1
Изобретение относится к области автоматнки и вычислительной техники, в частности к устройствам для обучения операторов распознаванию визуально наблюдаемых объектов.
Опно из известных устройств оля обу- 5 чения операторов содержит блок предъявления визуальной информации, соединенный с блоком управления, блоки хранения изображений объектов и памяти эталонных изображений, блок определения ошибок идентификации jQ объектов и блок оценки обучаемого
Недостаток этого устройства заключается в его конструктивной сложности и бол -шом времени, требуемом для обучения операторов,
Наиболее близким техническим решениек; к данному изобретению является устройство для обучения операторов, содержащее блок предъявления информации, coeniuieHHF.ift че- 20 рез блок управлеЕ1Ия с блоками задания программы, обучения, памяти эталонных и тестовых изображений объектов и ввода признаков, блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого .2J.25
Недостаток этого устройства заключаетс в низкой эффективности обучения, обусловленой отсутствием адаптивности устройства к обучаемому.
Целью изобретения является повышение эффективности обучения операторов путем сокращения времени обучения.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит блок формирования описаний объектов, соединенный с блоком ввода признаков и блоком идентификации Объектов, подключенным к блоку тес-совых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы которого соединены с блоками идентификации.объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку оценки обучаемого, и блок фиксации времени реакции обучаемого, подключенный к блокам пред1,явления информации и оценки обучаемо
Изобретение иллюстрируется чертежом.
Устройство содержит блок предъявления информации 1, содержащий экран 2 и протектор 3, блок управления 4, блок TecTOBbjx и.зображеннй объектов 5, блок памяти эталонных изображений объектов 6, блок ввода пр;:анаков 7. блок формирования описаний объектов 8, блок кденгификации объекуов 9, блок выявления ошибочных признаков Ю, блок задания программы обучения 11, блох оценки обучаемого 12 и блок фиксации времени реакции 13 ,
Обучение операторов распознаванию объекгов по их плоским изображениям производится с помощью набора тестовых изображений объектов, хранящихся в блоке 5.
Для этого блок задания программы обу- .чения 11 через блок управления 4 сначала обеспечивает проецирование на экран 2 с -помощью проектора 3 отдельных характерных признаков объектов, например для изображения самолета таких признаков, крылья, двигагели, антенны, вооружение и ГоД. Затем блок 11 обеспечиваетпроециро ванне на экран 2 полных изображений объ ектоБ 5 например истребителя--бомбардиро&шика„
Оператор, визуально наблюдая из.ображе- ние объекта на экране 2 к выделяя наличие характерных признаков, производит нажатие соогБетсгзуюпшх этим признакам клавиш на блоке ввода признаков 7. Поспедоватепь носгь признаков, набранных оператором в произвольной последовательности, поступает с блока 7 в блок 8., ,которь й осуществляет формирование описания объекта на основе указанных йрианаков.
Кроме того, время, в течение которого оператор анализировал признаки предъявленного ему изображения,т.е. время от начала проецирования изображения до момента нажатия клавиши, с соответствующим признаком, измеряется блоком 13. Для этого э его входы в момент начала проецирования подается сигнал включения показа изо- бражения, а в момент нажатия оператором клавиши с выбранным признаком - сигнал принятия решения по вь бранному признаку.
Признаки наблюдаемого оператором объекта и вводимые оператором с помощью блока 7 в виде кодов признаков поступают в блок 8, который формирует описание объета по совокупности введен(П)1х признаков. Сформированное формализованное.описание объекта поступает в блок идентификации объектов 9,-на другой вход которого подает он формализованное описание предъявляемого оператору изображения. Блок 9 производит сравнение признаков обоих изображений и если признаки совпадают, то есть объекты идентифицируются, то выходной сигнал поступает в блок задания программы обучения 11, который с помощью блока управления
4 обеспечивает представление оператору следующего изображения и с помоц;ью блока 12 вырабатывает оценку действия оператора
Если же совокупность признаков, вводимая оператором, и сформированное на их базе блоком 8 формализованное описание изображения несоответстсвуегписанию предъявленного изображения, то оно передается блоком идентификации обг ектов 9 в блок выявления ошибочных признаков 10, куда также из блока памяти эталонных изображений объектов 6 поступает эталонное описание этого изображения.
После сопоставленного анализа обоих изображений блок 10 выявляет ошибочно набранные или отсутствующие в описании признаки и выдает в блок 11 сигнал о выборе из блока памяти эталонных изображений объектов 6 и предъявлении их оператору с выделонием тех признаков, по которь м он допустил ошибочную классификацию изображений объектов.
Для этого блок задания программы обучения 11с помощью блока управления 4 производит выбор из блока памяти эталонных изображений объектов 6 и осуществляет его проецирование на экран 2. Одновременно блок управления 4 обеспечивает подсветку тех же клавиш блока ввода признаков 7, на которых изображены, признаки проецируемог о на экран иаображенйя объекта. Оператор нажимает на клавиши, после чего бпок выбора последовательности обучения 11 BiiOBb подключает бпок тестовых изображений объектов 5 к блоку управления 4, который выдает очередное (ипи ошибочно проклассифицированное оператором) тестовое изображение через проектор 3 на экран 2. В дальнейшем процесс обучения операторов осуществляется аналогичным образом.
Введение новых бдоков и новых конструктивных связей позволило повысить эффективность-обучения операторов в 1,7 - 1,9 раза по сравнепию с известными устройствами что сократило время подготовки операторов в 2 раза,
.Ф о р Kf у л а изобретения
Устройство для обучения операторов распознаванию объектов, содержащее блок предъявления информации, соединенный через бпок управления с блоками задания программы обучения, Памяти эталонных и тестовых изображений объектов и вво/з а признаков , блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого5О тли чающееся тем, что, с целью ирвышения эффективности обучения путем е окращения времени обучения, оно содержит блок формирования описаний объектов, соединенный с блоком ввода признаков и блоком идентификации объектов, подключенным к блоку тестовых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы ко- торого соединены с блоками идентификации объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программъ обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку оценки обучаемого, и блок фиксации времени
реакции обучаемого, подключенный к блокам предъявления информации и оценки обучаемого.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент США № 3718985, кл. 35-9А,
1973,
2.Патент США № 3718759, кл. 178-6.8;
1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ РАСПОЗНАВАНИЮ СТРУКТУР | 1987 |
|
SU1840632A1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА | 2006 |
|
RU2310237C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОЗГ-КОМПЬЮТЕР | 2019 |
|
RU2704497C1 |
Устройство для контроля знаний оператора | 1976 |
|
SU616651A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU960901A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ РАСПОЗНАВАНИЮ СТРУКТУР | 1990 |
|
SU1840637A2 |
ТРЕНАЖЕР ОБУЧЕНИЯ НАРАЩИВАНИЮ РЕСНИЦ | 2012 |
|
RU2493608C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2008 |
|
RU2413298C2 |
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1277169A1 |
Авторы
Даты
1978-04-15—Публикация
1976-04-08—Подача