Тяговый электропривод газотурбовоза Советский патент 1980 года по МПК B60L11/06 

Описание патента на изобретение SU781097A1

1

-Изобретение относится к тяговому электроприводу, может быть использовано на транспортных средствах с питанием от собственных источников энергоснабжения и предназначено прейму- 5 щественно дляподвижного состава, оборудованного газотурбинным первичным двигателем, генератором переменного тока, выпрямительной установкой и двигателями постоянно1 о тока после- у довательного возбуждения с реостатным торможением. .

Известен тяговый электропривод газотурбовоза, содержащий Тяговый синхронный генератор, приводимый во 15 вргвдение тепловым двигателем и имеющий две статорные обмотки, которые через управляемые вентильные мосты соединены последовательно и через вспомогательный тиристор соединены 20 с тяговьм двигателем последовательного возбуждения, обмотка якоря которого вместе с вспомогательным тиристором шунтирована последовательно сое- диненными тормозным резистором и бло- 25 кирующим диодом, при этом со статорными обмотками генератора соединены дополнительная катодная группа управляемых вентилей, подключенная к концу обмотки возбуждения и дополнитель- 30

над анодная группа управляемых вентилей 1.

Недостатком известного устройства является невозможность осуществления одновременной защиты первичного теплового двигателя от превышения частоты вращения при сбросах нагрузки и тяговых двигателей от боксования воздействием на одни и те же элементы силовой цепи.

Цель изобретения - одновременная защита теплового двигателя от превышения допустимой частоты вращения при сбросах нагрузки и тяговых двигателей от боксования.

Указанная цель достигается тем, что привод снабжен двумя дополнительными тиристорами и диодами, шунтируюдайй их во встречном направлении, причем катоды дополнительных тиристоров соединены вместе и подключены к концу обмотки якоря, а аноды - к разным концам обмотки возбуждения тяговых двигателей, а дополнительная анодная группа управляемых вентилей соединена с общей точкой резистора и блокирующего диода.

