1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, предназначенных для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током и разряда ее с рекуперацией в сеть.
Известно устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее два управляемых выпрямителя, соединенных последовательно, реле, через контакты которого и резонансную цепочку аккумуляторная батарея подключена к выходу выпрямителей
ti
Недостатками известного устройства является его слол ность и малая надежность, так как для рекуперации энергии разряда аккумуляторной батареи в сеть и ее заряда она подключается к выпрямителям через механические контактьь
Известно также устройство, содержащее управляемый выпрямитель, систему управления выпрямителем с задатчиком тока на входе, инвертор, вход которого связан с выходом выпрямителя через сглаживающий реактор. Аккумуляторная батарея в этом устройстве включена на входе инвертора
2.
В известном устройстве управляемый выпрямитель работает в прерывистом или непрерывном режиме, а инвертор в прерывистом режиме с больщой скважностью. Инвертор нагружен на балластное сопротивление, или через дополнительный выпрямитель непосредственно на выход управляемого выпрямителя. Указанное устройство позволяет осуществлять заряд аккумуляторной батареи асимметричным током с рекуперацией энергии разряда на выход управляемого выпрямителя.
Недостатками известного устройства является сложность схемы инвертора, так как он содержит дополнительный выпрямитель, его низкий КПД, что связано с невозможностью возврата энергии разряда в питающую устройство сеть.
Целью изобретения является упрощение и повыщение КПД устройства.
Указанная цель достигается тем, что в устройство введены генератор прямоугольных импульсов и датчик тока, включенный на входе выпрямителя, причем выход датчика тока связан с входом генератора прямоугольных импульсов, один выход которого соединен с задатчиком тока на входе системы управления выпрямителем, инвертор выполнен ио мостовой схеме на двух неуправляемых и двух управляемых вентилях, управляющие входы которых связаны с другим выходом генератора прямоугольных импульсов, а выходная диагональ инвертора
соединена с клеммами для подключения аккумуляторной батареи.
При этом, с целью независимого регулирования тока разряда, другой выход генератора прямоугольных импульсов связан с задатчиком тока системы управления выпрямителем.
Кроме того, с целью улучшения динамических характеристик, вход системы управления дополнительно соединен с датчиком тока непосредственно, а со входом инвертора через датчик напряжения с целью обеспечения разряда аккумуляторной батареи постоянным током с рекуперацией энергии разряда в сеть для питания, между другим выходом генератора прямоугольных импульсов и управляющими входами вентилей инвертора включен формирователь импульсов, а этот выход генератора шунтирован ключом.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, блок-схема; на фиг. 2-диаграмма его работы.
Устройство содержит управляемый выпрямитель 1, систему управления выпрямителем 2 с задатчиком тока 3 на входе. Выход выпрямителя через сглаживающий реактор 4 подключен к входу инвертора 5. Инвертор выполнен по мостовой схеме на двух неуправляемых 6, 7 и двух управляемых 8, 9 вентилях.
Аккумуляторная батарея 10 включена в диагональ моста инвертора. Дроссели И, 12 служат для уменьшения скорости нарастания тока через вентили инвертора. Управляющие входы вентилей 8, 9 через формирователь импульсов 13 связаны со вторым выходом 14 генератора прямоугольных импульсов 15, первый выход которого 16 соединен с задатчиком тока 3.
С выхода датчика тока 17 сигнал поступает на вход генератора прямоугольных импульсов 15 и вход систем управления выпрямителем 18, который через датчик напряжения 19 соединен со входом инвертора. Выход 14 генератора прямоугольных импульсов 15 связан также с задатчиком тока 3 и ключом 20.
Устройство работает следующим образом.
При подаче питающих напряжений сигнал на выходах 14 и 16 генератора прямоугольных импульсов 15 отсутствует (см. фиг. 2а и 26), вентили 8, 9 закрыты и ток выпрямителя 1, величина которого определяется уставкой задатчика тока (см. фиг. 2г), через вентили 6, 7 поступает в аккумуляторную батарею 10, заряжая ее (см. фиг. 2ж). В момент времени ti, определяемый частотой генератора 15 с выхода 14 генератора на управляющие входы вентилей 8, 9 поступают импульсы управления, включающие их. При этом вентили 6, 7 закрываются (так как к ним прикладывается запирающее напряжение аккумуляторной батареи), а ток выпрямителя 1 начинает протекать через открывшиеся вентили 8, 9 и аккумуляторную батарею 10, разряжая ее.
Поскольку в момент времени ti, после включения вентилей 8, 9 инвертора к напряжению на выходе выпрямителя 1 (см. фиг. 2е) добавляется напряжение аккумуляторной батареи, то ток в сглаживающем реакторе 4 (см. фиг. 2д) начинает возрастать. Система управления 2 изменяет напряжение на выходе выпрямителя 1 таким образом, чтобы ток через сглаживающий реактор 4 оставался постоянным.
В момент времени i, определяемый скважностью выходных импульсов генератора 15, управляющие импульсы с вентилей 8, 9 инвертора снимаются, а с выхода 16 (см. фиг. 26) генератора 15 на задатчик тока 3 поступает сигнал, который переводит выпрямитель 1 в инверторный режим с максимальным углом Зправления.
