Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Советский патент 1977 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU566293A1

1

Изобретение относится к системам управления реверсивными тиристорными эпектроприводами с раздельным управлением группами тиристоров преобразователя, в которых главное: минимальное время протекания педоходных процессов а режиме прерывистых

токов, величина бестоковой паузы при реверсировании грутш-тиристоров, обеспечение надежной остановки приводного двигателя при нулевом задании и при одновременном обеспечении безлюфтовой регулировочной характеристики тиристорного преобразователя.

Известны различные устройства, с помощью которьпс решаются отдельные из указанных вопросов,

Известны, например, адаптивные регуляторы, имеющие видоизменяющуюся передаточную функцию йри переходе к регулированию в режиме прерывистых токов от режима непрерывного тока ij.

Системы с адаптивным регулятором характеризуются сложностью, а также трудностью при б(беспечении процессов высокого качества в моменты скачкообразного переклк чения структур, связанными с нал11чием

всплесков управляющего напряжения на регулирующих операшюнных усилителях, содержащих конденсаторы в цепях обратных связей.

Кроме ТОГО, при изменении коэффициента усиления не учитываются длительность, а мплитуда пульсаЯий тока и степень рассогласования регулировочных характеристик отг дельных групп тиристоров.

Известны системы, имеющие дополнительную связь с технологическим оборудованием для учета возмущений со стороны этого обо рудования 2j. Однако такие системы сложны, и в каждом конкретном случае необходимо принимать отдельнъ5е решения. Вопросы, связанные с исключением ползучести .скорости двигателя, уменьшением бестоКовой паузы при переключении групптиристоров, в таких системах не решаются.

