Одним ИЗ наиболее тяжелых процессов в рыбной промышленности, несомненно, являются работы на тонях. Поэтому вопрос о механизации тони нужно рассматривать, как один из актуальнейших и неотложных вопросов рыбной промышленности.
В виду того, что часть тоневых операций, как например, завоз подготовительного невода катером, выметка с неводника, тяга бежного крыла (двигателем с помощью лебедки) получили уже более или менее удовлетворительное решение, основное внимание нужно сосредоточить на спуске пятного крыла и механизации выливки.
Как известно, после выметки невода с неводника и передачи на берег бежного уреза, начинается тяга его с помощью лебедки. В то же время необходимо приближать к „притонку и пятное крыло, обеспечивая правильное сплывание последнего и никоим образом не позволяя сильному течению воды снести невод ниже притонка, что связано с тяжелой операцией тяги невода против течения, и, обычно, уходом рыбы из невода.
Сплывание пятного крыла в основном происходит под действием двух сил: 1) силы течения воды, которая давит на пятное крыло и 2) силы тяги, передаваемой через подборы.
Весной при больших скоростях полых вод и при сравнительно малых скоростях тяги бежного крыла последнее не успевает описать своей нормальной траектории за то время, в течение которого пятное крыло будет поднесено к притонку, и будучи прижато к берегу, нарушит весь правильный режим лова.
Поэтому при больших скоростях течения производится „спуск пятного крыла, причем приходится пятной урез задерживать (тормозить).
Операция торможения обычно выполняется примитивно посредством „запячивания пятного кола, к которому прикреплен урез. „Пятчик упирает конец кола в землю, держа
кол под небольшим углом к горизонту. Тогда под действием натяжения пятного каната кол глубоко вонзается в землю и задерживается на месте.
Последующий спуск пятного крыла состоит в том, что „пятчик начинает постепенно отклонять верхний конец кола в сторону, не выпуская его из рук до тех пор, пока не освободится нижний конец кола, разворачивающий при этом землю.
У опытного пятчика эта операция протекает спокойно, у неопытного нередко кончается авариями невода и увечьем пятчика.
В авторском свидетельстве № 258О описано устройство для механического управления пятным урезом невода с применением проложенного вдоль берега реки пути и расположенной на нем каретки для прикрепления конца уреза в целях тяги или спускания последнего при помощи лебедки.
Устройства, подобные описанному в указанном авторском свидетельстве, обладают тем недостатком, что они не обеспечивают вполне плавного и надежного спускания невода по течению, и анализ работы подобных устройств показал, что наиболее пригодной для механизации управления пятным урезом невода является тележка, идущая так же, как и каретка по рельсовому пути, проложенному вдоль берега реки, и снабженная двумя шкивами с навитым на них тросом, один конец которого укреплен в начале неводного участка, а другой - в районе притонения.
Для торможения тележки применен ленточный тормоз, связанный с одним из шкивов и управляемый при помощи рычажной системы из кабины тележки.
На чертеже фиг. 1 изображает общий вид устройства спереди,- фиг. 2 - вид сбоку по стрелкам А-А; фиг. 3 - схему работы устройства.
Вдоль берега реки протяженностью 500-700м проложен рельсовый путь, причем, как показано на фиг. 1, рельс 7, наподобие обычных железнодорожных путей, проложен на шпалах по земле, а рельс 2 проложен в вертикальной плоскости и крепится к сваям 3.
По описанному рельсовому пути на четырех бегунках 4, 5 перемещается тележка 6, причем, как показано на чертеже, одна пара бегунков 4 катится по рельсу /, проложенному в горизонтальной плоскости, а вторая пара 5 - по рельсу 2, проложенному в вертикальной плоскости.
Тележка. в основном имеет два желобчатых шкива 7 и 6, причем желобчатый шкив 8 с тормозным шкивом 9 насажен на вал W. Последний покоится в подшипниках П. Второй желобчатый шкив укреплен на валу 12 и также уложен в подшипниках.
