1
Изо.бретение относится к области электротехники, в частности к автотракторному электрооборудованию.
Известны контактно-транзисторные регуляторы напряжения для автотракторных генераторов переменного тока 1 и 2.
Наиболее близким к изооретеиию по технической сущности и достигаемому эффекту является контактно-транзисторный регулятор напряжения, содержащий регулирующий транзистор, коллектор которого соединен с обмоткой возбуждения генератора, а эмиттер ч&р&з полупроводниковый диод - с нулевым выводом статорных обмоток генератора, соедииеиных «звездой, управляющее реле и релейиый элемент защиты от коротких замыканий обмотки возбуждения на массу, обмотка которого соединена с коллектором регулирующего транзистора и через нормально замкнутые переключающиеся контакты управляющего реле с нулевым выводом статорных обмоток, а нормально разомкнутые контакты включены в базовую цепь регулирующего транзистора 3J. Однако такой регулятор напряжения недостаточно надежен в эксплуатации возможного пробоя коллекторного перехода и перегорания базовой цепи регулирующего транзистора при замыкании обмотки возбуждения на плюсовой вывод генератора, так как при этом обмотка
элемента защиты оказывается обесточенной вследствие увеличения напряжения генератора и размыкания нормально замкнутых контактов управляющего реле.
Целью изобретения является повышение надежности регулятора. Это достигается тем, что в предлагаемый регулятор напряжения введено электромагнитное реле защиты, обмотка которого, включена между выводом для
подключения обмотки возбуждения генератора и выводом для подключения нулевой точки статорных обмоток генератора через дополнительный полупроводниковый диод, зашунтированный нормально замкнутым контактом управляющего реле, причем коллектор регулирующего транзистора соединен с выводом для подключения обмотки возбуждения генератора через нормально замкнутый контакт реле защиты.
20
На чертеже дана электрическая схема описываемого регулятора напряжения.
Регулятор напряжения содержит регулирующий транзистор 1, электромагнитное управляющее реле с Обмоткой 2 и переключающимися контактами 3, электромагнитное реле защиты с обмоткой 4 и нормально замкнутыми контактами 5, дополнительный полупроводниковый диод 6 и ограничивающий резистор 7. На схеме представлены та.кже генератор 8 переменного тока с обмоткой 9 возбуждения и включатель зажигания 10.
Регулятор напряжения соединен с бортовой электросетью нри помощи выводных клемм: ВЗ с плюсовым выводом генератора 8 через включатель зажигания 10, О с нулевым выводом статорных обмоток генератора 8, Ш с обмоткой 9 возбуждения генератора 8, М с массой генератора.
Регулятор нацряження в нормальном эксплуатационном режиме работает как обычный контактно-транзисторный регулятор напряжения. Ложных срабатываний реле защиты при этом ни перед вступлением регулятора напряжения в работу, ни в процессе его работы не происходит, так как в первом случае, когда нормально замкнутые переключающиеся контакты 3 управляющего реле замкнуты, обмотка 4 реле защиты зашунтирована открытым находящимся в режиме насыщения регулирующим транзистором 1 и напряжение на ней меньше напряжения срабатывания, а во втором случае обмотка 4 реле защнты обесточена, так как контакты 3 управляющего реле переключаются и работают на второй нормально разомкнутой ступени, а дополнительный диод 5 включен в непроводящем для этого случая направлении.
В аварийных режимах реле защиты срабатывает следующим образом.
При замыкании обмотки 9 возбуждения работающего генератора 8 на массу напряжение последнего уменьшается, при этом переключающиеся контакты 3 управляющего реле возвращаются в исходное нормально замкнутое состояние и подключают обмотку 4 реле защнты под полное напряжение генератора. Реле защиты срабатывает и своими контактами 5 отключает регулирующий транзистор 1 от обмотки 9 возбуждения и места короткого замыкания.
При замыкании обмотки 9 возбуждения работающего генератора 8 на плюсовой вывод генератора обмотка 4 реле защиты, несмотря на разомкнутые контакты 3 первой нормально замкнутой ступени управляющего реле, подключается лод полное напряжение генератора через дополнительный полупроводнико.вый диод 6. Реле защиты срабатывает и своими контактами 5 раЗ(рывает цепь аварийного тока 4eipe3 транзистор: плюсовой вывод генератора - место замыкания плюса на обмотку 9 возбуждения-.клемма Ш регулятора- контакты 5 реле защиты - коллекторно-базовый переход регулирующего транзистора 1-резистор 7- замкнутые контакты 3 второй нормально разомкнутой ступе:: 1 управляющего реле - О регулятора-нулевой вывод статорных обмоток генератора 8, отключая транзистор 1 от места замыкания.
Таким образом, включение обмотки реле защиты между началом обмотки возбуждения и нулевым выводом статорных обмоток генератора через вспомогательный диод, включенный параллельно нормально замкнутым переключающимся контактам управляющего реле, а нормально замкнутых контактов
реле защиты между коллектором регулирующего транзистора и обмоткой возбуждения генератора делает реле защиты универсальным, защищающим регулирующий транзистор от любых замыканий обмотки возбуждения
как на массу, так и на плюсовой вывод генератора, что, в свою оче|редь, повышает надежность регулятора напряжения в целом.
Формула изобретения
Контактно-транзисторный регулятор напряжения для генератора переменного тока, содержащий регулирующий транзистор, коллектор которого связан с первым выводом для подключения обмотки возбуждения генератора, а эмиттер через диод соединен со вторым выводом для подключения нулевой точки статорных обмоток генератора, а также электромагнитные управляющее реле и реле защиты, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, обмотка реле .защиты включена между указанными выводами через
дополнительный диод, зашунтированный нормально замкнутым ко.нта,ктом управляющего реле, цричем коллектор траазистора соединен с первым выводом через нормально замкнутый контакт реле защиты.
Источник|И информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР №443451, кл. Н 02Р 9/18, 1972.
2.Авторское свидетельст1во СССР №474895, кл. Н G2P 9/30, 1973.
3.Авторское свидетельство СССР №276220, кл. Н 02Р 9/30, 1968.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1970 |
|
SU276220A1 |
Контактно-транзисторный регулятор напряжения для электромашинных генераторов | 1981 |
|
SU987774A1 |
Устройство для электропитания автономных объектов | 1975 |
|
SU575755A1 |
^ ВСЕСОЮЗНАЯ?^-тшгш-л[книч?еЯй^i.,._^'*-'-'O^rf(A | 1973 |
|
SU372635A1 |
Устройство для электропитания автономных объектов | 1975 |
|
SU584423A1 |
Регулятор напряжения для синхронных генераторов | 1981 |
|
SU955496A1 |
Автотракторная система электропитания | 1975 |
|
SU556549A1 |
БОРТОВОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2012 |
|
RU2518914C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ | 2004 |
|
RU2285993C2 |
КОМПЛЕКТНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2000 |
|
RU2191709C2 |
Авторы
Даты
1977-09-15—Публикация
1976-04-12—Подача