Настоящее изобретение относится к учебным приспособлениям, облегчающим процесс самостоятельной настройки смычковых инструментов начинающими учащимися. В практике работы с начинающими учащимися очень часто приходится сталкиваться с большими затруднениями при обучении их самостоятельной настройке. Наиболее сложным в этом деле является воспитание слуха учащегося настолько, чтобы последний мог «слышать чистые квинты. Но обычно, вследствие неумения «слышать чистые квинты, почти все начинающие учащиеся не умеют настраивать инструмент и домашнюю самостоятельную работу выполняют на совершенно расстроенных инструментах. При этих условиях слух учащегося и умение чисто интонировать на инструменте слабо развиваются. Многочисленные слуховые методы обучения учащихся настройке инструмента не приводят к должному результату: начинающие учащиеся с этой сложной для них задачей почти совершенно не справляются. Предлагаемое приспособление должно облегчить процесс настройки инструмента. В первый период обучения учащиеся обычно лучше слышат унисон, чем квинту, вследствие чего настройка инструмента через унисонное звучание является наиболее рациональной.
С этой целью в предлагаемом приспособлении применены винты, прижимающиеся к струнам и отсекающие таким образом рабочую часть последних. Этим достигается подтягивание струн в унисон с первой струной, благодаря чему открытые струны окончательно в квинту. Винты укрепляются в специальной раме, накладываемой на гриф инструмента.
На фиг. 1 показан вид укрепленного на инструменте приспособления спереди; на фиг. 2 - вид сбоку; на фиг. 3 - крепление приспособления на шейке у головки инструмента; на фиг. 4 - то же, на конце грифа; на фиг. 5 - крепление винта, отсекающего отрезок рабочей части струны; на фиг. 6 - общий вид иной формы выполнения приспособления и на фиг. 7 - поперечный ее разрез.
Предлагаемое приспособление для настройки учебных смычковых
инструментов состоит из рамки /, устанавливаемой над грифом при помощи двух зажимов 2 и 3. Зажим 2 состоит из двух поворотных на шарнире лапок 4, нижняя часть которых закруглена согласно профилю поперечного сечения шейки инструмента. Каждая лапка находится под воздействием спиральной пружины 5. Зажим 3 состоит также из двух поворотных на шарнире лапок 6, нижняя часть которых согнута в виде крючка для обхвата грифа инструмента. Нижняя часть 7 винта 8 (фиг. 5) касается струны, ввинченной во втулку 9, имеющей гайку 10. Втулки 9 с винтами устанавливаются в прорезях // рамкр L Благодаря наличию упоров J2, которые расположены на рамке 1 и упираются в гриф, рамка / не прикасается к струнам. Размер рамки, а также размер прорезей, должны соответствовать размеру грифа инструмента. Прорези П должны находиться над второй, третьей и четвертой струнами на местах, соответствующих точкам, унисонным первой струне.
Способ пользования приспособлением следующий. -Педагог настраивает инструмент по квинтам (обычный строй), после чего устанавливает приспособление на грифе инструмента и, подобрав соответствующее место, закрепляет в прорезях / втулки 9 с винтами 8 таким образом, чтобы при касании концами винтов 8 второй, третьей и четвертой струн последние звучали бы в унисон с первой струной. После этого рамка снимается с инструмента и, таким образом, является подготовленной для последующей самостоятельной настройки инструмента учащимся, которая будет заключаться во вторичном укреплении рамки на инструменте и подстройке всех струн в унисон путем вращения колков 13.
В другой форме приспособления (по фиг. 6 и 7) применена пластина 14, которая устанавливается над грифом инструмента и имеет по бокам лапки 15. Способ пользования приспособлением следующий. Педагог настраивает инструмент по квинтам, после чего устанавливает приспособление на грифе инструмента таким образом, чтобы при нажатии второй струны винтом 18 последняя звучала бы в унисон с первой струной. Когда это достигнуто, то винт, находящийся над второй струной, освобождают и касаются винтом третьей струны. При этом обе струны должны звучать в унисон.
Также поступают И с четвертой струной. Когда это достигнуто, то правильное положение приспособления на грифе может считаться установленным. В целях фиксирования указанного положения приспособления на грифе инструмента предусмотрены два стержня 16, имеющие на своих концах наконечники 17, которые упираются в обичайки инструмента. Положение стержней 16 фиксируется стопорными винтами 19. Подготовленное таким образом приспособление для дальнейшей самостоятельной настройки снимается с инструмента. Пользование приспособлением аналогично описанному выше.
Предмет изобретения
1.Приспособление для настройки учебных смычковых инструментов, отличающееся применением винтов 8, предназначенных при прижатии их к струнам для отсекания рабочей части последних с целью подтягивания их до звучания в унисон с первой струной и, следовательно, окончательного звучания открытых струн в квинту.
2.Форма выполнения приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что винты 8 укреплены в накладываемой на гриф инструмента раме 1.
Фиг. 1.
Фиг. 2.
fO .1
7
Фиг. 5.
Авторы
Даты
1942-01-01—Публикация
1940-06-20—Подача