Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в схемах управления двигателями электроприводов в функции времени и реле времени, на пример двигателями стеклоочистителей автотранспорта. Известно устройство для управления двигателями стеклоочистителя, содержащее тиристор, в анодную цепь которого включен электродвигатель, и двухбазовый диод, выход которого соединен с управляющим электродом ти ристора, а вход - с врёмязадающим конденсаторомХх. Данное устройство характеризуется низкой наЛ жностью и стабильностью в работе вследствие большого числа кон тактов, зависимостью вьадержки времени от напряжения источника питания, которое не стабилизировано, а также продолжительным временем восстановления схемы. Наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату устройство для управле- . ния двигателем стеклоочистителя, содержащее времязадающую 11С-цепочку, выход которой подключен к одному из входов порогового элемента, другой вход которого соединен со средней точкой делителя напряжения, а выход - с управляющим электродом тиристора,, включенного через переключатели режима работы и скорости вращения в цепь питания двигателя, буферный диод, включенный параллельно обмоткам двигателя в направлении, обратном относительно источника, питания, концевой выключатель, управляемый двигателем и включенный в цепь его питания параллельно ос тиристором, и параметрический стабилизатор напряжения Низкая стабильность работы этого устройства обусловлена значительным временем восстановления схемы, зависящим от напряжения источника питания, цель изобретения - повышение стабильности работы. Достигается она тем, что устройство снабжено форсирующим диодом, включенным в прямом направлении между первым выходом порогового элемента и анодом тиристора, причем параметрический стабилизатор напряжения включен параллельно тиристору, а к его выходу подключены соединенные .
параллельно делитель напряжения и время задающая IlC-цепочка.
На чертеже дана электрическая схема описываемого устройства.
бносодержит 1 тиристор 1, переключатель 2 режима работы, параметрический стабилизатор; выполненный на стаЬилитроне 3 и резисторе 4, и включенный параллельно тиристору, токостабилизирующий транзистор 5, включенный в цеГпь заряща конденсатора врмязадакнцей -цепочки, состоящей из резисторов б, 7 и конденсатора 8, пороговый элемент выполненный на транзисторах 9, 10, делителей напряжения на резисторах 11-14, резистор 15, включенный в цепь управляющего электрода тиристора, буферный диод 16 и форсирующий диод 17, Электродвига-, тель 18 подключен через переключатель 19 скорости и переключатель 2 режима работы к аноду тиристора 1, а через ключ 20 зажигания - к одному из зажимов источника питания, например аккумуляторной батареи 21, второ зажим которой подключен к корпусу бортовой сети. Параллельно обмоткам электродвигателя стеклоочистителя включены контакты выключа еля 22 и буферный диод 16.
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя работает следующим образом.
В исходном состоянии ключ 20 зажигани.я- открыт, концевой выключатель 22 разомкнут, переключатель 19 скорости вращения двигателя 18 отключен тиристор 1, транзисторы 5, 9, 10 закрыты, конденсатор 8 разряжен, а двигатель стеклоочи гителя обесточен. При установке переключателя 19 в сренее положение обмотки якоря и возбужхдения двигателя 18 включаются параллельно, что соответствует одной скорости вращения двигателя 18. При установке переключателя 19 в крайнее левое положение обмотка якоря двигателя 18 включается параллельно обМотке возбуждения, соединенной последовательно с резистором. Это соответствует другой скорости вращения двигателя 18. Переключатель 2 режима работы осуществляет работу двигателя 18 в непрерывном (штатном), или прерывистом режимах. При установке переключателя 2 в нижнее положение двигатель стеклоочистителя работает в прерывистом режиме.
При включении ключа 20 зажигания и установке переключателя 19 скорости в одно из рабочих положений, а переключателя 2 - в положение преры.-вистой работы на схему управления, выполненную на транзисторах 5, 9, 10 подается напряжение от батареи 21 через параметрический стабилизатор-. Транзистор 5 открывается. Ток коллек
тора транзистора 5 заряжает конденсатор 8. В тот момент, когда напряжение на нем превысит напряжение включения порогового элемента, определяемого делителем напряжения из резисторов 13, 14- он включается, а импуЛьс разрядного тока конденсатора 8 откры1вает тиристор 1. Двигатель 18 стеклоочистителя подключается к батарее 21. В момент начала работы двигателя 18 замыкается, концевой выключатель 22, шунтируя схему управления и тиристор 1. При этом конденсатор 8 разряжается через диод 17 и контакты концевого выключателя 22,.-а тиристор 1 и транзисторы 5, 9, 10 закрываются.
По окончании цикла концевой выключател:ь 22 размыкает свои контакты, и процессы в схеме повторяются. Ре- . гулированием сопротивления резисто- . ра 6 устанавливается необходимая пауза цикла работы двигателя стеклоочистителя, а токостабилизирующий транзистор 5 обеспечивает линейную зависимость выдержки времени (паузы) от уровня напряжения.включения порогового элемента, которое может изменяться резисторами 13, 14.
Формула изобретения
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя, содержащее времязадающую КС-цепочку, выход которой подключен к одному из входов порогового элемента, другой вход которого соединен со средней точкой делителя напряжения, а выход - с управляющим электродом тиристора, включенного через переключатели режима работы и скорости вращения в цепь питания двигателя, буферный диод, включенный параллельно обмоткам двигатехся в направлении, обратном относительно источника питания, концевой выключатель, управляемый двигателем и включенный в цепь его питания параллельно с тиристором, и параметрический стабилизатор напряжбшия, отличающее я тем, что, с целью повышения стабильности работы, оно снабжено форсирующим диодом, включенным в прямом направлении между первым выходом порогового элемента и анодом тиристора, причем параметрический стабилизатор напряжения включен параллельно тиристору, а к его выходу подключены соединенные параллельно делитель напряжешия и времязадающая 1 -цепочка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1,Патент Великобритании №1275129 кл. Н 02 Р 3/12, 1972.
2.Патент Франции № 2084485, кл. В 60 S 1/00, 1972.
-н-чн
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя | 1978 |
|
SU763166A1 |
Реле времени | 1977 |
|
SU690627A1 |
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аномальных режимов работы | 1990 |
|
SU1800548A1 |
Однотактный преобразователь постоянного напряжения | 1988 |
|
SU1536490A1 |
Устройство для токовой защиты электродвигателя с обратно зависимой выдержкой времени | 1983 |
|
SU1153373A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства | 1978 |
|
SU867729A1 |
Схема включения стартера двигателя внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2657470C1 |
Реле времени | 1980 |
|
SU961142A1 |
Стабилизированный источник постоянного напряжения | 1982 |
|
SU1072025A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И АППАРАТОВ | 2007 |
|
RU2321125C1 |
Авторы
Даты
1978-07-25—Публикация
1976-05-06—Подача