(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВРГАТЕПЕМ
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПСЯ НОГО СРЕДСТВА
I
Изобретение относится к эпектрробо | Дбванто трагюпсфтных среде та, рётно к устройствам .для управления даигателём стеклоочистителя транспорт воро средства, например автомабмпЯ,
И естно устройство для управленжя двигателем стекпоочистителя транся И кого средства, содержащее задаток ttSCлов, включажлдий в себя кокаем сатор, резисторы и усилитель на rps зистсфе, управляемый двигателем ко№ OBBOtt выключатель и схему кя интервала времени в завис HMOCi%ot значения нагрузки эпектродвигате1ш|13
Недостатком известного устройсща является то, что в нем не aS&iitwse вается эффективное тормохюняе двягателя при его остановке,
Иовестпо и другое устройство дяа управления двигателем стеклоочиститеяя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, управляемый эпект|ро двигателем концевой въослючатепь а резистор, предназначенный для то{3й ламв
ния электра{№игателя в конце каждого цикла .
Недостачиком этого устройства SIB- ляется то, что через резистор при вклкхчении эле«1 даигателя протекает пара- зитный так А, нагружающий коммути1 1ошие элементы что ограничи-- веет возмоявкжтъ уменыиения величшш сопрэтивлеиия резистора. . При реаяьно применяемых величинах сопротивлен|ш резистора, а также росте напряжения питания быстроходный электрический двигатель недостаточно эффективно тор мозится, в результате чего концевой выключатель переключается в начальное
)5 положеняе О н происходит повтор ный запуск электродвигателя.
Наиболее близким к предлагаемому по технически сущностии достигаемому результату яввпяется ус тройство для
М управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик та/слов соединенный выходом с 1р«тпякшим электродом тиристо
pa, вклгоченй1эро в пепь питания /UBHraTieля и соединенного катодом с лодвихбным .контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов.; которого соединен с положительной . шиной источника питания, и схему торможения двигателя, вкл1р |вЮ1цую в себя резисторы, ключ и Тиристор, анод котрррго соединен с другим неподвияаиам контмстом концевого выключателя, катод с отрицательной шиной источника питания, а управляющий электрод - с выходом ключа З.
Недостатком известного устройства является низкая помехоустойчивость, приводящая к. возможности ложнык включений тиристоров в цепи питания даига-в теля и схемы торможения, что отривй- тельнр сказьшается на надежности работы.
Цель нзоб ретения - повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что ключ вьшопнен на транзисторах, эмиттер и база одного из которых, являкацегося выходным транзистором ключа, через резисторы соеД1шены с положительной шиной источника питания, коллектор эмиттер и база второго соединены со ответственно с базой первого, с отрида тельной .шиной источника питания и со средней точкой делителя напряжения на резисторах, включенного в коллекторную цепь третьего транзистора, база которого через резистор подключена к яштельной шине источника питания, а эмиттер соединен с подвижнзым контак--том концевого выключателя.
На чертеже приведена приншшиаяь ная электрическая схема устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства.
Устройство содержит задатчик циклов, выполненный на транзисторах 1-4 и соединенный выходом с упрарпяюшим электродом тиристора 5. База транзистора 1 одного типа прсшодимости, например . , соединена с коллектором транзистора . 2 другсяо типа проводимости И-р- И , а база транзистора 2 соединена с коллектором транзистора 1 и через резисторы 6 и 7 с положительной шиной источника питнйя а черео параллельно соединен .ные резистор 8 и конденсате 9 - с ррнцательной .шиной источника питания, эмиттер транзистора 1 через резне- тор Ю соединен с положительной ши.ной источника питания, и непосред -. ственно с базой транзистора 3 первого типа проводимости. Эмиттер транзистора 2 через параллельно соединенные ре-
ЭД1СТОР 11 и времязадающ конденсатор 12 соединен с отрицательной шиМой источника питания, Трайзист 3 и транзистор 4 в дирдном включении образу ют усилитель. Эмиттер транзистора
3 соединен с базой и эмиттером транзистора 4, . коллектор которого подключен к положительной шине источника питания. .Коллектортранзистора 3 через резистор 13 соединен с ляквдим электродом тиристора 5, управЛЯКЖ1ЙЙ эяектрод тиристора 5 через паралпеяыю соединенные резистор 14 и конденсатор 15 соединен с катодом тиристора 5. Катод тиристора 5
0 соединен с электродвигателем 16, с вы- 1в6дом концевого вьпключателя 17 и диодом 18, Схема динамического торможения вьшолнена на тк истор 19, вхо« дящих в состав ключа, транзисторах 20
5 22 и диоде 23, пезисторах, 24-28, и конпенсаторе 29. Тиристор 10 вкдю-у / чен лараллепшо вв1вгателю 16 через к жоевой выклю ш ел 17, Аноя тиристора
19подключен к Ешводу конаевого яыкп& g чателя 17, катод тиристора 19 соедичнен с отрицатеп1«1ой .шиной источншЕа питания, а управляхниий - с кол лектором транзистора 22, эмитт которого через резистор 25пошслючеяж положительной шине источпноса питан1Ш. База транзистора 22 через резистор 24 соединена с попожитедьной шиной источника питания и с коллектором транзистора 21, база которого через параплелаьно соединенные резистор 27 и кондеяса- , тор 29 соединена с эмиттером и отрица-; тельной шиной источника питания и через резистор 25- с коллектором транзистора 20, база которого через резисторы . 24 подключена к псмюжительнс шине источника питания, ЭмЯттер транзистора 20 соединен с обмоткой электродвигателя 16, варбллелыго пере-ч. Акопу эмигтер-база гранэксгора 2О включен диод 23, предназначенный для защи ты перехода база-эмиттер т йшзистора . ,
20от обратного напряжения. Устройство работает слещикицим образом.
