Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя Советский патент 1977 года по МПК B60L11/06 

Описание патента на изобретение SU586014A1

1

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть использовано на тепловозах для плавного регулирования возбул дения тяговых электродвигателей в режимах ослабления поля, боксования и т. д.

Известно устройство для регулирования возбуждения тяговых электродвигателей с применением тиристорных схем управления, с помощью которых шунтируется последовательная обмотка возбуждения электродвигателя и часть полупроводниковых вентилей главного выпрямителя 1.

Недостаток таких схем заключается в том, что они не позволяют получить достаточную степень ослабления возбуждения электродвигателя.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя последовательного возбуждения, питаемого от главного полупроводникового выпрямительного моста, содержащее полупроводниковые мосты ослабления и усиления возбуждения электродвигателя, питаемые от трансформаторов, причем полупроводниковые вентили катодной группы моста ослабления возбуждения подключены к точкам последовательного соединения электрических вентилей плеч главного выпрямительного моста, сЬединенных с обмоткой возбуждения электродвигателя 2.

Недостаток устройства - значительная пульсация тока возбул дения и недостаточно высокий КПД. Цель изобретения - повышение надежности и экономичности устройства.

Это достигается тем, что входная обмотка трансформатора, питающего мост ослабления возбуждения, подключена к полюсам переменного напряжения главного моста в противофазе с выходной обмоткой.

На чертеже дана схема предлагаемого устройства в однофазном исполнении.

Тяговый электродвигатель 1 с последовательной обмоткой 2 возбуждения питается от

источника 3 переменного тока через главный выпрямительный мост 4 (полупроводниковый), состоящий из диодов 5-16. Параллельно обмотке 2 возбуждения подключены полупроводниковый мост 17 ослабления возбуждения, состоящий из тиристоров 18-21, и мост 22 усиления возбуждения, состоящий из тиристоров 23, 24 и диодов 25 и 26, причем тиристоры 20, 21 катодной группы моста ослабления подключены к точкам последовательного соединения электрических диодов 13-16 плеч главного выпрямительного моста 4, соединенных с обмоткой 2 возбуждения электродвигателя 1. Мост ослабления питается от источника 3 через трансформатор 27,

подключенный входной обмоткой 28 к полюсам переменного напряжения моста 4, выходная обмотка 29 трансформатора 27 и входная обмотка 28 включены в нротивофазе. Мост 22 питается от вспомогательного источника 30 тока через трансформатор 31 с первичной 32 и вторичной 33 обмотками.

Устройство работает следующим образом.

Пусть положительному полупериоду напряжения источника 3 соответствует полярность, показанная на чертеже. Начала обмоток 28 п 29 имеют ноложительные потенциалы, концы обмоток - отрицательные потенциалы. Ток электродвигателя проводят диоды 5, 7, 9, 12, 14, 16 главного моста 4. Для ослабления возбуждения тягового электродвигателя в пределах 1,0-0,4 включают с некоторым углом тиристоры 19 и 21. При этом часть тока якоря будет протекать в обход обмотки 2 возбуждения и диода 16. Ток в обмотке 2 возбуждения будет меньше тока якоря 1. В самом конце положительного полупериода напряжения источника с углом близким к IT включают тиристор 18, при этом к тиристору 19 в обратном направлении прилагают напряжение обмотки 29 трансформатора 27, под действием которого он отключается. По истечении положительного полупериода полярность напряжения источника 3 изменится на противоположную, в результате чего диоды 5, 7, 9, 16 отключатся и включатся диоды 6, 8, 10,,: 11, 13, 15, которые будут проводить ток электродвигателя при отрицательном полупериоде напряжения источника 3. Так как ток в обмотках двигателя не может измениться мгновенно, тиристоры 18, и 21, диоды 12 и 14 и трансформатор 27 будут продолжать проводить разностный ток якоря и возбуждения. При этом к обмотке 2 приложено напряжение источника 3 за вычетом напряжения обмотки 29 трансформатора 27, под действием которого ток возбуждения начнет возрастать. С заданным углом включают тиристор 20, при этом тиристор 21 и диоды 12, 14 отключатся под действием напряжений источника и обмотки 29, приложенным к ним в обратном направлении по цепи 29, 20, 13, 11, 3, 12, 14, 21, 29. Таким образом, обмотка 2 возбуждения вновь окажется зашунтированной на этот раз тиристорами 18, 20. Ток в ней будет снижаться. Изменением углов включения тиристоров 20 и 21 регулирует ток возбуждения электродвигателя практически от 100 до 40% тока якоря. Ограничения по минимальному углу включения тиристоров 20 и 21, а также наличие сопротивлений в контурах, не позволяют получить более глубокого ослабления возбулсдения электродвигателя в описанном режиме. Для получения степени ослабления возбуждения менее 0,4 при минимально возможном угле включения тиристоров 20 и 21 начинает регулировать ток возбуждения электродвигателя изменением углов включения тиристоров 18 и 19 вниз от я. При этом обмотка 29 включается встречно обмотке 2 возбуждения.