На чертеже показана принципигшьная электрическая схема т,ягового электропривода. Первичный тепловой двигатель 1, на пример- газотурбинный, приводит во вра щение ротор 2 синхронного генератора с двумя статорными обмотками 3 и 4, Каждая статорная обмотка соединена с управляемым вентильным мостом, состоящим из тиристоров 5-10 и 11-16, а также с дополнительной анодной группой (тиристоров) вентилей 17-19 и дополнительной катодной группой вентилей (тиристоров) 20-22. Обмотка якоря 23 вместе с вспомогательным тиристором 24 шунтирована последовательно соединенными тормозным резистором 25 и блокирующим диодом 26 к соединена с обмоткой .27 возбуждения двумя тиристорами 28 и 29, шунтирован ными диодами 30 и 31 во встречном напра влении. Тяговый электропривод работает сле дующим образом. В тяговом режиме на управляющие электроды тиристоров 5-13 и 24 посто янно поданы управляющие импульсы. В зависимости от направления вращения якоря 23 включаются тиристоры 20-22 и 28 или 14-16 и 29. При пуске электродвигателя включением тиристоров 17-19 осуществляется форсировка возбуждения электродвигателя путем подпитки обмотки 27 возбуждения. Форсирование возбуждения ведет к увеличен момента электродвигателя при том же токе обмотки якоря 23, что облегчает работу щеточного узла электродвигате ля. Величина форсирования возбуждения электродвигателя регулируется изменением угла регулирования тиристоров 17-19. Ослабление поля электродвигателя, когда в тяговом режиме включены тиристоры 20-22 и 28, осуществляется включением тиристоров 14-16, шунтирующих обмотку 27 возбужден и тиристоры 20-22. Для обеспечеот я устой чивой работы тиристоров 14-16 в зоне наибольшего ослабления Поля, когда величина напряжения на обмотке 27 во буждения близка по величине к значинию порогового напряжения выключения тиристоров, тиристоры 20-22 выключаю ся, реактивный ток обмотки 27 возбуж дения, спадая, замыкается в контуре 27, 31, 28 и 22, а якорный ток,мину цепь обмотки 27 возбуждения, замыкается в контуре 23, 28, 14-16, 3, 115-7, 4, 8-10 и 23. Когда ток обмотки 27 возбуждения спадает до необходимо величины, тиристоры 14-16 -выключают а 20-22 - включаются, и ток в обмот ке 27 возбуждения начинает нарастат Когда в тяговом режиме включены тир торы 14-16 и 29, ослабление поля ос ществляется аналогично включением тиристоров 20-22. При этом шунтируе ся обмотка 27 возбуждения и тиристо ры 14-16. Регулирование глубины ослабления поля электродвигателя осуществляется путем изменения угла ре гулирования тиристоров ;14-1б или 2022 в зависимости от направления враения якоря 23 электродвигателя. Включением тиристоров 17-19 и выключением тиристоров ослабления поля осуществляется одновременно защита от буксования электродвигателя и., защита первичного газотурбинного двигателя 1 и ротора 2 генератора от превышения допустимой частоты вращения при частичном или полном сбросе нагрузки во время буксования электродвигателя, так как при этом усиливается поле электродвигателя, что.обеспечивает противобуксовочное воздействие без снижения напряжения, генератора, а следовательно без снижения мощности других тяговых электродвигателей , а прибуксовании электродвигателя не происходит уменьшения потребления мощности первичного двигателя, так как генератор дополнительно на-, гружается по цепи 4, 17-19, 25, 28, 27, 20-22, 3, 11-13, 5-7 и 4 или 4, 17-19, 25, 29, 27,, 14-16, 3, 11-13, . 5-7 и 4 в зависимости от напра;вления вращения якоря 23, а изменением угла регулирования тиристоров 17-19 производят компенсацию сброса нагрузки буксующим, электродвигателем. Поддержание постоянства потребляемой мощности электрооборудованием в режиме буксования электродвигатели обеспечивает неизменность частоты вращения первичного газотурбинного двигателя 1 и ротора 2 генератора. Для осуществления тормозного режима, частота первичного двигателя 1 уменьшается до необходимой величины, выключаются тиристоры 5-7, 8-10, 1113, и 20-22. При этом реактивный ток якоря, спадая, замыкается в контуре 23, 25, 26, 24 и 23, а реактивный ток обмотки 27 возбуждения, спадая, замыкается в контуре 27, 31, 28 и 27 или 27,30, 29 и 27 в зависимости от направления вращения якоря 23. Когда ток обмотки 27 возбуждения становится равным нулю, тиристор 28, или соответственно 29, выключается. Затем включаются тиристоры 5-7, 17-19, 1J-13 и тиристоры 14-16, 20-22, 28 и 29 таким образом, чтобы направление тока в обмотке 27 возбуждения в режиме тормоза было обратным по отношению к направлению тока обмотки 27 возбуждения в режиме тяги. Направление тока якоря 23 при этом сохраняется прежним. Обмотка 27 возбуждения получает питание от статорньгх обмоток 3 и 4 генератора по цепи4, 17-19, 25, 29, 27, 14-16, 3, 11-13, 5-7 и 4 или 4, 17-19, 25, 28,27, 20-22, 3, 11-13, 5-7, в зависимости от направлений вращения якоря 23, а когда электродвигатель возбуждается изменением угла регулирования тиристоры 5-7, 17-19, и 14-16, 11-13 или соответственно 20-22, 1113 переводятся в инверторньлй рржим работы. При этом ток якоря замыкаетс по двум контурам. В первом конутре 23, 25, 26, 24 и 23 током якорянагружается резистор 25 гашения тормоз ной энергии. Во втором контуре 23, 29, 27, 14-16, 3,Д1-13, 5-7, 4,. 1719, 26, 24 и 23 или 23, 28, 27, 20-2 3, 11-13, 5-7, 4, 17-19, 26, 24 и 23 ток якорязапитывает обмотку 27 возбуждения электродвигателя. , Электродвигатель в режиме тормоза работает как генератор с самовозбуждением, нагруженный на резистор 25. При этом часть тормозной энергии потребляет обмотка возбуждения 27, част.ь тормозной энергии возвращается в генератор и оставшуюся часть потре бляет резистор 25. Это позволяет снизить установочную момность резистора 25. Величина тормозного усилия регулируется изменением углаорегулирования тиристоров 5-7, 17-19 и 14-16, 11-13 или соответстве но 20-22, 11-13. При переходе из режима тормоза в режим тяги тиристоры 5-7, 17-19 и 14-16, 11-13 или 20-22, 11-13 выключаются. Когда ток обмотки 27 возбуждения, замкнувшись в контуре 27, 30, 29 и 27 или 27, 31, 28 и 27 спадает до нуля и тиристор 29 или соответственно, 28 выключается, вклю чаются тиристоры 5-13 и 24 и тиристо ры 14-16, 17-19, 28 и 29 таким образом, чтобы направление тока обмотки возбуждения 27 соответствовало режиму тяги. Тяговый электропривод газотурбово за обеспечившие т проведение операций настройки и диагностики первичного газотурбинного двигателя и системы регулирования электрооборудования без дополнительного подключения нагрузочного реостата к выходу генератора переменного тока. Генератор нагружается на резистор 25 по цепи 4, 17-19, 25, 28, 14-16, 3, 11-13, 5-7 и 4, при-этом тиристоры 8-10, 20-22, 29 и 24 постоянно выключены. Тяговый электропривод газотурбовоза позволяет регулировать ток тягового двигателя изменением возбуждения генератора переменного тока и изменёнием угла управления тиристоров 14-16 и 20-22. Это позволяет реализовать наиболее рациональный закон распределения токов по цепям тяговых двигателей в тяговом и тормозном режимах в случае многодвигательного привода газотурбовоза, а также при работе газотурбовоза по системе двух и более единиц. Формула изобретения Тяговый электропривод газотрубовоза, содержащий тяговый синхронный генератор, приводимый во вращение тепловым дззигателем и имеющим две статорные обмотки, которые через управляемые вентильные моёты соединены последовательно и через вспомогательный тиристор соединены с тяговым дви- гателем последовательного возбуждения, обмотка якоря которого вместе с вспомогательным тиристором Шунтирована последовательно соединеннылш тормозным резистором и блокирующим диодом, при этом со статорными обмотками генератора соединены допблнительная катодная группа управляемых вентилей,, подключенная к концу обмотки возбуждения, и дополнительная анодная группа управляемых вентилей, отличающийся тем, что, с целью одновременной защиты теплового двигателя от превышения допустимой частоты вращения при сбросах нагрузки и тяговых двигателей от боксования, он снабжен двумя дополнительными тиристорами и диодами, шунтирующими их во встречном направлении, причем катоды дополнительных тиристоров соединены вместе и подключены в концу обмотки якоря, а аноды - к разным концам обмотки возбуждения тяговых двигателей, а дополнительная анодная группа управляемых вентилей - с общей точкой резистора и блокирующего диода. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 Авторское свидетельство СССР № 527314, кл. В 60 L 11/06, 1976..

