Уменьшение трения в машинах имеет весьма большое значение, так как сберегает топливо и уменьшает износ деталей.
Согласно классической гидродинамической теории ;малый коэфициент трения может быть достигну г при применении :маловязкого масла только в том случае, если масло полностью разделяет труш,иеся поверхности друг от друга, т. е. тогда, когда происходит чисто жидкостное трение.
Практически же во всякого рода машинах, за очень редким исключением, чисто жидкостное трение отсутствует, так как твердые трущиеся 1поверхности соприкасаются друг с другол или работают при таком незначительном расстоянии между ними, что трение происходит не в объеме смазочного веш,ества. а между его молекулярными пленками, которые должны обладать особым свойством-маслянистостью для предохранения трушихся деталей от непосредственного соприкосновения.
Минеральные масла яе обладают в должной степени такими свойстioaMH, поэтому для иоправления этого недостатка они нуждаются в
добавке веществ, известных под общим названием «присадок. В качестве последних уже предлагались замещенные фенолы и эфиры нафтеновых кислот.
Авторы предлагают в качестве доба&ки к маслам для улучшения их смазочных свойств следующие синтетические вещества: оксидифенил, моногликолевый эфи) нафтеновых кислот и паратретичный бутилфенол. Эти присадки вполне доступны для изготовления и не вызывают коррозии трущихся поверхностей.
При применении минеральных смазочных масел с добавкой от 1 до 5% этих соединений понижается поверхностное натяжение, уменьшается коэфициент трения и износ трущихся деталей; кроме того оаратретичный бутнлфенол понижает температуру застывания масел.
Применение названны.х присадок должно привести к уменьшению трения во всякого рода индустриальных станках и машинах. На железнодоролсном транспорте эти присадки с успехом могут применяться как добавка: 1) к буксовым вагонным смаэкам. 2) к цилиндровым маслам. 3) к консистентным
смаЗосам для кулиюсного и дышлового механизмов и для букс паровозов и 4) ко всякого рода смазочным маслам для подшииников станков и машин.
Особо важное значение Предлагаемые присадки доллсны иметь при применении их в смазках для буксов вагонов. В этом случае, взамен применяемых в разные времена .н а$рль1ких сортов омазок, ,л|«{: щт/Дрльзоваться одним сортом.) с мазки круглый год, ЧТО устранить ряд существующйхиеп&ладок в буксосмазочном хозяйстве, а, главное, даст воэможность водить более тяжеловесные поезда, повысить скорость движения н экономить топливо вследствие уменьшения потери энергии на трение, ввиду большой смазочной способности масел с названными добав(ками|.
Предмет изобретения
Способ приготовления смазочных материалов на основе минеральных масел и замеш;енных фенолов или эфиров нафтеновых кислот в качестве присадок, о т л и- ч а ю ш и и с я тем, что Б качестве последних применяют оксидифенил, или момогликолевый эфир нафтеновых кислот, или паратретичный бутилфенол.
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1944-11-30—Подача