(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ АВТОНОМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к регулированию скорости транспортных средств с автономными источниками питания и может быть использовано в аккумуляторных электропогрузчиках и рудничных электровозах.
Известно устройство для регулирования скорости автономного транспортного средства, содержащее электромагнитные контакторы, катушка одного из которых подключена к аккумуляторной батарее через один из контактов командоаппарата, а каждая из других катушек - через последовательно соединенные соответствующие контакт командоаппарата и тиристор, блоки временной задержки,, одий и другой входы каждого из которых соответственно соединены с одноименными выводами катушек двух любых электромагнитных контакторов, а выход подключен к управляющему электроду соответствующего тиристора, причем блок временной задержки содержит однопереходной транзистор и конденсатор 1.
Недостатком устройства является то, что его использование в процессе пуска тягового двигателя от разряженного аккумулятора с пониженным по сравнению с номинальным значением напряжением на зажимах приводит к ухудшению динамических показателей транспортного средства. Это объясняется тем, что в процессе пуска пропорционально уменьшению напряжения на зажимах аккумулятора снижаются и величины напряжений, прикладываемых к тяговому двигателю при каждом срабатывании электромагнитных контакторов, интервалы
10 между включениями которых практически не зависят от величин напряжения на зажимах аккумулятора. В связи с чем уменьшаются средние значения тока якоря двигателя, момента на его валу и ускорение по сравнению с работой тягового двигателя от полностью заряженного аккумулятора.
Цель изобретения - повышение динамических показателей транспортного средства при разряженном аккумуляторе.
20 Поставленная цель достигается тем, что каждый блок временной задержки снабжен транзистором и делителями напряжения, один из которых состоит из последовательно соединенных двух резисторов, а другой - из стабилитрона и третьего резистора, причем делители напряжения подключены к входам блока временной задержки, эмиттер и база транзистора соединены со средними точками соответственно одного и другого делителей напряжения, а коллектор подключен к общей точке соединения конденсатора и эмиттера однопереходного транзистора.
На чертеже приведена принципиальная схема устройства для регулирования скорости автономного транспортного средства. Устройство содержит электромагнитные контакторы, катушка 1 одного из которых подключена к аккумулятору 2 через контакт 3 командоаппарата, а каждая из других катушек 4 - через последовательно соединенные соответствующие контакт 5 командоаппарата и тиристор б (показана только одна из п-1, где п - число контакторов аналогичных цепей), и блоки 7 временной задержки включения контакторов, причем один и другой входы каждого из блоков 7 соответственно соединены с одноименными выводами катушек 4 одной из пар электромагнитных контакторов, а выход подключен к управляющему электроду тиристоров 6, катод которого соединен с одним из указанных входов блока 7. Каждый блок 7 содержит транзистор 8, эмиттер и база которого соединены со средними точками соответственно одного и другого делителей напряжения, которые подключены ко входам блока 7 и состоят из последовательно соединенных соответственно резисторов 9 и 10, стабилитрона 11 и резистора 12, и однопереходного транзистора 13. эмиттер которого подключен к общей точке соединения коллектора транзистора 8 и конденсатора 14, другой выход которого подключен к общей точке соединения резисторов 9 и 12, причем базовые выводы транзистора 13 соответственно подключены непосредственно к выходу и через токоограничивающий резистор 15 - к другому входу блока 7.
Устройство для Регулирования скорости автономного транзисторного средства работает следующим образом.
Регулирование скорости транспортного средства осуществляется путем ступенчатого изменения напряжения, подводимого к тяговому двигателю. Это осуществляется за счет переключений с помощью электромагнитных контакторов в силовом блоке к которому подключен тяговый двигатель (например, шунтирование резисторов в цепи якоря двигателя или промежуточных отводов аккумулятора).
При наличии сигнала с командоаппарата каждый последующий контактор срабатывает по .отношению к предыдущему через определенный интервал времени, который определяется как параметрами транспортного средства в целом, так и требованиями плавности разгона при заданных динамических показателях транспортного средства. Заданный временной интервал между включениями последовательно срабатывающих контакторов обеспечиваетсяс помощью
блоков 7.
