Устройство для термоэлектрического охлаждения Советский патент 1977 года по МПК F25B21/02 F25D11/02 

Описание патента на изобретение SU552479A1

1

Изобретение относится к устройствам для термоэлектрического охлаждения, преимущественно к автомобильным портативным термоэлектрическим холодильникам.

Известны устройства для термоэлектричеСКОРО охлаждения, содержащие термобатарею с горячими спаями, примыкающими к подъемной ветви замкнутого контура циркуляции хладоносителя с опускной ветвью, обдуваемой с помощью вентилятора.

В цепи питания двигателя вентилятора установлены один или несколько резисторов, определяющих скоростной режим работы вентилятора. Изменение сопротивления цепи питания двигателя позволяет не только регулировать количество воздуха, подаваемого на радиатор, ио и соответственно изменять общее энергопотребление термоэлектрического холодильника, что особенно существенно для автомобильных холодильников, возможности питания которых на стоянке от автомобильного аккумулятора ограничены. Наиболее широкий диапазон регулирования уровня энергопотребления достигается при установке в цепи двух поочередно используемых резисторов, из которых первый включаегся (в режиме движения автомобиля) последовательно с электродвигателем, а второй (в режиме стоянки, т. е. при минимальном энергопотреблении холодильника) - параллельно. Эти особенности известных холодильников позволяют расширить область их использования на транспорте, причем применение жидкого теплоносителя, не претерпевающего при работе фазовых превращений, существенно упрощает герметизацию контура и холодильник в целом.

Однако в таких холодильниках установка резисторов в цепи питания приводит к неиспользуемым тепловыделениям, а безнасосная циркуляция жидкости в контуре под действием гравитационного термосифона в реальной компактной конструкции осуществляется при весьма низких скоростях потока и соответственно низких коэффициентах теплоотдачи от спаев термобатареи.

Цель изобретения - повышение экономичности устройства.

Цель достигается тем, что контур в верхней части, в месте соединения ветвей, выполнен в виде резервуара, разделенного пористой перегородкой на отсеки, один из которых заполнен газом и сообщен с подъемной ветвью при помощи уравнительной трубки, и в этом отсеке установлены резисторы, включенные в электрическую цепь управления двигателем вентилятора.

На чертеже представлено схематически описываемое устройство для термоэлектрического охлаждения, разрез.

Устройство содержит теплоизолированную

холодильную камеру 1, полупроводниковую термобатарею 2 с холодными спаями 3 и горячими спаями 4, контур 5 циркуляции жидкости с радиатором 6 и обдувающим его вентилятором 7, систему электропитания 8 термобатареи 2 и вентилятора 7 постоянным током, содержащую клеммы 9, двухпозиционный переключатель 10, резистор 11; включаемый в режиме движения автомобиля, резистор 12, включаемый при минимальном энергопотреблении холодильника - на стоянке, резервуар 13, разделенный пористой перегородкой 14, например из пеностекла или керамики, на два отсека 15 и 16. Отсек 15 сообщен с верхней частью контура 5, а отсек 16 каналом 17 - с нижней частью контура 5. Резисторы И и 12 размещены в отсеке 16. Контур 5 до уровня, превыщающего уровень горячих спаев 4, заполнен жидкостью, например водой, а отсеки 15, 16 и канал 17 - газом, например воздухом.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При подаче постоянного тока к клеммам 9 и правом положении переключателя ГО, режим движения, контакт а связан с переключателем) резистор 11 и электродвигатель вентилятора 7 оказываются замкнутыми по току последовательно, а эта группа по отнощению к термобатарее 2 - параллельно. Тепло, отводимое из холодильной камеры 1 холодными спаями 3, трансформируется на более высокий температурный уровень термобатареей 2 и рассеивается горячими спаями 4 в жидкость, заполняющую контур 5. Тепло, выделяющееся на резисторе 11, нагревает верхнюю поверхность пористой перегородки 14; возникающая при этом разность температур ее верхней и нижней поверхностей приводит к возникновению термодиффузии, при которой воздух из относительно холодного отсека 15 перемещается сквозь перегородку 14 в более горячий отсек 16. При размерах пор в перегородке менее 20 мкм перепад давлений воздуха между отсеками 16 и 15 может составлять сотни миллиметров водяного столба. Воздух из отсека 16 по каналу 17 нагнетается в подъемную ветвь контура 5. Воздухожидкостная смесь в подъемной ветви омывает горячие спаи 4 и отводит от них тепло при высокой интенсивности теплоотдачи. В верхней части контура 5 воздух отделяется от жидкости и уходит в отсек 15, а жидкость направляется на охлаждение в радиатор 6, обдуваемый вентилятором 7.