Ток на выходе выпрямителя спадает до нуля, и по сигналу с датчика тока 17 (нуль тока) (см. фиг. 2в) генератор импульсов 15 переводится в исходное состояние: управляющие импульсы на вентилях 8, 9 отсутствуют, а на выходе задатчика тока 3 устанавливается сигнал, определяющий величину тока заряда аккумуляторной батареи. Папряжение на выходе выпрямителя 1
становится положительным, а установивщийся ток протекает через вентили 6, 7 и аккумуляторную батарею, заряжая ее. Через время (Т), определяющее период повторения импульсов на выходах генератора 15,
цикл работы устройства повторяется: включаются вентили 8, 9 инвертора, а ток на выходе выпрямителя начинает разряжать аккумуляторную батарею 10. Поскольку напряжение на выходе выпрямителя становится отрицательным (имеется ввиду его среднее значение), а ток не изменяет своего направления, то разряд аккумуляторной батареи происходит с рекуперацией энергии разряда в питающую устройство сеть. При
этом выпрямитель 1 работает в режиме ведомого сетью инвертора.
При необходимости величина тока разряда может быть выбрана не равной величине тока заряда. Для этого с выхода 14 генератора 15 воздействуют на задатчик тока 3, изменяя его уставку (сигнал на выходе) соответствующим образом.
Для улучщения динамических характеристик устройства в переходных режимах
(уменьщения перерегулирования) на вход 18 системы управления выирямителем 2 введены отрицательная обратная связь по току на выходе выпрямителя (он равен току на входе), а также положительная обратная
связь по напряжению на входе инвертора. Полярность напряжения на выходе датчика напряжения 19 изменяется в зависимости от режима работы устройства. При зарядке аккумуляторной батареи сигнал на выходе
датчика 19 положительный, а при разрядке
(вентили 8, 9 открыты) - отрицательный, что уменьшает перерегулирования в устройстве за счет повышения быстродействия системы регулирования.
Для обеспечения работы устройства в режиме разряда аккумуляторной батареи постоянным током с рекуперацией энергии разряда в питающую устройство сеть между выходом 14 генератора 15 и управляюшими входами вентилей 8, 9 включен формирователь имнульсов 13, а выход 14 генератора 15 шунтирован ключом 20. При этом величина тока разряда определяется сигналом на выходе задатчика тока 3.
Таким образом, данное устройство обеспечивает следующие режимы работы:
заряд аккумуляторной батареи постоянным током (при нулевой частоте генератора 15);
заряд аккумуляторной батареи асимметричным током с раздельной регулировкой величины тока заряда и тока разряда, а также частоты и скважности цикла заряд- разряд;
разряд аккумуляторной батареи постоянным током с рекуперацией энергии разряда в питающую устройство сеть.
Простота силовой схемы инвертора предопределила простоту всего устройства и его высокий КПД, так как мощность теряется только в подводящих проводах и открытых вентилях выпрямителя и инвертора (при токе до 20 А теряется около 100 Вт).
Формула изобретения
Устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее управляемый выпрямитель, систему управления выпрямителем с задатчиком тока на входе, инвертор, вход которого связан с выходом выпрямителя через сглаживающий реактор, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения КПД, в устройство введены генератор прямоугольных импульсов и датчик тока, включенный на входе выпрямителя, причем выход датчика тока связан со входом генератора прямоугольных импульсов, один выход которого соединен с задатчиком тока на входе системы управления выпрямителем, инвертор выполнен по мостовой схеме на
двух неуправляемых и двух управляемых вентилях, з равляющие входы которых связаны с другим выходом генератора прямоугольных импульсов, а выходная диагональ инвертора соединена с клеммами для подключения аккумз-ляторной батареи.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью независимого регулирования тока разряда, выход генератора прямоугольных импульсов связан с задатчиком тока системы управления выпрямителем.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью улучшения динамических характеристик, вход системы управления
дополнительно соединен с датчиком тока непосредственно, а с входом инвертора через датчик напряжения.
4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения разряда аккумуляторной батареи постоянным током с рекуперацией энергии разряда в питающую сеть, другим выходом генератора прямоугольных импульсов и управляющими входами вентилей инвертора включен формирователь импульсов, а этот выход генератора шунтирован ключом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР А° 316139, кл. Н 021 7/10, 1970.
2.Авторское свидетельство СССР № 431588, кл. Н 01М 10/4, 1972.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для заряда аккумуляторной батареи | 1976 |
|
SU656154A1 |
Устройство для заряда аккумулятор-НОй бАТАРЕи | 1976 |
|
SU811406A2 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи ассимметричным током | 1978 |
|
SU773828A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1978 |
|
SU773829A1 |
Устройство для заряда аккумуля-ТОРНОй бАТАРЕи АСиММЕТРичНыМТОКОМ | 1979 |
|
SU851634A1 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током | 1979 |
|
SU892577A2 |
Устройство для заряда аккумуляторнойбАТАРЕи | 1979 |
|
SU838899A2 |
Устройство для заряда аккумуляторной батареи | 1982 |
|
SU1136253A1 |
Тиристорный выпрямитель для заряда-разряда аккумуляторной батареи | 2017 |
|
RU2670969C9 |
Зарядно-пусковое устройство | 1987 |
|
SU1534632A1 |
Авторы
Даты
1979-02-28—Публикация
1976-11-05—Подача