Изобретение относится к области судостроения, в частности, к дрейфующим транспортrtbiM средствам для плавания во льдах.
Известно дрейфующее транспортное средство для плавания во льдах, включающее корпус с надводной и подводной частями, суживающимися вниз по вертикали 1 .
Недостаток указанного дрейфующего транспортного средства заключается в его низкой остойчивости. При частичном выпнрашп корпуса льдами с неровной опорной поверхностью и в случае нарушения центровки судна появляется значительный остаточный крен. Причем при полном выпирании корпуса на лед нроисходит потеря остойчивости и транспортное средство ложится на борт. При этом исключается возможность постоянной щлюзовой связи с подледной средой и нарушаются условия нормальной работы на борту.
Целью настоящего изобретения является повышение остойчивости дрейфующего транспортного средства, предгсазначенного для плавания во льдах.
2
Поставленная цель достигается тем, что надводная часть корпуса выполнена в виде шарового, слоя, подводная содержит участок дополнительного шарового слоя и два последовательно сопряженнь х конических участка, причем шаровой слой надводной части плавно сопряжен с участком шарового слоя подводной части, а последующий плавно сопряжен с первым коническим участком, при этом конические участки подводной части корпуса выполнены с многозаходной винтовой нарезкой, расположенной на их наружных поверхностях.
На фиг. 1 .изображен общий ввд дрейфующего транспортного средства, для плавания во льдах, в разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б; на фет. 4 схематически изображен крен транспортного средства.
Дрейфующее транспортное средство для плавания во льдах вктэчает корп}с с надводной и подводной частями, сужагоишмися вниз по вертикали. Надводная часть корпуса выполнена в ввде шарового слоя 1, подводная содержит участок дополнительного шарового слоя 2И два последовательно сопряженных конических участка 3 и 4. Шаровой слой 1 надводной части плавно сопряжен с утастко м дополнительного шарового слоя 2 подводной части, а последите щий плавно сопряжен с первым коническим участком 3. Ко1гн еские участки 3 и 4 подводной части корпуса выпол нены с многозаходной в штовой нарезкой 5, расположенной на их наружных поверхностях. Набор-судна включает в себя ишангоугы 6, радиальные бимсы 7, кольцевые стр шгерь 8. Нижние основания шпангоутов 6 упираются в кнлйвую трубу 9. Внутри эта труба 9 образует полость шлюзовой камеры. Угол подъема многозаходной винтовой нарезки 5 приблизительно равен 45°. Первый конический учясток 3имеет тупой у)ол ко усности, а второй коническ ш -- lacTOK 4 имеет острый угол конусности. Дрейфующее транспортное средство для пла вания во льдах работает следующим образом. Шаровой слой 1 Kopnjca и участок шарово го слоя зьшолняют qiyHTciwH поплавка на открытой воде и по, тругцсгося элемента в составе сферообразЕюг о шарнира при этого элемента льдалвд. Конические участку, корпуса 3 и 4 в упомянутых случаях играют роль 1рузила, возвращающего дрейфующее транспортное средство в нормальное положение при тсрене. , В услойиях предельно больших сжатий пакозого льда, когда корпус дрейфующего транс портного средства, выпираясь вверх, полностью выход1 т cBOHvni niapODbiNra слоями из контак та со ль,, шаровые слои 1, 2 к котркски у шстки 3 и 4 приобретают новые функции. В этом случр-С лед, зд 1Гг; ;Е:1.сь Xi перчферий ый пояс многоза .опной винтовой нарезки 5 перво го прочного конического участка 3 v, иродвигалсь по часазанной вичтозоч нарезке 5 к вертикальной оси транспортного средства, заставляет последнее вращаться вокруг названной осн. В описанных условиях ко шческий участок 3 срабат1.1вает подобно колесу, центростремительной турбины. й ощность, разаивасмая при этом, затрачивается главным сбрлзсм на преодоление инерщш покоящегося транспортного средства и на сопротявление срезаемых выступов льда, наХОДЯ1.ЦИХСЯ в контакте с лтаогозаходной винтовой нарезкой обоих ко ических участков кор пуса. Динамическая составляющая мощность Мд аккумулируется п конструкции и грузах транспортного средства, причем в основ НОМ в местах, разнесенных но экваториальному поясу шаровой части 1; полярный момент инерции транспортного средства; угловая скорость вращения корпуса; время. При замедлении (или полном прекращении) подвижки льда энергии вращения транспортного средства расходуется на формирование ледового гнезда под днищем корпуса в направлешш действия сил гравитации. При этом оба конических участка 3 и 4 кратковременио срабатывают как вертикальная фреза с инерционным приводом. С прекращением сжатия льда конические участки 3 и 4 корпуса выполняют роль фундамента дрейфующего средства. В случае образования разводья, проходящего через ледовое гнездо, огшсанные процессы протекают в обратном порядке. Предлагаемое дрейфующее транспортное средство для.плавания во льдах способно сохранять положение, весьма приближенное к нормальному при самых тяжелых условиях ледовой обстановки. Фо.рмула изобретения Дрейфующее транспоргаое средство для плавания во льдах, включающее корпус с надводной и подводной частями, с)окивающимися вниз по вертикали, отличающееся тем, что, с целью повышения остойчивости, надводная часть корпуса выполнена в виде шарового слоя, подводная часть содержит участок дополнительного щарового слоя и два носледовательно сопряженных конических у исша с многозаходной винтовой нарезкой иа их наружных поверхностях, шаровой слой надводной части плавно сопряжен с участком щарового слоя подводной части, а последний плавно сопряжен с первым коническим уча;стком. Истошики информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР N 430004, кл. В 63 В 35/44, 1972 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
"Энергетическая платформа для плавания во льдах "Земсан" | 1991 |
|
SU1800090A1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании | 2015 |
|
RU2607136C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 1995 |
|
RU2086460C1 |
ПОДВОДНО-НАДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2000 |
|
RU2172698C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2535346C1 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА | 2012 |
|
RU2522628C1 |
Корпус ледокола | 1983 |
|
SU1207892A1 |
В-5
5
9иг.
Авторы
Даты
1979-04-05—Публикация
1976-06-28—Подача