Устройство для обучения операторов распознаванию объектов Советский патент 1978 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU602983A1

1

Изобретение относится к области автоматнки и вычислительной техники, в частности к устройствам для обучения операторов распознаванию визуально наблюдаемых объектов.

Опно из известных устройств оля обу- 5 чения операторов содержит блок предъявления визуальной информации, соединенный с блоком управления, блоки хранения изображений объектов и памяти эталонных изображений, блок определения ошибок идентификации jQ объектов и блок оценки обучаемого

Недостаток этого устройства заключается в его конструктивной сложности и бол -шом времени, требуемом для обучения операторов,

Наиболее близким техническим решениек; к данному изобретению является устройство для обучения операторов, содержащее блок предъявления информации, coeniuieHHF.ift че- 20 рез блок управлеЕ1Ия с блоками задания программы, обучения, памяти эталонных и тестовых изображений объектов и ввода признаков, блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого .2J.25

Недостаток этого устройства заключаетс в низкой эффективности обучения, обусловленой отсутствием адаптивности устройства к обучаемому.

Целью изобретения является повышение эффективности обучения операторов путем сокращения времени обучения.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит блок формирования описаний объектов, соединенный с блоком ввода признаков и блоком идентификации Объектов, подключенным к блоку тес-совых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы которого соединены с блоками идентификации.объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку оценки обучаемого, и блок фиксации времени реакции обучаемого, подключенный к блокам пред1,явления информации и оценки обучаемо

Изобретение иллюстрируется чертежом.

Устройство содержит блок предъявления информации 1, содержащий экран 2 и протектор 3, блок управления 4, блок TecTOBbjx и.зображеннй объектов 5, блок памяти эталонных изображений объектов 6, блок ввода пр;:анаков 7. блок формирования описаний объектов 8, блок кденгификации объекуов 9, блок выявления ошибочных признаков Ю, блок задания программы обучения 11, блох оценки обучаемого 12 и блок фиксации времени реакции 13 ,

Обучение операторов распознаванию объекгов по их плоским изображениям производится с помощью набора тестовых изображений объектов, хранящихся в блоке 5.

Для этого блок задания программы обу- .чения 11 через блок управления 4 сначала обеспечивает проецирование на экран 2 с -помощью проектора 3 отдельных характерных признаков объектов, например для изображения самолета таких признаков, крылья, двигагели, антенны, вооружение и ГоД. Затем блок 11 обеспечиваетпроециро ванне на экран 2 полных изображений объ ектоБ 5 например истребителя--бомбардиро&шика„

Оператор, визуально наблюдая из.ображе- ние объекта на экране 2 к выделяя наличие характерных признаков, производит нажатие соогБетсгзуюпшх этим признакам клавиш на блоке ввода признаков 7. Поспедоватепь носгь признаков, набранных оператором в произвольной последовательности, поступает с блока 7 в блок 8., ,которь й осуществляет формирование описания объекта на основе указанных йрианаков.

Кроме того, время, в течение которого оператор анализировал признаки предъявленного ему изображения,т.е. время от начала проецирования изображения до момента нажатия клавиши, с соответствующим признаком, измеряется блоком 13. Для этого э его входы в момент начала проецирования подается сигнал включения показа изо- бражения, а в момент нажатия оператором клавиши с выбранным признаком - сигнал принятия решения по вь бранному признаку.

Признаки наблюдаемого оператором объекта и вводимые оператором с помощью блока 7 в виде кодов признаков поступают в блок 8, который формирует описание объета по совокупности введен(П)1х признаков. Сформированное формализованное.описание объекта поступает в блок идентификации объектов 9,-на другой вход которого подает он формализованное описание предъявляемого оператору изображения. Блок 9 производит сравнение признаков обоих изображений и если признаки совпадают, то есть объекты идентифицируются, то выходной сигнал поступает в блок задания программы обучения 11, который с помощью блока управления

4 обеспечивает представление оператору следующего изображения и с помоц;ью блока 12 вырабатывает оценку действия оператора

Если же совокупность признаков, вводимая оператором, и сформированное на их базе блоком 8 формализованное описание изображения несоответстсвуегписанию предъявленного изображения, то оно передается блоком идентификации обг ектов 9 в блок выявления ошибочных признаков 10, куда также из блока памяти эталонных изображений объектов 6 поступает эталонное описание этого изображения.

