Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройству герметичных волновых передач, и может быть использовано Б различных отраслях народного хозяйства, где требуется передавать движение через герметичную стенку, например в авиационно-космической, криогенной и вакуумной технике, при работе с агрессивными средствами, в ядерной энергетике.
Известны гибкие колеса герметичных волновых передач, представляющие собой тонкостенные тела враш.ения различной конфигурации, которые после присоединения к корпусу передачи разделяют герметично между собой две полости. Деформируясь под действием вращающегося генератора деформаций, находящегося в одной из полостей, колеса передают движение ведомому звену, находящемуся во второй полости 1.
Такие колеса герметичных волновых передач характеризуются значительной жесткостью и усталостным режимом работы, что приводит к недостаточной долговечности и надежности в работе.
Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является
гибкое колесо герметичной волновой передачи, выполненное в виде тонкостенного тела вращения с элементом, предназначенным для присоединения к корпусу 2.
Эти гибкие колеса недостаточно надежны и долговечны по герметизации, особенно при получении и.х методом точения. Известно, что разгер.метизация гибкого колеса происходит значительно раныне его механического разрушения.
Нарушение герметичности может (в зависимости от разделяемых сред) привести к взрыву, отравлению, радиоактивному заражению, выходу из строя других узлов и агрегатов.
Цель изобретения - повышение надежности передачи.
Это достигается тем, что тонкостенное тело вращения выполнено многослойны.м и каждый элемент слоя, предназначенный для присоединения к корпусу, соединяют с ним автономно.
На чертеже показано устройство гибкого колеса герметичной волновой передачи.
Гибкое колесо содержит слои 1 и 2, выполненные в виде тонкостенных тел вра «pi r . . f n
j т , . ,
3 .
щения, вставленных друг в друга, элементы 3 и 4 соответственно каждого слоя, предназначенные для присоединения к корпусу 5.
Гибкое колесо работает следующим образом.
Генератор (на чертеже не показан) деформирует совместно слои 1 и 2. При вращении генератор; в многослойном гибком колесе возникает бегущая волна деформации, которая приводит к взаимному обкатыванию его с ведомым элементом волновой передачи. При малой разнице обкатываемых периметров реализуются больщие коэффициенты редукции угловой скорости. При нарушении герметичности одного из элементов герметичность колеса и работоспособность передачи обеспечивается другим элементом.
Основным преимуществом изобретения является то, что при таком выполнении гибкого колеса нарушение герметичности одного или нескольких слоев не приводит к потере герметичности всем колесом, пока есть хотя бы один ненарущенный слой. Нарущение герметичности отдельных слоев не сопровождается указанными последствиями. Все это увеличивает период безопасной эксплуатации волновой передачи.
Раздельное соединение гибких элементов с корпусом, давая возможность осуществить контроль герметичности каждого элемента и места его соединения с корпусом в отдельности, также способствует повышению надежности и степени герметизации всего гибкого колеса.
648768
в некоторых случаях возможно уменьшение толщины каждого отдельного слоя, что, снижая напряжения изгиба от генератора деформаций, также способствует повыщению надежности, снижению радиальной жесткости гибкого колеса, уменьшению нагрузок на генератор деформаций.
Формула изобретения
1.Гибкое колесо герметичной волновой передачи, выполненное в виде тонкостенного тела вращения с элементом, предназначенным для присоединения к корпусу, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности передачи, тонкостенное тело вращения выполнено многослойным.
2.Колесо по п. 1, отличающееся тем, что каждый элемент слоя, предназначенный для присоединения к корпусу, соединяют с ни.м
автономно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волновые передачи. Итоги науки и техники. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей мащин. Гидропривод, т. 4, М., 1972, с. 111, рис. 26 г, д, л, н; с. 179, рис. 50, с. 108, рис. 23, с. 109, рис, 24, 25.
2. Иванов М. Н., Иванов В. Н. Детали машин. Курсовое проектирование. «Высшая школа, М., 1975, с. 181, рис. 6.6.
Авторы
Даты
1979-02-25—Публикация
1977-10-10—Подача