шш
к углуолишю.
BbiCMKa дна углубления молозт быть выполнена -прямоугольной; а гнездо стопоркогс элемента ложег иметь канавку, 1лирина которой леныле диаметра шарика.
Кроме того, стопорный агшызнт целесообразно вьшолнять в ввде двуалечего рычага.
ОгранйЧ1ша1сщи8 поверхности опоры имеют высогу, соответствую1иую половннз .uiiaiyjerpa , и цшрину, мепьи1ую суьамы диаметра mapiuca и ширшгы выолжи опоры.
В корпусе может быть жест-ко закреплена дополш1тельная сфер№геская опора, на которой с возмохшсстьо регулировки сыоз-тфованы ояора, шарик и стопорный элемент, при эюлг центр еферь опоры совмепхен с BcpxHcii точкой стопориого элемента.
На фщ. 1 иоказаис и ;йдлагаемО ; устройство з аксонометрИ1 еской проакщат, оощт выд: на фиг. 2-- то же, продольный разрез; на фкг. 3 второй BapaaKi BbHiOjnieHiffi устройствп вид; на фиг 4 - то же, лродолыилй разрез; на фиг. 5 -- Tpeiitii варпаиг Б;,шолне;шя устройогаа Б сборе, обцтий лид; ira фкг. 6 - про.дольнтлй разрез по фиг. 5; ;i:i фиг. 7-- разрез сферической Oiiopm устройства :1О фиг. 5; на фиг. 8 - устройсшо ло фиг. 5 3 pa: :0U jinc;-. л-ч(а: fia фа:, у - - оо,iOnbULiii разрез устройства по сс;к:Г пиеской на фиГ: 0 -- разрез на фкг. 9.
AbapHf - :.iai f paioiiiecc;j спяпа-аюилсе зсгрояство б.. И. гранспортного срелсиза со:)j.yC. усг;;;;ОЬЯС:1 ;уН) В нем
З; i;a котором нал-ппна тепта 4 О.Г1 ,.iiusodig;: колесо 5, li глехаиизм fOjibri |;;к:)П1.;часг iiSiep;i.HO}u;oe reJiO ь i..acuoJio;-:-.:e itiOK) с ) ьш перемещения в yrjiyojuuiiiH я onopiij 1 ко Н1уса и взщ моденству;ощего гш мере с OAIIIIM подвижно у:rauo8jienihiM стонорНым элеме1 том в виде рычага Рычаг paoHOJio/Ks j над гнарнком и блокирует ;/ : 3 катуаиси через храпойш колесо 5.
Опора i корпуса закреплена BiHrraivij 8, проходящими ь ; ;vpcTiTo б В сго нихшеп час1И, на боковой стенке 9 корпуса. В дне в углубления а опоры I выполнена выелжа г, окруженная в верхней части контлетрично рн.1сиоложе -г-;:он сюн-кой 10. Наружный дз-;аметр этой стегаси немного кюнт-лке ивфины нлос1,.ого участка. 11 опорь .1. переход,ян1его на ее колде в новышепп1.,Й торец 12, который имеет на верхнем KOiayj открытую вверх лрорезъ д. В нихчней части этой прорези вьшолнен прнзматнческий паз е, расноложе ан,ш меяфу двумя боковыми проушннами 13) я 132 торца, имеюнлимн соосные отверстия ксдля установки штифта 14.
Выеглка ,f дн.з в утлублеетдя опоры корггуса имеет ограничьающие перзмсще1шя шарика 6 кромкн S и рад1.;у1: г. меныш-ш радиуса шарика, который своим сфер1гасс1«1м сегй.1ентом н входат в выемку г. iTeiirp тяжести Sj шаршчв расположен между ограничивающими кромками з над средней плоскостью Еыемкя. При зтом высота h стенки 10 равна ноловинб диаметра D шаршса 6, а внутренний диаметр CTCincH несколько меньше суммы диаметра D шарика и диаметра d выемки г.
Рьтаг вьшолнен с конусообразным гнездом 15 под шарик, BepuiHHaK которого в исходног положешш лежггг над нижней плоскостью 16 рычага, и установлен с возможностью перемещения в направлещ-ш средней плоскости выегугки г. Нижний диаметр конусообразного гнезда 15 больше шириьы нижней нлоскости 16 рьгчага, переходящей затем через наклонный обращенный влерх участок 17 в верхнюю часть 18 рычага. На нижней стороне последней вьшолнен выступ 19, оканчивающийся острой кромкой л, нанравле1шый В1шз и проходящий по в.;ей ширине верхней части рычага. Свободный конец ее снабжен нанравленным вниз утолщением 20.
