В авторском свидетельстве № 47550 описан насос, относящийся к типу ротационных насосов с разделенной на несколько отсеков рабочей камерой со скользящими в радиальных пазах центрально расположенного ротора лопастями, снабженными подпружиненными уплотнительными рейками на периферии и получающими принудительное возвратно-поступательное движение в пазах ротора при помощи роликов, скользящих в канавке кулачного диска, огибающей периферию рабочей камеры насоса.
В указанном насосе канавка кулачного диска расположена вне насосной камеры, а взаимодействующие с ней ролики сочленены с направляемыми ими лопастями при помощи скользящих в радиальных пазах вращающихся щек щтанг, снабженных упорной шейкой, которая взаимодействует со стопорной втулкой для ограничения выдвижения лопасти в целях ее разгрузки.
В предлагаемой форме выполнения насоса выдвигание лопаток достигается посредством давления жидкости, а для вдвигания их кулачный
диск имеет только внещнюю напрЗ вляющую поверхность.
Для подачи жидкости в полый вал насоса и далее под лопатки, с целью выдвигания их, служит гидравлический аккумулятор или отдельный насос.
На чертеже фиг. 1 изображает продольный вертикальный разрез ротационного насоса, фиг. 2 -частичные поперечные разрезы его по линиям а, Ь, с, d, е vi f фиг. 1 (каждый разрез расположен в секторе с дугой в 60°).
Ротор 1 насоса снабжен прорезанными в нем пазами, в которых находятся подвижные в радиальном направлении лопасти 2; по сторонам и посередине ротора имеются реборды. На среднюю реборду надето кольцо 5, закрепленное на ней штифтами 76. Через это же кольцо 3 пропущены штанги 4 с роликами 5 на внещних концах их; внутренний конец штанги, проходя через кольцо 5, упирается в торец лопасти 2 и поршенька 6.
Поршенек 6, в прорезе которого находится лопасть, подпирает ее с внутренней части ротора.
при помощи штанг 4 и поршеньков 6 и достигается перемещение лопастей.
Поршенек 6 находится всегда под давлением от иной системы, например, гидравлического аккумулятора или отдельного насоса для подачи жидкости через полый вал насоса, где давление выше, нежели в рассматриваемом насосе. Таким образом лопасть 2 всегда стремится выдвигаться из паза ротора. В свою очередь штанга 4 с роликом 5, который при вращении ротора катится по неподвижной профилированной направляющей поверхности 7 кулачного диска, на некоторых участках ее профиля вдвигается внутрь, вталкивая таким образом лопасть в паз ротора.
Направляющая поверхность/ имеет профиль, соответствующий внутреннему устройству насоса. При заполнении камеры насоса жидкостью, лопасть 2, приспущенная ранее до полного погружения в паз ротора, должна выдвигаться до соприкосновения со статором 8 или с кольцом 5. В таком положении лопасть должна пройти некоторое расстояние (заданное профилем направляющей поверхности), перегоняя при этом жидкость в приемник высокого давления (или наоборот, принимая ее, создавая этим вращающий момент в насос-моторе). Потом начинается погружение лопасти в паз ротора, и до момента начала прохождения этой лопасти под перегородкой 9 лопасть должна быть целиком погружена.
Такой процесс должен повторяться за один оборот ротора такое число раз, сколько камер имеется в насосе -(камера-пространство между статором и ротором, отгороженное перегородками 9).
Над каждой такой камерой профиль внешней направляющей поверх ности 7 кулачного диска имеет соответствующую кривизну, которая и диктует положение лопасти относительно ротора. В тех участках направляющей поверхности 7, где ее (форма позволяет выдвинуться штан|Ге, 4 поршенек 6 выталкивает из
паза лопасть, а перед ней и штангу и наоборот, где профиль выдвигается внутрь насоса, ролик 6 через штангу 4 нажимает на лопасть и поршенек 6, вдвигая их внутрь.
Пространства под поршеньками б сообщены между собой. Подвод жидкости производится через трубку 10, пропущенную сквозь ротор и вал, и далее через уплотняемую сальником 19 трубку 11, сообщающуюся с источником питания. По обе стороны ротора прикреплены болтами 14 щеки 12 с канавками против пазов ротора; канавки предназначены для свободного отвода жидкости из-под лопасти, что имеет существенное значение.
Все вращающиеся детали, а также и неподвижные внешние направляющие поверхности 7 кулачного диска заключены в статоре 5, а с боков закрыты крышками 18. Крышки 13 служат также и опорами для радиальных подшипников 20, несущих вал 21 ротора.
Статор состоит из двух цилиндров. Стенки цилиндра цустотелые и значительной толщины, что дает требуемую жесткость, а каналы в корпусе используются для подвода и отвода жидкости к каждой камере насоса. Каждая из половин статора надевается на ротор, а затем соединяется болтами 15,
Уплотнение насоса достигается возможно более плотной пригонкой частей друг к другу.
Жидкость, которая проникает по щелям к подшипникам 20, отводится через штуцер 16 по трубе в приемный бак. Для того, чтобы жидкость все же не выходила наружу, хотя она находится почти под атмосферным давлением, предусмотрены внешние сальники 17.
Для того, чтобы устранить трение между щеками 12 и крышками 13, при случайных боковых сдвигах вдоль вала, поставлены упорные подшипники 22, На один из концов вала может надеваться шкив, шестерня и тому подобная деталь - в данном случае ступица 25.
Авторы
Даты
1939-01-01—Публикация
1938-01-07—Подача