Из известных систем управления наиболее близкой к предложенной по технической сущности является система, содержащая двухконтурную систему регулирования, состоящую из регуляторов скорости н тока, датчиков скорости и тока, логического перекяюпаюшего устройства, связанного через датчик проводящего состояния тиристоров с тиристорами преобразователя, а также систе му фааовоПэ управления, лодключенную первым и вторым входами через аналоговые ключи к выходу регулятора тока и связанную с группами тиристоров преобразователя через выходные устройства, цепи включения которых объединены с цепями включе НИН аналоговых ключей и подключены к вы ходам логического переключающего устройства з. Эта система содержит включенное между регулятором тока и устройством фазового управления нелинейное звено для компенсации нелинейности ре1гулировочной характеристики преобразаватедя. Устройство линеаризации выполнено совместно с регулятором тока на одном операционном усилителе, имеющем нелинейную связь, цепь которой подключена к выходу датчика з.с. двигателя. Система управлегшя не обеспечивает устойчивое положение нулевой скорости вращення двигателя и высокое качество переходных процессов. Это связано с тем, что при наличии помех и дрейфа нуля усилителя выход регулятора тока из-за его значительного коэффициента усиления в области малых сигналов не может быть нулевым (соотпетствуюшим нулевому значению скорости Подача сигнала э.д.с. в цепь обратной связи регулятора тока равносильна наличию положительной обратной связи по скорости, что снижает точность регулирования по скорости. Кроме того, при ударном приложении нагрузки к двигателю, работающему в режиме холостого хода {в режиме прерывистых ачэкоа), происходит резкое снижение скорости, что недопустимо для большинства технологических процессов. Цель изобретения обеспечение устойчивой нулевой скорости вращения приводного двигателя и повышение качества переходных процессов, Это достигается тем, что к выходу датчика э.д,с. подключен выпрямитель, выход которого через ключевой элемент соединен с треаъим входом системы фазового управления. На фиг. 1 изображена функциональная схема предложенной системы управления; на фиг. 2 функциональная схема системы фазового управления; на фиг. 3 регулировочная характеристика системы фазового yn равления. На чертежах: 1 - регулятор скорости; 2 - регулятор тока; 3 - датчик э.д.с. двигателя; 4 датчик тока; 5 - логическое переключающее устройство; 6 - датчик про водящего СОСТО5ШИЯ тиристоров; 7 выпрямитель; 8, 9 - аналоговые ключи; 10 -ключевой элемент; 11 - система фазового управления; 12, 13 - выходные устройства; 14 - реверсивный тиристорный преобразователь; 15 - группа вентилей направления Вперед ; 16 - группа вентилей направления Назад; 17 - фазосдвигаюшее устройство; 18 - блок сдвига импульсов; 19 - преобразователь уровня управляющего напряжения; ( начальное напряжение, соответствук щее начальному углу управления; U - напряжение управления (выходное напряжение регулятора тока; UQ - напряжение, необходимое для смещения импульсов по фазе в диапазоне -, где ftl - фазность преобразователя; и,я.. - напряжение выпрямителя; Ц а - напркл ение инвертора; Е / - э.д.с. двигателя. Система регулирования (см.фиг. 1) содержи регуйятор 1 скорости, подключенный входами к источнику задающего напряжение. U.,,. и выходу датчика 3 э.д.с, К выходу регулятора скорости подключено логическое пере-, ключающее устройство (ЛПУ) 5 и регулятор 2 тока вторым входом соединенный с выходом датчика 4 тока. Логическое переключающее устройство 5 связано с тиристорным преобразователем 14 через датчик 6 проводящего состоягния тиристоров. Выход регулятора 2 тока через аналогевые ключи 8 и 9 соединен соответственно с первым и вторым управляющими входами системы 11 фазового управления. (СФУ), которая через выходные устройства 12 и 13 управляющих импульсов подключена к группам вентилей 15 и 16 реверсивного преоб{5азователя 14. Цепь запирания ключа 8 соединена с цепью запирания устройства 12, .а цепь запирания ключа.9 - с цепью запирания устройства 13, Цепи запирания подключены к выходам ЛПУ S. Третий вход системы 11 фазового управления через последовательно включенные ключевой элемент 10 и выпрямитель 7 связан с выходом датчика Э.Д.С. 3 двигателя.,; Система 11 фазового управления (см, фиг. 2) состоит из преобразователя 19 уровня управляющего напряжения фазосдвигающего устройства 17 и блока 18 сдвига омпульсов. Преобразователь 19 одним выходом соединен с управляющим входом фазосдвигающего устройства 17 и двумя выходами - с управляющими цепями 20 и 21 блока 18. По одному из входов преобразователя 19 подается напряжение управления .Uy , по второму - напрялсение .U , определяющее начальный угол управления преобразователя при Uy О. На другие входы преобразователя 19 подаются напряжения , задающие порог срабатывания фиксаторов уровней, расположенных в преобразователе 19. Уставка срабатывания 2 UQ соединена с выходом ключевого элемента 10, на вход которого подается сигнал, пропорциональный модулю э.с. двигателя /ЕЛ На вход фазосдвигающего устройства подаются синхронные с сетевым напряжением импульсы, частота котбрых равна Itif , где ttt -фазность преобразователя, f - частота сети. Система управления функционирует.следующим образом. Система управления скоростью двигателя двухконтурная, внутренним контуром яв.ляется контур регулирования тока с регулятором 2 тока и датчиком 4 тока. Раздельное управление комплектами преобразователя осуществляется с помощью логического переключающего устройства 5, Так как устройство 5 подключено к выходу регулятора 1 скорости, то на вход этого устройства поступают сигналы заданной и фактической скоростей. В зависимости 6т знака напрялсения регулятора 1 скорости переключающее устройство 5 включает :выходные устройства 12 или 13 (соответственно группа вентилей 15 или 16). При этом выходное :Напряжение регулятора 2 тока поступает на вход системы 11 управления через прямой ключ 8 или через инвертирующий ключ 9. При работе группы. вентилей 15 открыты ключ 8 и .выходное устройство 12, при работе группы вентилей 16 - ключ 9 и выходное устройство 13. Переключение выход ных устройств и ключей происходит благода ря датчику 6 проводящего состояютя тиристоров только ври отсутствии тока в якорной цепи двигателя, т.е. при запертом состояни тиристоров преобразователя. Система 11 фазового управления осущес вляет преобразование напряжения /у в величину угла управления преобразователя. Точка отсчета угла управления задается син хроимпульсами, поступающими на вход фазо сдвигающехх) устройства 17. Регулировочная характеристика системы фазового управления состоит из /ррех интервалов, где каждый интервал составляет-максимально величину (6О - для трехфазного мостового преобразователя) равную дискр€ тностн преобразователя и интервалу между входными синхронизирующими импуль сами СФУ с частотой tni . СФУ производит сдвиг импульсов по фазе максимально на величину ,) . Напряжение управления для сдвига импульсов в этом интервале состав- Полному диапазону регулировани 18О соответствует напряжение управления U,3UotaK как в устройстве 17 фазосмещение импульсов максимально составляет величи- ну --р , то для получения угла управления oL Щт сигнал управления, поступающий на вход устройства 17, должен быть равен нулю в момент, когда фазовый сдвиг импульСОВ достигает величины - , а напряжение управления - величины .Од . Одновременно в преобразователе 19 вырабатывается логический сигнал, поступающий по цепи 20 на вход блока 18, «оторый осуществляет переключение импульсов, поступающих с устройства 17 на один разряд так, что фаза импульсов на выходе блока 18 в данный момент остается равной -. При увеличении уровня U ройство 17 вновь осуществляет сдвиг импульсов в диапазоне под воздействием сигнала управления U t) - Lf , фаза им-. пульсов на выходе блока 18 равна 2 пГ Логический сигнал вырабатывается на цепи . В функции этого сигнала прэизводится переключение импульсов по выходам блока 18 еще на один разряд, а сигнал на выходе устройства 17 вновь пришхмает нулевое значение. Следовательно, сигнал управления, поступающий на устройство 17, имеет вид U-(Ui, ч LIj)-K-Uj-, . Фаза ик-тульсов на выходе СФУ paBHaoL ,K-UQj а фаза импульсов на выходе блока 18 t f-K -i- о( . (} и,,)- К и . где g - коэффициент преобразо-5ашш(зл-гр«А /вУ При таком законе фазосмещения управляющих импульсов обеспечивается повторная выдача импульсов на выходных шипах блока 18 в динамике, что исключает потерю информации в системе 11 фазового управления и позволяет при одиом комплекте этой системы достичь беетоковую пауау при переключении вентилей по величине не более, чем иитервал дискретности преобразователя. При нулевом задании скорости ( угол управления oL преобразователя устанавливается благодаря нап эялссиию (J таким, что выходное напряжеине преобразователя равно нулю (Uj О). Этот угол для трехфазной мостовой схемы преобразователя и малой индуктивности якорной цепи двигателя равен или больше 120 - и соответствует точке на регулировочной характеристике (см. фиг. 3). При этом порог срабатывания фиксатора уровня, вырабатывающего логический сигнал, поступающий на вход блока 18 по цепи 21, равен 1,5 . 0 , что соотЕетствует углу упраалйния оС . ГТорог срабатывания задается с помощью потенциометра (см, фиг. 2) при } ась шонном тракисторе ключевого элемента 10. Транзистор оллекторным выходом через резистор подлючен к выходу потенциометра и шунтирует его выход.

