(54) ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С КОЛЕСНЫМ И РОТОРНОВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЯМИ
На фиг. 1 изображен ведзоций мост транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 - кинематическая схема ведущего моста транспортного средства.
Ведущий мост осуществляет привод к ведущим колесам 1 и роторам 2 правого борта и содержит главную передачу 3, установленную в корпусе 4 и состоящую из ведущей 5 и ведомых 6 щестерен, муфту 7 включения приводов к движителям 1 и 2, ведущая часть 8 которой связана полым валом 9 с ведомой щестерней 6 главной передачи 3 и избирательно соединена с двумя ведомыми частями 10 и 11, причем ведомая .часть 10 соединена цепной передачей 12 с ведущим колесом, а ведомая часть 11, вьшолненная в виде вед)щего зубчатого колеса, - через ведомое колесо 13 и цепную передачу 14 соединена с ротором 2.
Колесо 1 установлено на кронщтейне 15, закрепленном на корпусе 4 главной передачи 3, связанном с механизмом 16 смены движителей.
Ротор 2 установлен на кропщтейне 17, также закрепленном на корпусе 4 главной передачи 3, связанном с механизмом 16 смены движителей.
Механизм 16 смены движителей содержит пару шестерен 18 и 19 внутреннего зацепления. Ведущая шестерня 18 установлена на валу 20 и связана с помощью муфты 21 зубчатой передачи, состоящей из колес 22 и 23, и полого вала 9 с ведомой шестерней 6 главной передачи 3.
Ведомая щестерня 19 механизма 16 установлена с возможностью вращения и стопорения на корпусе 4 главной передачи 3. Шестерня 19 соединена как с кронштейном 15 ведущего колеса 1, так и с кронштейном 17 ведущего ротора 2.
На корпусе 4 главной передачи 3 закреплен осевой кулачок 24, с которым взаимодействует толкатель 25, связанный подпружиненной тягой 26, проходящей через эксцентричное отверстие 27, с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов.
Привод к движителям левого борта осуществляется с помощью ведущей конической щестерни 28 главной передачи, связанной с ведущей щестерней 5 главной передачи 3 зубчатой передачей, состоящей из колес 29-32.
Ведомая шестерня 6 главной передачи связана с полым валом 9 с помощью кулачковой муфты 33, а связь полого вала 9 с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов осуществляется фрикционом 34.
Для управления фрикционами 34 служат рычаги 35 и 36. Включение механизма смены движителей осуществляется муфтой 37.
Ведущий мост работает следующим образом.
Крутящий момент от двигателя передается на ведущую коническую щестерню 28 главной передачи привода левого борта, а также через зубчатые колеса 29-32 на ведущую щестерню 5 главной передачи 3 привода правого борта. Далее для правого борта крутящий момент поступает на ведомую щестерню 6 главной передачи 3, связанную с ней
кулачковую муфту 33, полый вал 9, фрикцион 34, ведомые диски которого связаны валом с ведущей частью 8 муфты 7 включения приводов.
Если включен колесный движитель, то крутящий момент от ведущей части 8 муфты 7 поступает на ведомую часть 10 муфты 7 и через цепную передачу 12 - к ведущему колесу 1.
Если же включен роторно-винтовой движитель, то крутящий момент от ведущей части 8 муфты 7
поступает на ведомую часть и через зубчатое колесо 13 и цепную передачу 14 к ротору 2.
Аналогично осуществляется привод движителей левого борта от ведущей шестерни 28 главной передачи.
Смена даижителей осушествляется следующим образом. С помощью рьиагов 35 и 36 дистанционно включаются фрикционы 34 обоих бортов. Затем дистанционно включаются муфты 37 и выключается стопорение шестерни 19 механизма 16 смены движителей (устройство стопорения шестерни 19 на чертеже не показано). Крутяшлй момент от шестерни 22 передается на шестерню 23 и через муфту 37 на вал 20 и далее - на ведущую шестерню 18 и ведомую шестерню 19 механизма 16 смены движиталей. При этом вместе с шестерней 19 вокруг оси
моста вращаются кронштейны 15 и 17, несущие
соответствующие движители - колеса 1 и роторы 2.
После поворота шестерни 19 на 180° она вновь
стопорится, а фрикционы 34 включаются.
Переключение привода на тот или иной тип движителя осуществляет тяга 26, один конец которой связан с толкателями 25 (при вращении шестерни 19 толкатель 25 перемещается вдоль осевого кулачка 24). Тяга 26 связана с ведомой частью 8
муфты, осуществляющей включение нужного движителя (как указано вьппе).
Формула изобретения
Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно-винтовым движителями, содержащий главную передачу, установленную в корпусе и состоящую из ведущего и ведомого зубчатых колес, муфту включения приводов к упомянутым движителям, связанную ведущей частью с ведомым зубчатым колесом главной передачи и избирательно подключаемую к двум ведомым частям, соединенным передачами с каждым из движителей транспортного средства, установленных на кронштейнах, закрепленных на корпусе главной передачи и связанных с механизмом смены движителей, отличающийся тем, что, с целью уменьшения общего веса и габаритов моста по ширине, механизм смены движителей снабжен парой щестерен, ведущая из которых связана передачей с ведомой шестерней главной передачи, а ведомая щестерня вьшолнена с эксцентричным отверстием, установлена на корпусе главной передачи коаксиально с ведомой шестерней главной передачи с возможностью вращения и сто5порения, и соединена с кронштейнами колесных и роторно-винтовых движителей. 2. Ведущий мост по п. 1,отличающийся тем, что, с целью автоматического переключения приводов движителей при их смене, на корпусеj главной передачи закреплен осевой кулачок, а муф6та включения нриводов снабжена подпружиненным толкателем, установленным в эксцентричном отверстии ведомой шестерни механизма смены движителей, связанным с ведущей частью муфты включения приводов и взаимодействующим с осевым кулачком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
Ведущий мост транспортного средства | 1975 |
|
SU814794A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520224C1 |
Ведущий мост транспортного средства, его варианты | 1982 |
|
SU1049275A1 |
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2261815C2 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1785922A1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
Мост ведущий управляемый комбинированный | 2023 |
|
RU2816386C1 |
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2390458C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2138419C1 |
Авторы
Даты
1977-03-25—Публикация
1974-02-18—Подача