Способ сооружения тоннеля в обводненных неустойчивых грунтах Советский патент 1977 года по МПК E21D9/04 

Описание патента на изобретение SU559006A1

(54) СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ В ОБВОДНЕННЫХ КЕУСТОЙЩШЫХ ГгеНТАХ

Похожие патенты SU559006A1

название год авторы номер документа
Способ осушения массива обводненного несвязного грунта при возведении подземного сооружения 1977
  • Василенко Игорь Евстафиевич
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Васюков Петр Васильевич
  • Алихашкин Владимир Алексеевич
  • Исаев Павел Сергеевич
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Сазонов Гавриил Николаевич
  • Гаврилов Новомир Селиверстович
  • Василенко Вера Ивановна
  • Симандуев Шамптом Шальмиевич
  • Стрельцов Вячеслав Ефимович
SU734333A1
СПОСОБ ПРОХОДКИ ПОДЗЕМНЫХ СО 1979
  • Василенко Игорь Евстафиевич
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Кошелев Юрий Анатольевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Исаев Павел Сергеевич
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Ланчиков Константин Васильевич
SU825976A1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ В НЕУСТОЙЧИВЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГОРНЫХ ПОРОДАХ 1992
  • Череменский Виктор Георгиевич
  • Смирнов Алексей Михайлович
RU2043501C1
Способ осушения грунта дренированием 1990
  • Галич Ростислав Анатольевич
  • Гоголь Александр Дмитриевич
  • Литинский Юрий Тимофеевич
  • Теплицкий Абрам Хунович
SU1715985A1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ В СЫПУЧИХ ПОРОДАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1998
  • Ткач Х.Б.
  • Леонтьев А.В.
  • Кондратов А.Б.
RU2138643C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Аксенова О.И.
  • Алексеенко Е.И.
  • Бессолов В.А.
  • Лубоцкий С.Ю.
  • Максимова В.Н.
  • Миллерман С.И.
  • Морозов И.А.
  • Николаев С.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Синицкий Г.М.
  • Чуверина С.Г.
RU2152473C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ УЧАСТКА ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Архипкин Н.И.
  • Зелигер И.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Кузьмин А.В.
  • Куракин П.П.
  • Муравин Г.И.
  • Романов П.С.
  • Самсонов А.В.
  • Свирский С.И.
  • Селиванов Н.П.
  • Ткаченко С.С.
  • Угринович С.В.
  • Шварцман В.Л.
RU2152470C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ СКОРОСТНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175367C2
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ НАКЛОННЫХ ТОННЕЛЕЙ В СЛАБЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ 1991
  • Акатов В.И.
  • Марков В.А.
  • Щукин С.П.
RU2006583C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК В НЕУСТОЙЧИВЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ 1995
  • Безродный К.П.
  • Дукаревич С.Е.
  • Кулагин Н.И.
  • Маслак В.А.
  • Салан А.И.
  • Филонов Ю.А.
RU2111361C1

Иллюстрации к изобретению SU 559 006 A1

Реферат патента 1977 года Способ сооружения тоннеля в обводненных неустойчивых грунтах

Формула изобретения SU 559 006 A1

Изобрете1ше относится к (власти тоннеж - и «тростроения и касается гаособовхооружения тоНеля,в обвоДнешсых неустойчивых грунтах.

Известный способ соор жешш в об; одненнщ неустойчивых грунтах включает создани сплошного педогрунтового массива по трассе проходки и последующую, проходку тошкля в замороэйЕнных грунтах 1 .

Недостатками такого споссйа. являются высокая трудоемкость работ как по созданию сшгошно-. го ледогрунтового/массива по трассе, так ипо проходке, поскольку в. последнем случае разрабатьтаемый грунт имеет высокую про-шость в даморо кеш1ом состоянии и аркдаровап замораживающими колонками; высокая материалоемкость за счет большого расхода металл}иеск К труб на замораживаю1Щ1е колонки; большая иродолжлте.ш. ность строительства из-за низкой скорости проходкя и длительности работ по созданию сплошного ледогрунтовЪго массива; сложность,а в отде.яьных случаях и невозможность применения при заложении в черт густой городской застройки алй под назекшымн тртнспортиь -ш - йГйстралями, насьшцеиными подзе сшьи инженерныьш КОР Niyffi aiiaHMJ.

Известен также способ сооружения тсщнеля в сйводненных неустойчивых грунтах, включающий осушешю грунтового массива по трассе тониеяя и последующую его проходку, при этом проходку осуществляют с применешшм кессонных работ (2).

