...--1 Изобретение относится к регуляторам температуры воздуха внутри железнодорожного Вагона, оборудованного системой водяного отопления с естественной циркуляцией воды и ее нагревом электрическими нагревателями.
Известен регулятор температуры, содер жащин термочувствительный мост, блок управления и исполнительные элементы 1.
Ближайшим по технической сущности является регулятор температуры, содержа ций датчик температуры, включенный в одно из плеч измерительного моста, к первой диагонайи которого подключен источник питания, а ко второй - блок управления, выход которого соединен с исполнительным реле (2).
Известный регулятор температуры не обеспечивает оптимального и стабильного дифференциала температур включения и отключения двухпозициониого регулятора. Однако обеспечение указанного дифференциала является необходимым условием эффективной работы системы вОдяиого отопления ,с естественной циркуляцией воды. Кроме этого в известном регуляторе, в котором обеспе-чивается программное регулирование отопления вагонов с учетом температуры теплоносителя (воды на выходе котла), температуры наружного воздуха и температуры воздуха в вагоне, хотя бы один из терморезисторов, измеряющих указанные температуры, выполняется полупроводниковым, что приводит к ухудщению стабильности уставки регулятора и затруднению его настройки.
Цель изобретения - повышение точности регулятора путем обеспечения оптимальных и точно поддерживаемых значений тем. ператур теплоносителя, при которых происходит включение и отключение двухпозициоиного регулятора, коммутирующего контактор отопления.
Указанная цель достигается тем, что регулятор содержит последовательно соединенные резистор и транзистор, подключенные параллельно одному из плеч измерительного моста, причем транзистора связана с выходом блока управления, а также тем, что датчик температуры выполнен в виде трех последовательно соединенных металлических терморезисторов.
Схема регулятора приведена на фиг. 1.
Измерительный мост 1 содержит датчик ..температуры 2 иа металлических, например медных терморезисторах 3. 4. 5, представлякн ших из себя соответственно датчики температуры воды на выходе. коТла, наружного воздуха, воздуха в вагоне, регулируемый резистор 6 для выставления уставки и два резистора 7 и 8. Соотношение величин сопротивлений терморезисторов 3, 4, 5 в зависимостн от типа вагона и особенностей его отопительной системы составляет от 1:1,5:5 до 1:1,8:8. В диагональ измерительного моста 1 включен вход блока управления 9, на выходе которого включено исполнительное реле 10. Параллельно резистору 7 измерительного моста I последовательно включены резистор и и транзистор 12, база которого через элемент связи 13, например резистор, подключеиа к выходу блока управления 9, а между точкой соединения эмиттера транзистора 12 с резисторами 7, 8 и плюсовым зажимом источника питания 14 включен элемент смещения, например резистор 15. Работа схемы поясняется фиг. 2. При значёйин тёмнературы воды на выходе котла ниже значения, соответствующего зада иному на отключение исполнительного реле 10, измерительный мост I разбалансирован. Поступающий на вход блока управления 9 сигнал разбаланса UM усиливается и преобразуется в постоянное напряжение Ц, которое пода1ется на катушку реле 10. Реле 10 включено и, соответственно, включен контактор отопления (на фиг. f не показан). Напряжение с выхода блбка управления 9 через элемент связи 13поступает на базу транзистора 12 и запирает его. При повышений температуры воды и достижении ею в момент времени знаЧёнйй, собтветствуюшего откл очению контакторов отопления Т(г1и, наступает баланс измерительного моста I, напряжение на выходе блока управления 9 снимается и реле 10 отпадает, отключая контактор отопления. Одновременно снимается запирающий сигнал с базы транзистора 12, через элемент связи 13 и катушку реле lO образуется цепь его базового тока, и он отпирается, шунтируя резистор 7 резистором 11. При этом сигнал разбаланса измерительного моста 1 Ц меняет полярность и скачком увеличивается. Дальнейшее повышение температуры только вызывает пропорциональное увеличение сигнала 1Л,, но к изменению выходного напряжения блока управления 9 не приводит. При снижении температуры воды и достижении ею в момент времени ta значения Тмл ,. требуемого для включения контактора отопления, опять наступает баланс измерительного моста 1, сигнал на входе блока управления 9 снимается и он, в свою очередь, включает напряжение на реле 10. Транзистор 12 запирается и отключает шунтирующий резистор 11. При этом, сигнал Ци меняет полярность и скачком увеличивается. Регулятор готов к новому циклу работы. Таким образом, обеспечивается четкое задание температуры включения и отключения контакторов отопления, эффективная циркуляция воды в отопительной системе и, соответственно, экономия электрической энергии, расходуемой на нагрев теплоносителя. Формула изобретения 1.Регулятор температурь, содержащий датчик температуры, включенный в одно из плеч измеритель ного моста, к первой диагонали которого подключен источник питания, а ко второй - блок управления, выход которого соединен с исполнительным реле,огличающийся тем, что, с целью повышения точности регулятора, он содержит последовательно соединенные резистор и транзистор, подключенное параллельно одному из плеч измерительного мостл, причем база транзистора связана с выходом блока управления. 2.Регулятор по п. 1, отличающийся jett, что датчик температуры выполнен в виде трех последовательно соединенных металлических терморезнсторов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.1.Авторское свидетельство СССР № 383020, кл. G 05 D 23/19, 1971. 2.Регулирование температуры в пасса-, жирских вагонах с помощью электронных элементов, «Eisenbahntechnrsche Ruudschan 1970, № 7, с. 288-294. V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулятор температуры | 1981 |
|
SU1126938A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ | 2004 |
|
RU2286638C2 |
Регулятор температуры | 1980 |
|
SU883880A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ СУШИЛКИ ЗЕРНА С ТЕПЛОГЕНЕРАТОРОМ, РАБОТАЮЩИМ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ | 1996 |
|
RU2117227C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРО- И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1993 |
|
RU2117380C1 |
РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОПАЯЛЬНИКА | 1991 |
|
RU2038632C1 |
КОТЛОВАЯ ВОДОГРЕЙНАЯ СИСТЕМА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАБОТОЙ | 1992 |
|
RU2092744C1 |
Устройство для дистанционного управления электрическими аппаратами | 1980 |
|
SU928529A1 |
Позиционный регулятор | 1981 |
|
SU981959A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2115987C1 |
Авторы
Даты
1979-02-05—Публикация
1976-04-01—Подача