Рьпаг своей осгрой кромкой л устанавливается в призматический паз s н фиксируется штифтом 14. ИЬфи.иа верхней части 18 и тем самым ocTpoii кромки л несколько меньше ншрины прорезн д в т орде 12 оноры 1, так -го моиту боковыми нроуншпами 13; н 132 торда н 7 не возникает ТрЫ;; ЯРычаг 7 своим конусообразным гнездом 15 HjJiLiciaei в iO4i a., i; ii н К н;арнку 6. При этом летр тяжести S рычага 7, к направлении но вертиKajHi, расноложен меж,)1у острой кро.мкой л и точкамн IV; и н контакта пирнка, иреимущественно вблиji острой кромки л. Благодаря этому рычаг ..:iiO прилегает к шарику 6, имея небольшой вес. Чтобы исключить искажения величины срабаты1;аи11я :юз;;,ийствунлцнх на рычаг 7 сил, осграя Kporvr I- а /к iictrrp тяжас1и S и точки м и н контакта niapnка лежат в одной нлоскости, lтapaJUleльнoй плоскости ограннчнваюпдих кромок з выелжи.. Такое расположение центра Tir/KecTM S рычага и свободная от 7рен1 я его установка обеспечлвакя возможность точной регу.чировки.
)ычаг7 выполнен преимущественно из материала с yuejibHbnvi весом 0,9-2,7 г/см, например из нласгмассы, чго ntJBiaiHaeT чувствительность устройства.
В копструклии устройства, показанной на фиг. 3, 4, 7 расно.ложен с возможностью поворота вокруг опорного П1тифта 21, установленного ,чад опорой 1 и перед ней. Центр тяжести S рычага расположен вблизи Н1тифта21. Конусообразное гнездо 15 рычага нереходат в заосфениый его конец 22, служаншй стопорным элементом. Острие о этого конца направлено вверх и расположено на небольшом расстоянии от свободного конца вала 3 катутнкн, который имеет зубья 23, взаимодействующие с концом 22 рычага 7.
На фиг. 5-8 показаны варианты вьтолнения втяпгаашщего устройства, у которого при столкновении, например, в направлешш двюкеиия транспортного средства может быть достигнута значительно меньшая величина его срабатьшания и более высокая чувствительность, чем при ударах в других направлениях.
На плоском верхнем участке 11 опоры 1 вьшолнена проходящая по всей ее ширине канавка 24, на дне которой расположен паз 25. Ширина этого паза меньше диаметра D шарика 6, который лежит в канавке 24 на ограничиванадих кромках з, расположенных в горизонтальной плоскости, и своим сферическим сегменгоми входит в паз 25. Канавка 24 и паз 25 расположены в направлении движения транспортного средства. Ограничивакицие кромки з стабилиз1фуют шарик 6 в поперечном направлении. Расстояние между внутренними псшерхностями п канавки 24 выбрано так, что после выхода шарика из нейтрального положения его центр тяжести Si лежит между ограничивающими кромками 3.
Рычаг имеет на свободном конце утолщение 26 с отверстием р. Для монтажа рычага штифт 14 пропускают через соосные отверстия ж в проушинах 131 и ISj и через отверстие р так, что рычаг устанавливается поворотно и с зазором относительно npoyimiH. Конусообразное гнездо 15 рычага под ихарик офазовано двумя расположенными под углом доуг к другу и направленными относительно длины рычага продольнобоковыми стенками 27 (см. фиг. 7), выступающими по обеим сторонам вниз за наружные кромки рычага. Офазованная пресечением боковых стенок кромка с лежит ш оси симметрии рычага. Дно гнезда рычага вьшолнено с симметричной средней линии рычага канавкой т, проходящей параллельно стенкам 27 и имеющей ширину, меньшую диаметра D шарика. Боковые стенки 27 и канавка т расположены перпендикулярно к направлению движения траншортного федства. Ограничивающие кромки у рычага контактируют с шариком 6. Для обеспечения наименьшего давления рычага на шарик его центр тяжести S расположен вблизи штифта 14.