После сопоставленного анализа обоих изображений блок 10 выявляет ошибочно набранные или отсутствующие в описании признаки и выдает в блок 11 сигнал о выборе из блока памяти эталонных изображений объектов 6 и предъявлении их оператору с выделонием тех признаков, по которь м он допустил ошибочную классификацию изображений объектов.

Для этого блок задания программы обучения 11с помощью блока управления 4 производит выбор из блока памяти эталонных изображений объектов 6 и осуществляет его проецирование на экран 2. Одновременно блок управления 4 обеспечивает подсветку тех же клавиш блока ввода признаков 7, на которых изображены, признаки проецируемог о на экран иаображенйя объекта. Оператор нажимает на клавиши, после чего бпок выбора последовательности обучения 11 BiiOBb подключает бпок тестовых изображений объектов 5 к блоку управления 4, который выдает очередное (ипи ошибочно проклассифицированное оператором) тестовое изображение через проектор 3 на экран 2. В дальнейшем процесс обучения операторов осуществляется аналогичным образом.

Введение новых бдоков и новых конструктивных связей позволило повысить эффективность-обучения операторов в 1,7 - 1,9 раза по сравнепию с известными устройствами что сократило время подготовки операторов в 2 раза,

.Ф о р Kf у л а изобретения

Устройство для обучения операторов распознаванию объектов, содержащее блок предъявления информации, соединенный через бпок управления с блоками задания программы обучения, Памяти эталонных и тестовых изображений объектов и вво/з а признаков , блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого5О тли чающееся тем, что, с целью ирвышения эффективности обучения путем е окращения времени обучения, оно содержит блок формирования описаний объектов, соединенный с блоком ввода признаков и блоком идентификации объектов, подключенным к блоку тестовых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы ко- торого соединены с блоками идентификации объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программъ обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку оценки обучаемого, и блок фиксации времени

реакции обучаемого, подключенный к блокам предъявления информации и оценки обучаемого.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Патент США № 3718985, кл. 35-9А,

1973,

2.Патент США № 3718759, кл. 178-6.8;

1973.

Похожие патенты SU602983A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ РАСПОЗНАВАНИЮ СТРУКТУР 1987
  • Щукин Игорь Викторович
  • Бакрунов Александр Октавьевич
  • Черешнев Евгений Михайлович
  • Пупков Константин Александрович
  • Молотова Анна Юрьевна
SU1840632A1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА 2006
  • Богданов Александр Владимирович
  • Дегтярев Александр Борисович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2310237C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОЗГ-КОМПЬЮТЕР 2019
  • Бобе Анатолий Сергеевич
  • Рашков Григорий Вадимович
  • Фастовец Дмитрий Владиславович
RU2704497C1
Устройство для контроля знаний оператора 1976
  • Губинский Анатолий Ильич
  • Грайфер Рафаил Самуилович
  • Козак Андрей Андреевич
  • Ротштейн Александр Петрович
  • Каган Марк Ионович
SU616651A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Обучающее устройство 1981
  • Хоменко Сергей Иванович
SU960901A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ РАСПОЗНАВАНИЮ СТРУКТУР 1990
  • Молотова Анна Юрьевна
  • Черешнев Евгений Михайлович
  • Щукин Игорь Викторович
SU1840637A2
ТРЕНАЖЕР ОБУЧЕНИЯ НАРАЩИВАНИЮ РЕСНИЦ 2012
  • Рэйнман Мария Викторовна
RU2493608C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2008
  • Никитаев Валентин Григорьевич
  • Проничев Александр Николаевич
  • Бердникович Елена Юрьевна
  • Чистов Кирилл Сергеевич
  • Гончаренко Ирина Ивановна
  • Зайцев Сергей Михайлович
RU2413298C2
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1984
  • Кузин Анатолий Владимирович
  • Сединко Александр Михайлович
SU1277169A1

Реферат патента 1978 года Устройство для обучения операторов распознаванию объектов

Формула изобретения SU 602 983 A1

SU 602 983 A1

Авторы

Романов Анатолий Николаевич

Фролов Анатолий Андреевич

Даты

1978-04-15Публикация

1976-04-08Подача