Уменьшение углов включения тиристоров 18 и 19, т. е. более раннее их включение по сравнению с рассмотренным режимом, позволяет получить степень ослабления возбуждення менее 0,4. При этом несколько увеличится интервал токопроводящего состояния трансформатора 27, но так как величина тока, протекающего в трансформаторе 27, составляет незначительную часть разностного тока

якоря и возбуждения, протекающего через мост 17 ослабления, установленная мощность трансформатора будет невелика.

В режиме усиления возбуждения мост

17 отключен и действует только мост 22. Изменением угла включения тиристоров 23 и 24 регулируют ток, поднитывающий обмотку возбуждения, например, в режиме боксования. Благодаря электрической развязке мостов,

мост 22 может быть выполнен полууправляемым, или по асимметричной схеме, как показано на чертеже, или по симметричной схеме с нулевым диодом, что имеет место в многофазных схемах.

В предлагаемом устройстве трансформатор 27, питающий мост 17 ослабления возбуждения тягового электродвигателя, работает кратковременно и, главным образом, в режиме глубокого ослабления возбуждения менее

0,4. Пульсации тока возбуждения тягового электродвигателя в режиме ослабления возбуждения будут ниже, что ведет к повышению надежности коммутации тягового электродвигателя. С другой стороны свижение пульсаций токов, использование трансформатора только в режиме глубокого ослабления возбуждения ведет к снижению потерь в схеме. Предлагаемое техническое решение позволяет выполнить мост 22 усиления возбуждения

тягового электродвигателя полууправляемым, что надежнее и проще. Кроме того, выполнение моста 22 по ассиметричной, либо по симметричной схеме с нулевым диодом позволяет снизить пульсации токов в режимах усиления возбуждения тягового электродвигателя, например, при боксовании, что также ведет к повышению надежности и экономичности устройства.

Формула изобретения

Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя последовательного возбуждения, питаемого от главного полупроводникового выпрямительного моста, содержащее полупроводниковые мосты ослабления и усиления возбуждения электродвигателя, питаемые от трансформаторов, причем

полупроводниковые вентили катодной группы моста ослабления возбуждения подключены к точкам последовательного соединения электрических вентилей плеч главного выпрямительного моста, соединенных с обмоткой возбуждения электродвигателя, отличающееся 5 тем, что, с целью повышения надежности и экономичности устройства, входная обмотка трансформатора, питающего мост ослабления возбуждения, подключена к полюсам переменного напряжения главного моста в про- 5 тивофазе с вь ход1гой обмоткой. 6 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 1473281, кл. Н 02Р, 1967. 2. Патент Англии № 1315851, кл. Н 2А, 1973.

Похожие патенты SU586014A1

название год авторы номер документа
Тяговый электропривод 1974
  • Чернышев Аркадий Алексеевич
  • Формальский Григорий Борисович
SU506529A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Перфильев Константин Степанович
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2364526C1
Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя электроподвижного состава 1979
  • Доценко Александр Петрович
  • Каменев Андрей Васильевич
  • Яголковский Антон Константинович
SU872331A1
СИЛОВАЯ ВЫПРЯМИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И СПОСОБ ЕЁ УПРАВЛЕНИЯ 2018
  • Иванов Владислав Сергеевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Устинов Роман Иванович
  • Дурных Валерий Владимирович
RU2735290C2
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2004
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260520C1
СТАТИЧЕСКИЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ 1969
SU242954A1
Тяговый электропривод газотурбовоза 1978
  • Коровин Валерий Михайлович
  • Мирошниченко Валерий Иванович
  • Таловеров Иван Семенович
SU781097A1
Способ управления многозонным выпрямительно-инверторным преобразователем однофазного переменного тока 2020
  • Власьевский Станислав Васильевич
  • Иванов Александр Витальевич
RU2740639C1
Выпрямительно-инверторный преобразователь 1985
  • Меркушев Сергей Иванович
SU1365314A1
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ 2019
  • Баринов Игорь Александрович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Александрович
  • Томилов Вячеслав Станиславович
RU2728891C1

Реферат патента 1977 года Устройство для регулирования возбуждения тягового электродвигателя

Формула изобретения SU 586 014 A1

SU 586 014 A1

Авторы

Чернышев Аркадий Алексеевич

Формальский Григорий Борисович

Булгаков Виктор Петрович

Даты

1977-12-30Публикация

1976-07-22Подача