Изобретение относится к области машиностроения, в частности к топлив ным система летательных аппаратов. Известны топливные системы летательных аппаратов, в которых струйны насосы используются для перекачки и подкачки топлива, а также в системах изменения центровки летательных аппа ратов. Известная система содержит очеред ные и расходные баки. В очередных баках для перекачки в расходные используются струйные насосы, управляемые через магистрали активного топлива сервокранами. Эта система имеет недостаточную надежность, так как при выходе из строя струйных насосов или сервокранов топливо из очередных баков не вырабатывается. Известны также топливные системы летательных аппаратов, в которых для обеспечения полноты выработки топлива из баков и дублирования отказавшего электроприводного насоса исполь зуются струйные насосы. Известная система содержит топлив ные баки с размещенными в них струйными насосами, связанными магистралями активного топлива с подкачивающими насосами, а также подкачивающие топливные магистрали. Каждый струйный.насос работает постоянно и перекачивает топливо в тот бак, в котором он установлен. При отказе подкачивающего насоса одного из баков струйный насос, расположенный в другом баке, обеспечивает выработку топлива из бака, в котором отказал подкачивающий насос. Основной недостаток такой топливной системы состоит в том, что струй ные насосы выполняют полезную работу только при отказе подкачивающего насоса или трубопровода. Кроме того, топливо постоянно Перекачивается струйными насосаю обоих баков даже при нормальной работе подкачивающих Н9СОСОВ, что ведет к повьшению температуры топлива, вызывает накопление статического электричества, а также не обеспечивает пожаробезопаснбсти системы при разрыве трубы на выходе из подкачивающего насоса вследствие Лотери топлива самотеком при выключенном насосе. Наличие у каждого струйного Насоса отдельной магистрали откачки (пас 5J сивного топлива) увеличивает вес системы. Целью изобретения - повышениенадежности и пожаробезопасности. Поставленная цель достигается..тем, что топливозаборники струйных насосов соединены между собой трубопроводом. На чертеже представлена предлагаемая система. Она состоит из двух баков 1 и 2, внутри которых установлены подкачивающие насосы 3 и 4, подающие топливо по магистралям 5 и 6 в другие топливные баки или двигатели. Кроме этих насосов топливная система имеет струйные насосы 7 и 8, которые служат для перекачки топлива из одного топливного бакав другой. Топливозаборники 9 и 10 струйных насосов 7 и 8 соединены между собой единым трубопроводом 11. Активное топливо к струйным насосам 7 и 8, имеющим одинаковые геометрические размеры, поступает по магистралям 12, 13 от подкачивающих насосов 3 и 4. На магистралях 5, 6, выполненных с превышением над уровнем топлива в баках 1,и 2, установлены обрат.ные клапаны 14 и 15. Топливная система работает следующим образом. При нормальной работе топливо подается подкачивающими насосами 3 и 4 по магистралям 5 и 6 к потребителям (в другие топливные баки или двигатели), а по магистралям 12 и 13 к струйным насосам 7 и В, поскольку струйные насосы 7 и 8 имеют одинаковые геометрические размеры и настроены на одинаковые гидравлические характеристики (давление и расход активного топлива) перекачка пассивного топлива через трубопровод t1 не происходит. В случае выхода из строя подкачивающего насоса в одном из баков, например в баке 1, топливо из этого бака будет автоматически пере- . качиваться в бак 2 при помощи струйного насоса. При этом диффузор струйного насоса 7 служит эабор тком топлива. Для обеспечения полноты выработки топлива топливозаборники струйных насосов 7 и 8 максимально приближены к .нижним точкам баков. При обрыве, например, магистрали 5 и отключении насоса 3 разрежение, создаваемое струйньгм насосом 8, питающимся от работающего подкачивающего насоса 4, передается по трубопроводу 11 и магистрали 12 к обрат ному клапану 14 и закрывает его,тем самым исключая возможность возникновения сифонного трубопровода, по которому топливо может вытекать из бака 1 (через заборник насоса 3 и магистраль 5), а следовательно, повышая пожаробёзопасность системы. Изобретение исключает перекачку топлива струйньми насосами из бака в бак при нормальной работе подкачивающих насосов, сокращает количество, а следовательно и вес трубопроводов пассивного топлива, исключает накопление статического электричества и повьшает пожаробёзопасность системы при обрыве трубы подкачки на выходе из .подкачивающего насоса. Кроме того, при выходе из строя трубопровода, объединяющего топливозаборники струйных насосов, предлагаемая топливная система исключает потерю топлива и не влияет на работу топливной системы подкачки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система перекачки топлива | 1976 |
|
SU593405A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2323857C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2082653C1 |
СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2081793C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2007 |
|
RU2356800C1 |
ВЕРТОЛЕТ | 1993 |
|
RU2102285C1 |
СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА | 1977 |
|
SU689538A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 1979 |
|
SU942366A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2287458C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА | 1967 |
|
SU199685A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая топливные баки с размещенными в них струйныминасосами, связанными магистралями активного топлива с подкачивающими насосами, а также подкачивающие топливные магистрали, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы и ее пожаробезопасности, топливозаборники струйных насосов соединены между собой трубопроводом.(Л
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1977-04-19—Подача