Шарик, стабилизированный кромками з паза 25 в поперечном направлении относительно движения транспортного средства, стабш1И31фуется также в направлении движения последнего ограничивающими кромками у рьиага, что повышает чувствительность и позволяет полностью.компенсировать монтажные допуски в обоих направлениях.
На фиг. 9 и 10 показан вариант вьшолнекия предлагаемого устройсгаа, снабженного дополнительной сферической опорой 28, закрепленной на боковой стенке 9 корпуса с помощью винтов 29. Верхняя сторона 30 сферической опоры вогнута. Нижняя кромка 311 опоры 1 лежит на той же дуге окружности, что и верхняя кромка 31 сферической опоры 28.
Нижняя сторона 32 опоры 1 вьшолнена вьшук лой с радиусом кривизны R, равным верхней стороне 30 сферической опоры.
На верхней стороне 33 опоры 1 вьшолнено круговое углубление о, плоское основание ф кото6
рого смещено вниз относительно верхней стороны 33 опоры 1. Ограничивающая стенка 10 утлубления имеет высоту, составляющую половину диаметра шарика, а ее внутренний диаметр меньше суммы
диаметра шарика и диаметра выемки г дна углубления. Как и в предыдущих формах вьшолнения устройства, штифт 14, центр тяжести S рычага 7 и точки м и н контакта шарика с рычагом лежат в плоскости, параллельной ограничивающим кромкам 3.
Центр X сферической опоры 28 совмещен с верхним острием о рычага 7. Это позволяет использовать устройства одного типа и регулировать их только при монтаже, что экономит инструмент и
обору-дование.
Предварительно опора 1 с шариком 6 и рьиагом 7 регул1фуется на закрепленной в Kopityce сферической опоре 28, а затем (преимущественно) склеивается 1ши сваривается с ней.
Устройство работает следующим образом.
В варианте вьшолнения, показанном на фиг. 1 и 2, шарик при превышении доп стимых значений ускорения или замгдления выходит вследствие инерции из нейтрального положения. При этой
форме вьшолпения чувствительность во всех лежащих в плоскости опоры 1 направлениях одинакова. Так как шарик входит в выемку г только своим сффическим сегментом и,. он должен при этом подняться из выемки на плоский участок 11 опоры1, так что чувствительность устройства достаточно высока. Под действием перемещения шарика рычаг 7 поднимается вверх в соответствии с наклоном конусной поверхности его гнезда 15 и взаимодействует с зубьями храпового колеса 5, осуществляя блок1фовку катушки.
После окончания процесса шарик сам возвращается в исходное положение, так как его максимальный путь лежит постоянно внутри огралич1тающкх кромок 3 выемки г. При этом рычаг 7 перемещается вниз, освобождая вал катушки.
При вьшолненни устройства, показанного на фиг. 3 и 4, превышение допустимой величины ускорения или замедления также приводит к отклонению шарика 6 от нейтрального положения на очень
небольшую величин) в сторону подъема относительно ограничивающей.кромки з. Ограничивающая стенка 10 задает положение центра тяже ста Si шарика лишь внутри ограничивающих кромок з. При этом рьиаг 7, поднимаясь вверх, входит в зацепление с зубьями 23, блокируя вал катушки.
Для исключения отрицательного влияния моментов, возникающих при резком изменении скорости, на положение покоя рычага его центр тяжести 8, лежащий между штифтом 21 и точками мин
контакта шарика а также штифт 21 и точки контакта расположены в одной плоскости.
При сш1жеш1и натяжения лешы 4 ремня шарик самостоятельно возвращается в исходное положение, при котором его центр тяжести Si лежит
внутри ограничивающих кромок э.
В модификациях устройства, показанных на фиг.5-8, при резком измешнии скорости.,анспортного средства шарик 6 перемещается в направлении его движегшя в канавке 24. Поскольку канавка расположена именно в этом направлении, сопрот1шление минимально, так что величина срабатьшания в этом направлении может быть установлена очень небольшой. Легкий рычаг 7, изготовленный из пластмассы с малым удельным весоМ; при малейшем движении шарика вследствие наличия наклонных боковых стенок 27 гнезда 15 движется вверх. Для устранения возникновеюш дополнительных моментов предусмотрено расположение центра тяжести S рычага 7, штифта 14 ограничивающих кромок у рычага и канавки т в параллельной к кромкам 3 паза 25 плоскости. Если значение резкого изменения скорости транспортного федства превь шает допустимую величину и направлено поперек его движения, то шарик 6 перемещается из нейтрального положеьшя через ограничивающие кромки 3 и через боковые стенки 27 поворачивает верх рычаг7. При этом шарик движется внутри kaHaBKH т.