Такой способ позволяет сооружать тоннель в обзодне1гных неустойчивьгх грунтах при невозможности полного ocyujeifflH грунтового массива, например когда верхняя граница водоупорного слоя залегает в пределах поперечного сечения тониеля или расположена над тоннелем в непосредственной б)1изгч;ги от него. В этом случае выполнение проходческих работ в забое производят с применением кессонных работ, т.е. под сжатым воздухом, давлением которого обеспечивается устойчивость забоя от прорьта в тоннель оставшегося неосушенным обводненного неустойчивого грунта.

Однако известный способ оказьшается малоэффективным при соорух-сенни тоннеля в обводнениьк неустокч1шых грунтах с низкой водоотдающей способностью. В этом случае осушение грунтового киссква требует 3 тачнтельнь Хматериальных и энергетических затрат, а при определенных грунтотых условиях, например в пльшунах, оказьшается и вовсе невозможным. Это привош1т к иеобхояимоогй выполиешгя кессонных работ при Польпюг. давлешвд сжатого .

Кессош ые работы, особеньо при знг1чителыюгч давлении сжатого воздуха, не обеспечивают по;иой безопасносгп проходки нз-за возможноста прорьгва снсатого воздуха через забой, характеризуются гшзкой прсизвоц}{тельностью труда, связанной как с больпгсй утомляемостью рабочих, находящихся в зоне сжатого воздуха, так и со з1гачитеш 1 ОЙ непроизво;щтел1 ЮЙ поте-рей рабочего времени на йшюзование и выиш 03овьшат1е. Кроме того, пребывание рабочего персонала под сжатым воздухом сопряжено с тювьшюнньгм травматизмом (баротравмы) и нередко возникаюишм Г рофесср ональным заболеванием (кессонная болезль) Услонкя труда в забое осло5княются лалитием воды в лотковой части , которую невозможно полностьО сялштъ сжатым яоздухом. Кессонные работы имеют повыше шую стег. пожарной опасности из-за повышенного содержа гая кислорода в сжатом воздухе, требуют специальных кадров кессонщиков.

Целью изобрете шя является повыиление эффективности способа и исключения KcccoftHbix работ.

Достигается зто тем, что перед прохо/и ой тоннеля осушаемый по трассе тоннеля грунтовый массив герметизируют по всем сторо гам, затем в верхтою часть герметизированного грунтового массива подают сжатьп и откачку грутовой ВОДЬ из нижней части массива ведут при непрерьшной подаче сжатого поздуха. Осушаемьп грунтовый массив герметизирован по всем сторонам путем создания ледогру нтовой оболочки.

На фиг. 1 показан поперечный разрез грунтового массива по трассе тоннеля; на фиг. 2 - то же, в плане; на фиг. 3 - то же, при на;шчии подсти.пающего водоупорного слоя rpyirra; на фиг. 4 - то же, при наличии дополнительного водоупорного слоя грунта, залегающего выше тоннеля.

Способ состоит в следующем. Перед проходкой тонмеля 1 осушаемый грунтовый массив 2 герметизируют по всем сторонам. Герметиза1дая может бьггь выполнена путем создания лeдoгp)тoвoй оболочки 3. Для ее создания бурят с иоверхносте земли замораж} вающие скважиньг 4 и оборудуют ях замораживающими колонками 5, через которые пропускают хлад} оситель. Достижеш1е герметичности яедогру1гговой оболочки устанавливают известными приемами, например по поднятию уровня воды в гидрогеологических наблюдательных скважинах.

После создания герметичной ледогрунтовой оболочки 3 вокруг осушаемого грунтового массива 2 р верхшою его часть подают по скважине 6 сжатый воздух, и откачку грунтовой воды из нижней части ocyinaeMoro гру1 тового массива 2 ведут через скважину 7 при непрерывной подаче сжатого воздуха по скваясине 6. Скважину 7 обсаживают колонной труб 8, в нижней части которой устраивают фильтр 9 и оборудуют глубинным погружнь№5

-1

насосом 0 с фильтром 11 и наггорным трубопроводом 12. Для Н1.гдотвраще}шя выхода сжатого возпухя через фильтр 9, который может произсйти, когда сш1жаемый уровень грунтовой воды 13 дойдет до верха фильтра 9, верх скважины герметизируют пос едством уплотне{шя 14, Огкачку воды глубинным погружным насосом 10 ведут до тех jiop, нока с Г1 жаемый уровень грунтовой воды 13 н Jiocniiiier в районе скважинь 7 верха фильтра 11. В згом слуие сжатый воздух попадет в глубинный погружной насос 10 и его р)аботя автоматически прекратится. Когда депрессиоиная воронка вокруг скважины приблизится к горизонтальной плоскости, откачку воды возсд5новляют. Далее иикл работы глубинного погружюго насоса 10 повторяется до тех пор, пока уровень грунтовой воды в осушаемом массиве 2 не достиг 1ет конечного уровня 15.