При подключении устройства к источ5 нику питания транзисторы 1 и 2 задат- чика циклсш оП рьтак тся, происходит бы стрый заряд времязадаюшего конденсатс ра 12 через токоограничиваюший резнстор 10. Отрицательный импуяьс налря жения, выделяемый на рвЗистО()е 1О вызывает отпирание транзистора 3, ко торый усиливает этот импульс, изменяеф его фазу на противетюпожную и подает его на управляющий электрод тиристора 5, THjBccTOp. 5 от1Е|ямвается и включает электродвигатель 16, После переключен кия : . .концевого выключателя 17 из п ложения I в положение П тиристс 5 закорачивается и выключается при 9t9M питание электродвигателя 16 до око| Цания шоша происходит через концевой въослюч телх:) 17. Перед окончанием рабо чего ШЕкла концевое выключатель 17 пе реключается иа положения П в..положе« ние 1, при эт6.м tta обмотке электродвя гафеля 16 воеэникает ймпупьс: напртже нйя,. .превышающий но амшитуде на - пряжение нитанйя, котор1 Ус1тивается и формируется транэкстс ми и подается в аепь управляюшегв электро да iPHpucTopa 19, которой включаетсй и осушествляет эффективное торможение эпястрэ||В а ателя 16.,:После заряда времязадакиаего кои дшсатора 12 и пуска электрйг вгвтеля 16 происходит медлеиный разряд Конденсатора 12 через реаистс 11 до напряжения, определя яого делвте«. лем на резисторах 6, затем npoifcxew дит повторное отпирание транзйстс 1 и 2 и начинается рторой никл palk ты стеклоочистителя. Инте|Жалв{ЮмеЯ1 между швкпами работы может плавно измемятхл путем изменения ветгямк pe3BCt4 pa 6 ( коэффишеита деление ). Ко}шелсат01ЯМ 9,15 и 29, реэш:т()Ы 14, и диод 18 прещшзнвчем ян ШШ ястышения помехоустовчвозосга устртйства. Формула изобретения Устройство для упрайЯйИй я ЯРат& лем стеклоочистителя транспор-гаего 29 средства, cQO HKaniee задатчгас юклов, соеоннвйный выходом с управляющим электроном тиртсгора , включенного в цепь питания двигателя и соеаи- немного катоасяы с поавижным кон« тактом управляемого авнгагелем вькяючателя, один iB непо.-г контакта которого соединен с попожйтеяьисмК шшюв источюка , и схё тс аможения ддаигатела, вклкксеба резистор, ключ и Т1фночающую в тс анад которого соединен с другим неподвижным контактом конпввсхго выктаочател катод - с отрипательвсА вншЬй источшжа питания, а уяровлякшшй электрод с Ш.ССОДОМ ключа, отличающее с я «ем, ч1ю с делыо повыш нш н вдежностн работ ключ вьтолнен на т|:1анзясторах эМиттер и база одного ва к&гщяхк. , 1%аП8юшегося выходнь ttjafti fCTC OM ключа, через резисторы соединешд с яопожитешйюй .шиной источника питан{Ш, коллектор, эмиттер и база второго соедашешд соответственно с базой нервого , с отридателыюй ши- , ной источника Витания и со средней точкой делителя напряжения на резисто pax, включенного в кочпектсфную цепь третьего 1ра к стор&, баз а через резистсф яошипочека к положительной шине источн жа шггания, а эмит тер соединен с яодвюхяьш контшстом кет Кевого вшшючатеая. 1 точвики юформашт, npimsniie во внимание при экспертизе 1,Патент США № 3643145, кп. 318-443, ОВ.О2.72. 2.Патент Франши № 2113О22, кл. В 6О8 1/ОО, 20.07.72. 3. Патент правда № 2125947, л. В 6OSlAOO, 29.О9.72. (пртош).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) | 1980 |
|
SU927594A1 |
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока | 1987 |
|
SU1495965A1 |
Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства | 1990 |
|
SU1763265A1 |
Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя | 1981 |
|
SU1001397A1 |
Устройство для питания нагрузки постоянным током | 1978 |
|
SU748665A1 |
Регулятор числа оборотов электродвигателя | 1980 |
|
SU879556A2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока | 1980 |
|
SU930550A2 |
Устройство для управления двухфазным асинхронным электродвигателем | 1971 |
|
SU993420A1 |
Устройство для управления асинхронным конденсаторным двигателем | 1985 |
|
SU1293812A1 |
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1978-06-05—Подача