При задании скорости (gcilд хода регулятора 2 тока поступает напряжение и , которое, алгебраически суммируясь с напряжением , вызывает изменение угла управления при малом уровне входного сигнала (от оС i 12О° до ыэС 9О°) в соответствии с участком а ,, характеристики (см. фиг. 3) и при дальнейрем увеличении напряжения У ув сторону меньших углов и большего выпрямленного напряжения U, по закону, определяемому параметрами системы регулирования и линейной регулировочной характеристикой систек ы фазового управления (см. фиг. З). Изменение угла управления от 12О до 90° при незначительном уровне напряжения jU обеспечивает быстрое прохождение зоны прерывистых токов и высокую скорость нарастания тока разгона двигателя. При появлении эл.с. двигателя с выхода датчика эл.с. снимается сигнал на вход ключевого элемента 1О. Этим сигналом осуществляется запирание транзистора элемента 10, в связи с чем порог срабатывания фиксатора на входе преобразователя 19 (см. фиг. 2) увеличивается до 2 .Ug , что приводит к линейной зависимости угла управления .от величины сигнала управления (см. фиг, 3 характеристика для /Е/ О).

Эта характеристика соответствует линей ному согласованию регулировочных характеристик групп тиристоров преобразователя при котором углы управления группами otj и с связаяы уравнением или оС р и обеспечиваются близкие по значениям э.д.с. выпрямителя и э.д.с. инвертора и и . Линейное согласование харак теристик обеспечивает бьютрое нарастание тормозного тока двигателя.

