Предметом данного изобретения является устройство для обнаруже1НИЯ дефектов в короткозамкнутых обмотках роторов асинхронных двигателей, выполненное но тнпу статора асин-хронного двигателя с обмоткой, нриключенн10Й к электрическому измерительному прибору. Согласно изобретению, обмотка статора образует четыре симметрично расположенные группы катушек, соединенных по схеме моста, к одной диагонали которого нодводится переменный ток, а к другой подключается электроизмерительный прибор. Неисправность или асимметричное расположение короткозамкнутой обмотки ротора фиксируется отклонением стрелки измерительного прибора.
На чертеже показана принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Как указывалось, устройство в конструктивном отноше.эни имеет вид статора асинхронного двигателя по типу статоров того типа машин, роторы которых подлежат испытанию.
В пазы статора уложена обмотка, образующая четыре группы катушек J-4, симметрично расположенных по диаметру статорного пакета. Группы катушек 1-4 образуют четыре плеча измерительной мостовой схемы, на одну из диагоналей которой (на зажимы JO) подается напряжение 12-36 V переменного тока частоты 50 Hz. В другую диагональ моста включается индикатор баланса схемы - миллиамперметр 9 на 15-20 шА магнитоэлектрической системы с цвитектором (купроксный выпрямитель, 5-8, собранный по схеме Гретца).
Примененная в приборе мостовая схема действует следуюш,им образом. Диаметрально расположевзые обмотки являются первичными обмотками трансформатора, вторичными обмотками которого являются короткозамкнутые стержни «беличьей клетки ротора. При наличии тока в цепи первичных обмоток магнитный поток последних сцепляется с замкнутыми- витками обмотки ротора, вследствие чего «трансформатор будет находиться в режиме нагрузки. Вследствие симметрии обмотки /-4 и в случае целости стержней ротора плечи мостовой схемы будут нагружены симметрично и схема будет находиться в балансе. Если же в поле одной из
групп обмотки статора очутится иное количество стержней рото-ра, чем в поле других групп (например, если один из стержней будет оборван), ТО; симметричность нагрузки нарушится и индикатор баланса скемы даст то или иное отклонение. По характеру отклонений и их величине определяют степень годности ротора. Так как отклонения стрелки прибора в случае дефектов «беличьей клетки превышают в 2 -- 2J раза отклонения при испытании годных роторов, то это является достаточным критерием для контроля.
Возможны два варианта схемы, а именно: с образованием обмоткой статора одноименных полюсов на поверхности расточки статора и разноименных.
В последнем случае повышается чувствительность схемы, но несколько понижается фиксация вступления стержня «беличьей клетки в поле того или иного полюса, а это представляет некоторые неудобства для контроля.
Методика проверки роторов вытекает из аписаннчэго принципа действия устройства. Испытуемый ротор вставляется в предлагаемое устройство, т. е. в статор, снабженный вышеописанной обмоткой 1-4 . При этом желательно тем или иным способом соблюсти центрированное положение ротора в железе статора. Ротор медленно проворачивают. Вступление каждого стержня в поле обмотки явственно ош,ущается рукой испытателя; при этом стрелка индикатора делает то или иное отклонение. При идентичности стержней отбросы стрелки равновелики. При вступлении в поле обмотки дефектного стержня или группы таких стержней стрелка индикатора резко отклоняется до предельного значения.
При питании описанной обмотки напряжением в 12 V и при силе тока в обмотках 2-2,5 А ток в цепи индикатора достигает 4-6 тА
при нормальных стержнях и 15-20 тА-при дефектных.
Кроме проверки целостности стержней «беличьей клетки, прибор фиксирует эксцентриситет стержней «беличьей клетки по отношению к железу ротора, образовавшийся, например, вследствие однобокой шлифовки.
В таком случае отклонения стрелки индикатора постепенно нарастают по величине при прохожден.;и неравномерн-о сошлифованнь х сторон.
В случае скоса паза ток в цепи индикатора снижается до 1-2 тА, и при сильном скосе на 11/2-2 стержня индикатор не показывает наличия тока в своей цепи.
Таким образом, прибор позволяет обнаружить следуюш,ие дефекты в короткозамкнутых роторах: во-первых, обрывы в стержнях «беличьей клетки, во-вторь1х, эксцентриситет «беличьей клетки по отношению к железу ротора и, в-третьих, скос паза, если он не обусловлен конструкцией ротора.
Большим достоинством предлагаемой схемы является независимость показаний индикатора от случайных: колебаний сети.
Предмет изобретения
Устройство для обнаружения дефектов в короткозамкнутых обмотках роторов асинхронных двигателей, выполненное в виде статора асинхронного двигателя с обмоткой, приключенной к электрическому измерительному прибору, отличающееся тем, что обмотка статора выполнена в виде четырех симметрично расположенных групп катушек, соединенных по схеме моста, одна из диагоналей которого предназначена для подвода переменного тока, а другая для подключения измерительного прибора, с целью обнаружения неисправности или асимметричного расположения короткозамкнутой обмотки ротора поотклонению измерительного прибора.
0
Ubonm
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения степени повреждения стержней беличьей клетки ротора асинхронного двигателя | 1990 |
|
SU1793397A1 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
Ротор асинхронной электрической машины | 2020 |
|
RU2747273C1 |
Асинхронно-синхронный бесконтактный преобразователь частоты | 1989 |
|
SU1721743A1 |
Электрическая машина (варианты) | 2023 |
|
RU2819416C1 |
ИНДУКЦИОННЫЙ АСИНХРОННЫЙ МОТОР | 1998 |
|
RU2208892C2 |
Асинхронно-синхронный бесконтактный преобразователь частоты | 1981 |
|
SU1094116A1 |
Электрический двигатель для транспортных средств | 2021 |
|
RU2774121C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ПОВРЕЖДЕНИЯ | 1971 |
|
SU309321A1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ | 1991 |
|
RU2006142C1 |
Авторы
Даты
1947-01-01—Публикация
1945-07-19—Подача