует вполне определенный промежуток времени, когда входные цепи блока усиления постоянного тока 1 подключены к батарее, причем батарея в этот момент нагружена током, определяющим срабатывание контакта 3. После заряда конденсатора 8 транзистор 5 выходит из насыщения и вновь запирается отрицатель- ным напряжением через резисторы 6 и 7, входные цепи блока усиления 1 обесточиваются, а на шкале устройства остаются светящимися только те лампы, которые зажглись непосредственно после срабатывания контакта 3 токового реле 4, т.е. при строго заданной величине тока нагрузки. Весь процесс измерения автоматически повторяется при кавдом приеме нагрузки тяговыми двигателями. В режиме, когда контакты 2 и 3 разомкнуты, транзистор 5 надежно заперт отрицательным напряжением через резисторы Использование изобретения позвсжит повысить точность измерений, надежность и помехозащищенность устройства в целом. Формула изобретения Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи по авт.св. № 457128, отличающееся тем, что, с целью повышевия точности измерений, помехозащищенности и надежности устройства, в него введена импульсная схема, состоящая из транзисторап-р -птипа, эмиттер которого подключен к минусу батареи через первый замыкающий контакт токового реле, входные цепи блока усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этого транзистора, база транзистора через резистор, ховдевсотор и второй замыкающий контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи.
/
oi
л
0
Авторы
Даты
1977-02-25—Публикация
1975-02-04—Подача