Повернутый вверх рычаг, выполненный на конце в виде собачки, входит в зацепление с зубьями 23 храпового колеса 5 сцепления так. что при дальнейшем разматыва1ши ленты ремня происходит относительное скольжеш1е между колесом и валом катушки, что приводит к блокировке.
При резком изменении скорости, дейстеующем в направлеьши движения транспортного средства, шарик остается в горизонтальной плоскости. Для возвршцеипя шарика в исходное положение требуется особое бездействие. Поскольку катушка находится под действием сп1фальной возвратной пружины, зуб храпового колеса сцепления воздействует на вьшолнепный в ввде собачки конец рычага, возвращагои ; шарик в исходное положе1ше.
Если ycKOpemie (замедле ше) действует в поперечном направлении, что шарик после окончания такого воздействия самостоятельно возвращается в исходное ioлoжeниe, так как его центр тяжести Sj постоянно мгжит между офашчивающими кромками 3 паза 23.
Эта форма выполнения позволяет повысить чувствитедыюсть управления. Особенно малая величина срабатьшаш1я может быть получена в направлении движения транспортного средства.
Формула изобретения
1. Аварийно-запирающееся втягива1эщее устройство ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус, установленную в нем катуп1ку с валом, на котором намотана ленга ремня и закреплено xjianoBoe колесо, и механизм блокировки, включающий инерционное тело в виде шарика, расположе}шого с возможностью перемещения в углубле(ши опоры корпуса, имеющем огранишвающие поверхности, и взаимодействующего по крайжй мере с одним подвижно установленным стоюрным элементом в виде рычага, расположенного над шариком и олокирующего вал катушки через аповое .колесо, отличающееся тем, что, с целью повышения его чувствительности и надежности срабатьшания, в дне углубления опоры выполнена выемка, имеющая ограничивающие пфемещение шарика кромки и ширину, меньшую его диаметра,
при этом центр тяжести шарика расположен между этими кромками, а стопорный элемент вьшолнен с конусообразным гнездом под шарик и установлен с возможностью перемещения в направлении федней плоскости выемки.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем,
что центр тяжести стопорного элемента, точка его крепления и точки контакта шарика в нейтральном его положении с поверхностями гнезда расположены в плоскости, параллельной плоскости ограничиваюпдах кр о мок в ые мки.
3. Устройство по пп. 1и 2, отличающееся тем, что стопорньш элемент вьшолнен из материала с удельным весом 0,9-2,7 г/см, например из пластмассы.
4. Устройство по. im. 1-3, отличающееся тем, что углубление опоры выполнено в виде канавки, расчоложенной в направлении движения транспортного средства, а гнездо стопорного элемегоа размещено перпендикулярно к углублегшю.
5. Устройство по п. 4, отличающееся тем,
что выемка дпа углубления выполнена прямоугольной.
6.Устройство по пп. 1-5, отличающееся тем, что гнездо стопорного элемента выполнено с
канавкой, ширина которой меньше диаметра шарика.
7.Устройство по пп. 1-6, отличающееся тем, что стопорный элемеит выполнен в виде двушхечего рычага.
8. Устройство по пп. 1-7, отличающееся
тем, что ограничивающие поверхности опоры имеют высоту, соответствующую половине диаметра щарика, и плфину, меньшую суммы диаметра шарика и ширины выемки опоры.
9. Устройство но пп. 1-8, отличающееся
тем, что в корпусе жестко закреплена дополнительная сферическая опора, на которой с возможностью регулировки смонтированы опора, шарик и стопорный элемент, при этом центр сферы опоры совмещен с верхней точкой стопорного элемента.
Источники информации, принятые во внимание
при экспертизе:
1- Патет Великобритании № 1324667 по
кл. АЗУ 1973 г.
2. Хальфан Ю. А. Мероприятия, пoвыпJaюшиe безопасность конструк1ши легкового автомобиля, Обзор НИИавтопрома 1У67 г. стр. 5U. фиг. 11.
X /5
Фиг.1
8 / Ф(г.2
Фиг
.5
и
25
7 g J
.6
J4
Авторы
Даты
1977-09-25—Публикация
1975-01-20—Подача