Лчя нол)1-;е1В1л более устойчивого режима работь грунтового югрзжного насоса 10 в конечной фазе откачки воды, учитьшая сравнительно малое количество воды в осушаемом массиве 2, подле жицей откач е, производательность глубинного погружного насоса 10 долулна быть равна пропускной способности фильтра 9 или бьгть несколько Акньще ее. При сравнительно малой глубине заложеш1я тоннеля и достатопюй несущей способносто ледогрунтовой оболочки 3 удаление воды из осушаемого грунтового гугассива 2 наиболее целесообразно вести через скваЖ1-п{у 7 самоизливом (без погружного насоса), используя для этого избыточное давление сжатого воздуха, подаваемого в верхнюю часть ocjouaeMoro грунтового массива 2. Зто давление должп10 быть больше макси|(1ального гланометрического напора столба воды от сниженного уровня до поверхности земли. При удале1ши вода самоизливом, при определешюм режиме, зеркало водл в грзнтовом массиве будет выражено поверхностью близкой к горизонтальной плоскости (вместо депрессионной воронки при откачке насосом), которая, снизившись до верха фильтра 9 трубы 8, пропустит в нее сжатый воздух и останется в стабильном положении, отмечая этим окончание удалег-шя воды из массива.

Положение сршжземого уровня воды 13 в осушае.мом грунтовом массиве 2, в том числе конечньш уровень 5, устанавливают по уровню воды в кoнтpoльF oй скважине (не показана) о Герметиза1ЩЯ водонасьшденного массива упрощается при наличии в чем водоупорных слоев 16 и 7.

Варианты выполнения прюдлагаемого способа проходки в обво/цгенных неустойчивых грунтах при различных положе}иях водоупорных слоев показань па фиг. 3 и 4. Скважину 6 дпя подаш сжатого воздуха бурят в осушаемом грунтовом массиве 2. Скважины 7 располагаются при этом в местах самых кизких отметок верха водоупорного CJтoя 16, подсталаюшего осушаемьш грунтовый массив 2. HocJK ocyuiemiH грунтового массива 2 давление сжатого воздуха в нем онижается до

атмосферного, после чего вьтолняют проходку тоннеля 1.

Герметичность оболочки 3 поддерживают до проходки тошюля 1 на всем протяжении участка. Работы по проходке тоннеля после осуURHHH грунтсвого массива 2 ведут в условиях нормального атмосферного давления, что обеспечивает большие скорости по сравнению с существующими споссйами. Таким образом, предлагаемый способ

позволяет ИСКЛНЗЧИТЬ из практики проходки тонявлей кессотаю работы и сплошное замораживание, что дает возможность значительно С1шзить стоимость и трудоемкость раоот при строительстве транспортных тоннелей, тоннелей метрополитенов и других подземных сооружений.

Способ принят к применению на переходных участках трассы с глубокого на мелкое заложение на строящихся Рижском и Калининском радаусах Московского метрополитена. Способ будет прилвняться также иа других линиях метрополитенов Москвы и других городов.

Общий экономический эффект от применения этого шособа только на Рижском и Калининском радиусах Московского метрополитена по предварительным подсчетам составит не менее 2 мпн.руб.

Формула изобретения 1. Способ сооружения тоннеля в обводненных неустойчивых ,включающий осушение грунтового массива по трассе тоннеля и последующую его прюходку, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности способа и исключения кессошйк работ, перед проходкой тоннеля осущаемый по трассе тоннеля грунтовый массив герметизируют по всем стсфонам, затем в верхнюю часть герметизированното грунтового массива подают сжатый воздух и откачку грунтовой воды из нижней части массива ведут при непрерывной подаче сжатого воздуха.

2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что осушаемьп гру(гговый массив гер иетизируют по всем сторонам путем создания тедогрунтшой оболочки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Трупак НоГ, .Замораживание грунтов в подземном строительстве. М„ Недра, 1974, с. 187, рис. 78.2.Власов С Л .Применение кессонного способа в комбинации с искусственным водопонижением при сооружении то}шелей в г. Баку. Шахтное строительство, 1968, № 3-1 Фиг. 1

SU 559 006 A1

Авторы

Василенко Евстафий Андреевич

Кошелев Юрий Анатольевич

Алихашкин Владимир Алексеевич

Васюков Петр Александрович

Василенко Игорь Евстафьевич

Абросов Алексей Андреевич

Сазанов Гаврил Николаевич

Молодцов Георгий Викторович

Сидорцев Виктор Васильевич

Даты

1977-05-25Публикация

1976-03-04Подача