При стоянке автомобиля в режиме минимального энергопотребления вентилятор 7 работает при пониженных оборотах, а термобатарея - при уменьщенном рабочем токе. Это

достигается установкой переключателя 10 в левое положение (контакты бив связаны с переключателем), обеспечивающее параллельное соединение по току двигателя вентилятора 7 с резистором 12 и последовательное соединение этой группы с термобатареей 2. В этом режиме работает резистор 12, а резистор И отключен; таким образом, в режиме стоянки обогрев перегородки 14 осуществляется ре0 зистором 12, а в режиме движения - резистором 11.

В предложенном холодильнике интенсификация теплоотдачи на спаях 4 достигнута путем организации эрлифтной циркуляции жид5 кости в контуре 5 без усложнения конструкции

и без дополнительных энергозатрат, лишь за

счет утилизации для этой цели части тепла,

рассеиваемого на резисторах И или 12.

Основные характеристики термоэлектриче0 ского холодильника, система электропитания у которого выполнена двухрежимной:

Режим Режим движения стоянки Рабочий ток термоба- 2,541,22

тареи, А Сопротивление рези- 5,011,0

стора 11 или 12, Ом Тепловыделение на ре- 3,742,8

зисторе 11 или 12, Вт Электрическая мощ- 7,064,38

ность электровентилятора, Вт Общее энергопотреб- 41,314,6

ление холодильника,

Вт

Тепловыделения на резисторах 11 и 12 и следовательно условия обогрева перегородки 14 практически не зависят от -режима работы холодильника, поэтому интенсивность циркуляции -и теплообмена в контуре 5 остается высокой в обоих режимах работы.

Формула изобретения

5 Устройство для термоэлектрического охлаждения, содержащее термобатарею с горячими спаями, примыкающими к подъемной ветви замкнутого контура циркуляции хладоносителя с опускной ветвью, обдуваемой с помощью

0 вентилятора, отличающееся тем, что, с целью повыщения его экономичности, контур в верхней части, в месте соединения ветвей, выполнен в виде резервуара, разделенного пористой перегородкой на отсеки, один из которых заполнен газом и сообщен с подъемной ветвью при помощи уравнительной трубки, и в этом отсеке установлены резисторы, включенные в электрическую цепь управления двигателем вентилятора.

Похожие патенты SU552479A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2001
  • Виприцкий Д.Н.
RU2203457C2
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В АВТОМОБИЛЕ 1997
  • Черноусов О.Н.
  • Титов Н.А.
  • Адиятуллин А.Ш.
  • Мочалова Л.Г.
  • Веретенников В.П.
RU2131564C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ХОЛОДИЛЬНИК 1991
  • Кожемякин Г.Н.
  • Корчмарь И.Я.
  • Лесничая М.Н.
  • Оксенчук Т.В.
  • Ефименко Л.А.
RU2008581C1
Устройство для термоэлектрическогоОХлАждЕНия 1979
  • Джунь Владимир Алексеевич
  • Толстых Владимир Владимирович
  • Яшин Виктор Алексеевич
  • Резниченко Игорь Павлович
SU844950A1
Термоэлектрический холодильник 1990
  • Кучер Игорь Викторович
  • Зорин Евгений Иванович
  • Тюрин Владимир Леонтьевич
  • Краснов Николай Данилович
  • Цимаркина Галина Евгеньевна
SU1712745A1
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ 1994
  • Аленков В.В.
  • Гриценко А.Б.
  • Рудяга А.В.
  • Серебряный Г.Л.
RU2094712C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА В ЗАМКНУТОМ ОБЪЕМЕ 2005
  • Матвеев Николай Васильевич
  • Плис Олег Иванович
  • Стругов Александр Михайлович
RU2289760C1
Термоэлектрическое устройство для создания микроклимата 1981
  • Серебряный Григорий Леонидович
SU1010413A1
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ХОЛОДИЛЬНИК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Круглов Н.В.
  • Пешков А.А.
  • Любинский С.В.
  • Поселенов Ю.Л.
RU2111424C1
Термоэлектрический холодильник 1979
  • Серебряный Григорий Леонидович
SU879200A1

Иллюстрации к изобретению SU 552 479 A1

Реферат патента 1977 года Устройство для термоэлектрического охлаждения

Формула изобретения SU 552 479 A1

SU 552 479 A1

Авторы

Азаров Анатолий Иванович

Калюжный Виктор Алексеевич

Шамарин Юрий Евгеньевич

Даты

1977-03-30Публикация

1975-09-30Подача