При установлении двигателя в режим хо лостого хода при каком-либо значении скорости в связи с несоответствием среднего оидчения выпрямле 1ного напряжения преобрааоватеяя и эл.с. двигателя происходит увеличение скорости выше заданной, что п зиводит к измененшо знака выходного напряжения регулятора скорости и благодаря переключению ЛПУ к включению инвертор кой группы преобразователя.

Снижение скорости за счет включения шшерторной группы вновь вызывает включение выпрямительной группы преобразователя. Следовательно, в режимэ холостого 5Ьда через двигатель в связи с линейным согласованием характеристик и высокой ствительностью ЛПУ устанавливается знахо переменный начально-непрерывный ток и, следовательно, зона прерывистых токов существенно уменьшается.

Уменьшение зоны прерывистых токов обеспечивает высокое качество переходных

процессов, равноценных процессам в режиме непрерывного тока. При этом настройка системы регулирования осушествляется по принятому техническому оптимуму, начальный угол управления (точка а на фиг, З) для

повышения помехозащищенности должен быть более 12О°,

Формула изобретения

Система управления реверсивным тирио« торным электроприводом, содержащая регулятор скорости и регулятор тока с подключенными к их входам соответственно датчиками Э.Д.С. и тока двигателя, логическое

Переключающееустройство, подкгабченное вхск

дом к выходу регулятора скорости и через датчик проводящего состояния тиристоров - к тиристорам преобразователя, одноканальную 0 систему фазового управления, подклю1Ченную первым и вторым входами через аналоговые ключи к выходу регулятора тока и связанную с группами тиристоров преобразователя через выходные устройства, цепи включения которых объединены с цепями включения аналоговых ключей и подключены к выходам ,логического переключакицего устройства, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения устойчивой нулевой скорости вращения двигателя и повышения качества переходных процессов, к выходу датчика эл.с. подключен выпрямитель. Выход которого через кшочевой элемент соединен с третьим входом системы фазового управления,

источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Автоматика и телемеханика № 11,

1964, с. 16О1Г

2.Шипшшо В, П. Автоматизированный

вентильный электропривод Энергия, 1969, с, 343.

3.Поздеев А. Д, и др. Припшшы пост5 роения структур вентильного электролфивода

постоянного тока. Труды ВНИИР, вып. 4, 1974 (гфототип).

в /Tl А tf

I2У

«X itfy т

U(UH-tVy)K-(/o IfpuzJЛ

Похожие патенты SU566293A1

название год авторы номер документа
Вентильный электропривод постоянного тока 1984
  • Неймарк Владимир Ефимович
  • Кочетков Виктор Дмитриевич
  • Мельников Евгений Васильевич
  • Корнев Владимир Иванович
SU1492438A1
Устройство для раздельного управления реверсивным тиристорным преобразователем 1976
  • Мельников Евгений Васильевич
SU608250A1
Способ управления реверсивным тиристорным электроприводом 1975
  • Мельников Евгений Васильевич
SU603079A1
Тиристорный электропривод постоянного тока 1978
  • Полищук Борис Бенцианович
  • Харитоненко Юрий Анатольевич
SU771836A1
РЕВЕРСИВНЫЙ ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Иванов А.Г.
  • Ушаков И.И.
RU2079963C1
Электропривод с раздельным управлением 1989
  • Ровенский Александр Георгиевич
SU1817220A1
РЕВЕРСИВНЫЙ ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1995
  • Иванов А.Г.
  • Ушаков И.И.
RU2103797C1
Реверсивный тиристорный электро-привод постоянного тока 1973
  • Демидов Сергей Владимирович
  • Полищук Борис Бенцианович
  • Харитоненко Юрий Анатольевич
SU509966A1
Устройство фазового сдвига импульсов для управления тиристорным преобразователем 1975
  • Мельников Евгений Васильевич
SU547936A2
Вентильный электродвигатель 1978
  • Шепелин Виталий Федорович
SU775831A2

Иллюстрации к изобретению SU 566 293 A1

Реферат патента 1977 года Система управления реверсивным тиристорным электроприводом

Формула изобретения SU 566 293 A1

SU 566 293 A1

Авторы

Мельников Евгений Васильевич

Кочетков Виктор Дмитриевич

Даты

1977-07-25Публикация

1975-05-20Подача