Похожие патенты SU781097A1

название год авторы номер документа
Тяговый электропривод автономного транспортного средства 1980
  • Андрейченко Анатолий Григорьевич
  • Мирошниченко Валерий Иванович
  • Таловеров Иван Семенович
  • Черепахин Геннадий Алексеевич
SU1125144A1
Тяговый электропривод автономного транспортного средства 1987
  • Мирошниченко Валерий Иванович
  • Завгородняя Галина Михайловна
  • Фалько Ирина Ивановна
SU1495158A1
Тяговый электропривод автономного транспортного средства 1988
  • Коровин Валерий Михайлович
SU1549810A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Перфильев Константин Степанович
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2364526C1
Тяговый электропривод транспортного средства 1988
  • Михневич Георгий Анатольевич
  • Марченко Владилен Степанович
  • Гусевский Юрий Ильич
  • Шарлай Василий Маркович
  • Эрлих Евгений Михайлович
  • Пупынин Георгий Андреевич
  • Мирошниченко Валерий Иванович
  • Будницкий Абрам Аркадьевич
  • Перегудов Юлий Михайлович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Чулак Сергей Александрович
SU1532353A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2399514C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2377143C1
Тяговый электропривод 1983
  • Шор Марк Евсеевич
  • Брискман Яков Аронович
SU1136978A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Коссов Валерий Семенович
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2317217C1
Электропривод транспортного средства 1984
  • Ефремов Иван Семенович
  • Суслов Борис Ефимович
  • Коськин Олег Алексеевич
SU1207837A1

Иллюстрации к изобретению SU 781 097 A1

Реферат патента 1980 года Тяговый электропривод газотурбовоза

Формула изобретения SU 781 097 A1

SU 781 097 A1

Авторы

Коровин Валерий Михайлович

Мирошниченко Валерий Иванович

Таловеров Иван Семенович

Даты

1980-11-23Публикация

1978-10-23Подача