Для определения чувства ритма у поступающих в музыкальные учебные заведения обычно пользуются следующим приемом. Испытующий отстукивает рукой или карандашом тот или иной ритмический рисунок и предлагает испытуемому повторить его.
Правильность исполнения в этих случаях обычно регистрируется испытующим на слух, и поэтому такой контроль не объективен.
При отстукивании ритмического рисунка последний воспринимается испытующим в виде ряда коротких ударов, что совершенно не дает представления о том, как ощущает и воспроизводит испытуемый длительность нот и пауз.
Кроме того, зрительную реакцию учащихся, как поступающих, так и занимающихся совершенно не исследуют, несмотря на то, что это чрезвычайно существенно для чтения с листа, игры в оркестре под дирижерскую палочку и т.д.
На предлагаемом приборе можно проводить исследование координации слуховых, зрительных и двигательных реакций, а также каждой в отдельности, подчиняя все исследование определенному, избираемому в зависимости от условий, темпу.
Для достижения этих условий прибор снабжен метрономным приспособлением, состоящим из вращающегося, с регулируемой скоростью, диска с цветной отметкой, предназначенной для создания световых сигналов испытуемому при заходе ее (отметки) за неподвижную линейку.
Подчиняя заданный ритмический рисунок темпу, диктуемому метрономным приспособлением, испытуемый обязан «отыграть» его на одном (если испытание ведется на моторику одной руки) или на двух ключах.
Замыкая ключами контакты сигнальной цепи, испытуемый может привести в действие два рода сигналов, соединенных контактными кольцами с диском метрономного приспособления.
В случае правильного исполнения задачи последнее регистрируется одним сигналом. В противном случае другим, так сказать, штрафным сигналом.
Прибор состоит в основном из двух блоков А и Б, разделяющих его на два основных узла. Узел А предназначен для назначения испытующим определенной задачи, узел Б предназначен для исполнения испытуемым заданной ему задачи.
Блок А состоит из переключателя 1 типа джека, который можно установить в трех различных положениях, пяти ключей 2, 3, 4, 5 и 6 и двух реостатов 7 и 8.
Блок Б включает два звонка 9 и 10, два зуммера 11 и 12, электродвигатель 13, фрикционно соединенный с диском 14, на котором укреплена цветная отметка 15. Кроме того, в блок включены два ключа 16 и 17, три электрических лампы 18, 19, 20 и барабан 21 с укрепляемым на нем листом 22 с изображением ритмической задачи.
На внешней стороне диска 14 помещена цветная отметка 15; на оборотной же стороне укреплены контактные кольца 23 и 24. Последние соединены следующим образом: кольцо 23 соединено с малым кольцевым сектором 25, расположенным непосредственно за стрелкой, а кольцо 24 - с большими кольцевыми секторами 26 и 27 при помощи контактной перемычки 28.
К кольцам 23 и 24 подключены щетки 29 и 30. Кроме того, по пути следования секторов 25, 26 и 27 установлена щетка 31.
Зрительная реакция исследуется следующим образом.
Испытующий переводит джек 1 в положение I и предлагает испытуемому на ключе 16 отметить прохождение цветной отметки 15 диска 14 под контрольной неподвижной линейкой 32. Если испытуемый замыкает цепь ключом 16 точно в момент прохождения цветной отметки 15 под контрольной линейкой 32, то приводится в действие только зуммер 12. При слабой координации зрительной реакции испытуемого с моторикой, испытуемый нажимает или опускает ключ 16 несвоевременно, вследствие чего помимо зуммера приводится в действие штрафной сигнал - звонок 9.
В процессе исследования испытующий движением ползунка реостата 7 изменяет число оборотов электродвигателя 13 и тем самым получает возможность проверять рефлекс испытуемого при различных скоростях движения цветной отметки 15, т.е. получает возможность в конечном счете установить «предел чувствительности» испытуемого.
При следующем исследовании испытующий переводит джек-переключатель I в положение II. Испытующий отыгрывает на ключе 2 различные ритмические рисунки, которые воспроизводятся зуммером 12, и затем предлагает испытуемому повторить задание на своем ключе 16, соединенном в данной схеме с зуммером 11.
Благодаря тому, что продолжительность нажатия на ключи 2, 3 и ключи 16, 17 в данном приборе «озвучена», имеется возможность проверить ритмическую память испытуемого, включая элемент длительности нот и пауз, а также и координацию движений обеих рук.
Заданный испытующим ритмический рисунок, состоящий из сочетания сигналов звонка 9 и зуммера 12, испытуемый должен повторить на ключах 16 и 17. Так, при нажатии на ключ 16 зазвучит один сигнал - зуммер 11, а при нажатии на ключ 17 зазвучит другой сигнал - звонок 10.
При переводе джека 1 в положение III испытующий производит следующее исследование. Вращая барабан 22, на образующей которого нанесен нотоносец с изображениями различных ритмических рисунков, испытующий выбирает один из них и устанавливает неподвижно в окне прибора. Предложенный испытующим ритмический рисунок испытуемый обязан отыграть на ключе 16 (или одновременно на обоих ключах 16 и 17). В этом случае испытание можно подчинить определенному ритму, используя метрономное устройство.
В результате выполнения указанного исследования, данный прибор дает возможность провести проверку ритмической грамотности учащегося, имеющего некоторую подготовку по музыке, путем сложного процесса: координации зрительной реакции - нотное обозначение на барабане 22, слуха - метрономное приспособление, моторики - работа на ключах 16 и 17.
В блоке Б установлен отражатель 33 с тремя разноцветными электрическими лампами 18, 19 и 20, соединенными с ключами 4, 5 и 6, находящимися в блоке А. В процессе проведения исследования испытующий объясняет испытуемому, что при включении им в отражателе лампы того или другого цвета последний на своих ключах 16 и 17 должен отыграть определенный ритмический рисунок, заданный испытующим.
Исследование может также проводиться с испытуемым, не подготовленным по музыке. Это исследование также возможно подчинить работе метрономного приспособления. В этом случае испытующий должен менять цвета ламп в такт с работой метронома. В процессе исследования испытующий имеет возможность проверять также остроту координаций у испытуемого зрительной реакции. Метрономное приспособление дает возможность воспринимать темп в виде периодических звуковых сигналов зуммера 12 (положение III) или в виде световых сигналов (положение II, при котором зуммер 12 выключен), путем периодического совпадения цветной отметки 15 с контрольной линейкой 32.
Возможно устройство в метрономном приспособлении мигающих лампочек, которые также будут восприниматься испытуемым через зрительную реакцию. Барабан 21 с ритмическими рисунками, а также вращающийся диск 14, освещаются электрическими лампами (в схеме не указаны).
Степень освещенности цилиндра и диска регулируется фотоэлементом с включением в цепь вольтметра специального реостата. Световые источники в отражателе подбираются эмпирически с таким расчетом, чтобы раздражающая способность их была равномерной.
1. Прибор для исследования ритма, отличающийся применением метрономного приспособления, состоящего из вращающегося с регулируемой скоростью диска 14 с цветной отметкой 15, предназначенной при заходе за неподвижную линейку 32 для подачи световых сигналов испытуемому с целью воспроизведения их последним путем замыкания ключей 16 и 17 сигнальной цепи.
2. Форма выполнения прибора по п. 1, отличающаяся тем, что, c целью создания звуковых сигналов, диск снабжен контактами для замыкания сигнальной цепи в момент прохождения отметки 15 за линейкой 32.
Авторы
Даты
1941-06-30—Публикация
1939-01-27—Подача