Рассмотрим в качестве примера работу двух последовательно срабатывающих контакторов.
При -замыкании контактов 3 и 5 командоаппарата к катущке 1 одного из контакторов прикладывается напряжение аккумулятора 2 и контактор срабатывает. Катущка 4 другого контактора обесточена, так как в цепь ее питания включен тиристор 6. Импульс на включение этого тиристора вырабатывается блоком 7. При замыкании контакта 3 на один из входов блока 7 подводится напряжение аккумулятора 2 и конденсатор 14 начинает заряжаться коллекторным током транзистора 8.
j Через определенный интервал времени при достижении напряжения на конденсаторе 14 порогового значения напряжения однопереходного транзистора 13, последний открывается и через управляющий электрод тиристора 6 осуществляется разряд конденсатора 14. В результате тиристор 6 включается и подключает к аккумулятору 2 катущку 4 другого контактора, который срабатывает.
Интервал времени между включением этих контакторов равен времени заряда
конденсатора 14 до порогового напряжения однопереходного транзистора 13 и зависит от величин напряжения аккумулятора 2. По мере снижения напряжения аккумулятора 2 этот интервал уменьшается. После
, включения контактора с катущкой 4 подается питание в аналогичный блок задержки на включение следующего контактора (катушка этого контактора и тиристор в цепи ее питания не показаны).
В процессе разгона транспортного средства по мере замыкания контактов командоаппарата происходит последовательное вклк)чение контакторов. При этом автоматически обеспечивается заданный минимальный интервал времени между включениями
, двух срабатывающих друг за другом контакторов. По мере разряда аккумулятора 2 и снижения напряжения на его зажимах этот интервал времени сокращается. За счет чего момент на валу тягового двигателя при питании его от разряженного ак0 кумулятрра незначительно отличается от момента на валу двигателя при питании его от полностью заряженного аккумулятора.
Использование устройства на электропогрузчике за счет сохранения его динамических показателей при работе с разряженной аккумуляторной батарее позволило повысить суточную производительность электропогрузчика на 2,1-2,3%. Формула изобретения Устройство для регулирования скорости автономного транспортного средства, содержащее электромагнитные контакторы, катушка одного из которых подключена к аккумуляторной батарее через один из контакторов командоаппарата, а каждая из других катушек - через последовательно соедииенные соответствующие контакт командоаппарата и тиристор, блоки временной задержки, один и другой входы каждого из которых соответственно соединены с одноименными выводами катушек двух любых электромагнитных контакторов, а выход подключен к управляющему электроду соответствующего тиристора, причем блок временной задержки содержит однопереходной транзистор и конденсатор, отличающееся тем у-.1 / Y что, с целью повышения динамических показателей транспортного средства при разряженном аккумуляторе, каждый блок временной задержки снабжен транзистором и делителями напряжения, один из которых состоит из последовательно соединенных двух резисторов, а другой - из стабилитрона и третьего резистора, причем делители напряжения подключены к входам блока временной задержки, эмиттер и база транзистора соединены со средними точками соответственно одного и другого делителей напряжения, а коллектор подключен к общей точке соединения конденсатора и эмиттера однопереходного транзистора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 2117357, кл. В 60 L 15/12, 1971 (прототип). органу гулирования
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для пуска асинхронного электродвигателя (его варианты) | 1981 |
|
SU957391A1 |
Автомат для упаковки продуктов в пленку | 1976 |
|
SU654492A1 |
Электропривод переменного тока | 1989 |
|
SU1690152A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2062715C1 |
Устройство для управления двухобмоточным электромагнитным двигателем | 1987 |
|
SU1495974A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 1992 |
|
RU2038658C1 |
Схема включения стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1326768A2 |
Способ управления асинхронным электроприводом | 1984 |
|
SU1334334A1 |
Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи | 1982 |
|
SU1045316A1 |
Система наружного освещения с каскадным включением | 1986 |
|
SU1387206A1 |
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1979-11-12—Подача