I
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к транспортному маши1юстроению.
Известна двойная фрикционная муфта, содержащая смонтированный на валу барабан, с фрикционными дисками 1.
Недостатком его является отсутствие автоматического привода.
Известна двойная фрикционная муфта, содержащая две нолумуфты, несущие диски, поочередно взаимодействующие с юлицевым барабаном через два пакета закреплениых на нем фрикционных дисков, сжимаемых поршнем 2 .
Данная муфта наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемо.му результату.
Однако она имеет большие габариты и малонадежна в работе.
Целью изобретения является исключение этих недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена подшипником качения, жестко закрепленны.м в поршне и взаимодействующим с шлицевым барабаном, а последний выполнен подвижным по оси, при
ЭТОМ один пакет фрикционных дисков, закрепленных на шлицевом барабане, выполнен ведущим, а другой - ведомым.
На чертеже изображена двойная фрикционная муфта.
Она содержит шлицевой барабан 1, на щ.Ищевой ступице 2 которого размещены ведущие диски 3 первой части двойной муфты, а в щлицевой ступице 4 - ведомые диски 5 второй части двойной муфты. Поршень 6 с уплотнениями 7 и 8 имеет возможность перемещаться в корпусе 9 под действием масла, подаваемого под давлением ,в полость 10 по каналам 11 и 12 шестеренчатым насосом (на чертеже не показан). Подшипник качения 13 выполняет роль нажимного устройства и расположен
5 внутри поршня, состоящего из двух частей 14 и 15, соединенных между собой винтами 16. В щлицевой ступице 17 неподвижного корпуса 9 размещены ведомые диски 18 первой части двойной муфты и опорный диск
0 19, зафиксированные стопорным кольцом 20. В шлицевой ступице 4 шлицевого барабана 1 размещен опорный диск 21, зафиксированный стопорным кольцом 22, а между этим
опорным диском и ведомыми дисками 5 второй части двойной муфты расположены ведущие диски 23 второй части двойной муфты, смонтированные на шлицевой ступице 24, которая, в свою очередь, установлена неподвижно на шлицевом валу 25, принадлежащем, например, солнечной шестерне планетарного увеличителя крутящего момента (на фигуре не показаны). Пружины 26 опираются в неподвижную щлицевую опору 27, расположенную на шлицевом валу 28, являюолемся, например, водилом (на чертеже не показано) планетарного увеличителя крутящего момента. Шлицевая опора 27 зафиксирована от осевого перемещения стопорным кольцом 29 с одной стороны и гайкой 30 со стопорной шайбой 31 с другой стороны,
Пружины 26, упираясь в неподвижную шлицевую опору 27, стремятся переместить шлицевой барабан 1 по шлицевому валу 28 вправо с образованием зазора Д S между ведущими 3 и ведомыми 18 дисками первой части двойной муфты.
Шлицевой вал 28 опирается на два подшипника 32 в корпусе 9 (на чертеже показан один).
Шлицевой вал 25 опирается на подтипНИКИ 33 и 34.
В предлагаемом изобретении двойная многодисковая фрикционная муфта для большей наглядности рассматривается в качестве органа управления валом 25 с солнечной шестерней и валом 28, являющимся водилом планетарного увеличителя крутящего момента.
Как известно, водило в планетарных механизмах предназначено для установки на нем зубчатых колес с подвижными осями - сателлитов, которые находятся в зацеплении с солнечной шестерней.
Муфта может применяться для включения той или иной передачи в станках и транспортных средствах.
Она работает следующим образом.
Включают щестеренчатый насос. Масло по каналам 11 и 12 под давлением подается в полость 10. Порщень 6 перемещается влево, через подшипник качения 13 перемещая щлицевой барабан 1 по шлицевому валу 28 и преодолевая усилие пружины 26. Часть 14 поршня прижимает ведущие 3 и ведомые 18 диски первой части двоиной .муфты к опорному диску 19. Стопорное кольцо 22 также перемещается влево, освобождая опорный диск 21. В результате ведомые 5 и ведущие 23 диски второй части двойной муфты расцепляются, между ними образуется зазор. Шлицевой барабан 1 жестко соединяется с неподвижным корпусом 9. Становится неподвижным и щлицевой вал 28.
Когда давление масла падает, пружины 26, опираясь на щлицевую опору 27, перемещают щлицевой барабан 1 вправо. При этом между ведущими 3 и ведомыми 18 дисками первой части двойной муфты образуется зазор А S, а стопорное кольцо 22 перемещает опорный диск 21, который прижимает ведущие 23 и ведомые 5 диски второй части двойной муфты к щлицевой опоре 27. В этом случае щлицевой барабан 1, шлицевая опора 27, щлицевой вал 28, а также щлицевая ступица 24, .щлицевой вал 25 с солнечной шестерней планетарного увеличителя крутяшего момента вращаются как одно целое.
В .зависимости от того, какая часть двойной муфты включается, элементы планетарного увеличителя крутящего момента-солнечная шестерня и водило - вращаются как одно целое или порознь, изменяя величину крутящего момента на ведомом валу.
Формула изобретения
Двойная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты несущие фрикционные диски поочередно взаимодействующие с щлицевым барабаном через два пакета закрепленных на нем фрикционных дисков сжимаемых поршнем, отличающаяся тем, что, с целью сокранления габаритов и повышения надежности работы, она снабжена подшипником качения, жестко закрепленным в поршне и взаимодействующим с шлицевым барабаном, а последний выполнен подвижHbiiM по оси, при этом один пакет фрикционных дисков,закрепленных на шлицевом барабане выполнен ведущим, а другой - ведомым.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 110611, кл. F 16 D 13/70, 1975.
2.Патент США № 7976176, кл. 192.87.17, 1961.
27
26
21 5
1 /7 fS
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ | 2019 |
|
RU2714622C1 |
Двойное сцепление трансмиссии | 2022 |
|
RU2778713C1 |
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1996 |
|
RU2096309C1 |
Мост ведущий управляемый комбинированный | 2023 |
|
RU2816386C1 |
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1993 |
|
RU2086835C1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2017 |
|
RU2653349C1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО | 1969 |
|
SU255787A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
Авторы
Даты
1979-05-05—Публикация
1977-06-06—Подача