Изобретение относится к транспорту продуктов, например нефти и газа, по трубопроводам., проложенным в условиях вечной мерзлбты, при просадочных грунтах, и может быть использовано при строительстве газо-пефтепроводов в условиях Крайнего Севера. Трубопроводы, транспортирующие среду с положительной температурой (жидкость, газ), оказывают тепловое воздействие на окружающую среду, поэтому возникает проблема предотврап.1ения растепления грунта и упрочнения грунта под основанием трубопровода. Известно применяемое при строительстве замораживание грунта путем подачи хладагента 1, 2. Однако применительно к трубопроводному транспорту продуктов это связано с установкой большого количества локал1,ных замораживающих установок вдоль трассы трубопроводов, что не эффективно. Целью изобретения являются повышение эффективности транспортирования продуктов и исключение установки локальных замораживающих установок вдоль трассы трубопровода. Для этого согласно предлагаемому способу трубопроводы на участках просадочных (пучнистых) грунтов совмещают с трубопроводами спутниками, транспортирующими продукты, имеющие минусовую температуру, например сжижепные углеводородные газы (этан, пропан, бутан). В результате этого в основании трубопровода образуются опоры-пелики из грунта деятельного слоя, замороженного и слившегося с вечной мерзлотой, то есть осуществляется долговременное замораживание грунта. В случае транспорта природного газа часть его отбирают из магистрального газопровода, сжижают и транспортируют по спутникам с возвратом в газопровод после перехода в газообразное состояние и достижения температуры равной температуре замороженного груптя.. С целью снижения энергетических затрат трубопроводы-спутники привязывают к системе изотермических ледогрунтовых хранилищ, сооружаемых вдоль трассы. В летний период в качестве источника энергии для установок изотермического комплекса используют тепло, выделяемое энергетическими установками основного трубопровода, по
1-U4-r;i:M i;p i-iUH i - ;;iK-()f)i;nH()iiii)iл и ;:(;;.;:1р(() тер.мотрансформаторов, нодоijipr-nnoHbLx агрегатов, вырабатывающих элок
||,мЧ:1Сргию. Количество хранилищ и д.п.ну .путников, привязанщлх к каждому храни:;iiay. определяют расчетом, исходя из К(.)Нкретных условий трассы, и нрименясмот о хлг.дл1-снта. Изотермический комнлекс но дополнительному назначению --- охлаждению ледогрунговых массивов на трассе трубонрог ода носредством спутников -- действует IO.ibKo в летний период.
1)и подземной ирок.тадке оеновной трубон|К)вод закладываю па глубину, меньдле глубины сезонного нротаивания рунтов, т, е. трубопровод находится в деятельном с,чое |-рунта. С целью экранирования теилового и;тока от трубо1 ровода к ледогруитовому -.;;;1,:сив-, 11гно.1ьзуют теплоизоляцию из вв1Cii-.o-j jcLieKTHnHoio и негигроеког1ично1о материа,:а. нямрюе: г;енополиетирола, В зависимости от тс 1 1ературного режима трубой ровода. (к:обеиностей иерекачиваемого нр.)д К1а i; грунтов тенлойзоляционный эк.)aii представляет собой сегмент с центральным углом 120-360°.
С целью у.меиьщения влияния морозобойных трещин (иа участках без ледогрунтового массива) трубопрозоды-спутники изготавлигинот из иластмассы, нанример поли: ти.:|еня, которая должна иметь иодатливую и упругую теплоизоляцию из пепонластов, например пенонолистирола и ненонолиуре;;iiia.
/1ля обеспечения заданного теплового стоь.;| грубонроводы-снутннки прокладывают с :;Крывистой тепло1:золяцией, параметры которой оиределяют пг;счетом, нричем оголен.Hiiie участк.; С1:;,Г:ИК.)г, располагают в основанни т Пбо:;рсвс)Л.;-., имеющего положительну(1 температуру.
1 редлагаемый способ обеспечит устойчивость трубопроводов за счет поетояиного
п(;ддер/1 а : стоянии и х,чадагента
1. Способ трубопроводного траненог);:роваиия продуктов, имеюихих положительную температуру, в районах е вечномерзлыми нросадочными грунтами с искусственным замораживанием оенованпя, отличаю1цийся тем. что, с целью повьииенпя э()(Ье1 тивности трансиорта и исключения yci.KiiOBки локальных замораживающих установок вдоль трассы трубопровода, рядом с ним нрокдадр 1вают трубойровод))1-снутники. траиспортируюнше хлада1-еит, нанр; мер сжиженные углеводородные газы.
2. Способ но н. 1, отличающийся тем. что, е це.гью трансиорт ровки нриродного газа. чг:еть его отбирают из ма1Д страл1 ного газолривода, сжижают, траиспортируют noспутникам и возвращают в газопровод нослс перехода в газообразное еостояние и достижения температуры, равной температуре замороженного грунта.
3. Снособ по п. 1, отличающийся тем, |то, с целью снижения энергетических затра, трубопроводы-спутники нривязывают к системе изотермических ледогрунтовых храни;1ищ, сооружаемых вдоль трассы, а тенло, выделяемое энергетическими установка.уи основного трубопровода, например компрессорами, используют для обеспечения энерг.мей установок изотермических хранилип,.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Васильев Б. Д. Основания и фундаменты, 1937. с. 214 -21.Т.
2.Трунак Н. Г. «.Замораживание грунгов в строительстве, М., 1970, с. 5--10, 215 221.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ транспорта проверки газа в условиях вечной мерзлоты | 1975 |
|
SU530995A1 |
Способ замораживания грунта | 2021 |
|
RU2781771C1 |
Устройство для транспортировки природного газа в условиях вечной мерзлоты | 1977 |
|
SU785155A1 |
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ЗОНЫ ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ ОТ ПОДЗЕМНЫХ ВОД И СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОЗАБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СКВАЖИНЕ | 2002 |
|
RU2211894C1 |
Способ охлаждения и замораживания жидких и пастообразных сред | 1983 |
|
SU1239483A1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА В ИСКУССТВЕННОЙ ТРАНШЕЕ НА ТЕРРИТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2303736C1 |
Система транспортировки жидкого продукта на большие расстояния | 2016 |
|
RU2646993C2 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ГАЗОПРОВОДА В МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 1987 |
|
SU1438344A1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА В СЖИЖЕННОМ СОСТОЯНИИ | 2015 |
|
RU2577904C1 |
Способ транспортировки газа | 1989 |
|
SU1707425A1 |
Авторы
Даты
1979-01-25—Публикация
1970-07-17—Подача