Подшипники жестко укреплены к металлической раме 13.
Тормозной механизм тележки состоит из тормозного шкива 9, насаженного на вал 10, и штурвала 17. Последний входит в кабину 18 пятчика. Механизм обратного передвижения тележки 6 представляет собой обычный кривошипный механизм и приводится в движение вручную пятчиком через рукоятки 19.
Действие устройства заключается в следующем.
В начале замета пятной урез подается на берег и крепится за гак 20 тележки. Как было сказано выше, под действием силы течения и тяги бежного уреза происходит сплывание невода по линии а, Oz, а (фиг. 3). При этом пятной урез стремится переместить тележку параллельно движению невода.
Для регулирования правильности сплывания невода имеется механизм управления (регулятор), состоящий из тормозного механизма тележки, двух желобчатых шкивов 7 и 6 и троса 21. Последний одним концом жестко крепится в начале неводного участка в точке Л, затем три-четыре витка навиваются на желобчатые шкивы 7, 8. Второй конец троса закрепляется в конце неводного участка в точке 5 (в районе притонения).
Пятчик при помощи тормозного щтурвала 17 действует через посредство рычажной системы 15, 16 на ленточный тормоз 14 тормозного шкива 9, укрепленного на валу 10 вместе с желобчатым шкивом 8; последний в свою очередь связан с желобчатым шкивом 7 при помош,и троса 21, Из изложенного ясно, что трос 21, два желобчатых шкива и тормозной механизм работают, как одно целое.
При врашении шкивов происходит перебирание каната по жолобам и, благодаря этому, тележка перемещается параллельно сплыванию невода.
Пятчик, находясь в кабине 18 тележки, наблюдает за правильным сплыванием невода и регулирует скорость сплывания, а также передвижения тележки.
Обратное движение тележки из точки В в точку А легко осуществляется пятчиком через кривоI шинный механизм тележки, как было сказано выше.
Предмет изобретения.
1. Устройство для механического управления пятным урезом невода по авторскому свидетельству № 25810, с применением проложенного вдоль берега реки пути и расположенной на нем тележки, отличающееея тем, что, с целью плавного и надежного спускания невода по течению, тележка 6 снабжена двумя шкивами 7 н 8 с навитым на них тросом 21, один конец которого укреплен в начале неводного участка (в точке А), а другой- в районе притонения (в точке В).
2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что для торможения тележки применен ленточный тормоз 14, связанный со шкивом 8 и управляемый через посредство рычажной системы 15, 16, штурвалом 17 из кабины 18.
CQ
X) 3O
XO
r-o
on
A Ф H Ф
a и
s
о и о
Рн О
ра
сб
k S о S
ьч О
а и
сб со
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕЧНОГО НЕВОДНОГО ЛОВА ПОКАТНЫХ РЫБ | 2013 |
|
RU2558510C2 |
Способ речного неводного лова рыбы | 1983 |
|
SU1106459A1 |
Способ облова внутренних водоемов | 1987 |
|
SU1440448A1 |
Устройство для механической тяги и спуска пятного крыла речного невода | 1952 |
|
SU97733A1 |
СПОСОБ ВЫБОРКИ РЕЧНЫХ ЗАКИДНЫХ НЕВОДОВ | 1991 |
|
RU2048096C1 |
Закидной речной невод | 1985 |
|
SU1253555A1 |
Способ речного неводного лова рыбы | 1975 |
|
SU578932A1 |
Способ облова замкнутых водоемов | 1990 |
|
SU1761070A1 |
СПОСОБ МНОГОКРАТНОГО ОБЛОВА ОГРАНИЧЕННОЙ АКВАТОРИИ | 1980 |
|
RU2061368C1 |
Устройство для механической тяги пяты невода | 1930 |
|
SU25810A1 |
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1939-02-05—Подача