Ротор асинхронной электрической машины Российский патент 2021 года по МПК H02K17/18 H02K1/22 H02K3/04 H02K3/28 

Описание патента на изобретение RU2747273C1

Изобретение относится к области электромеханики и может быть использовано в асинхронных электрических машинах для улучшения их характеристик.

Известен короткозамкнутый ротор асинхронного электродвигателя с закрытыми пазами, которые имеют стальной ободок, отделяющий их от воздушного зазора. Стальной ободок, закрывающий снаружи пазы магнитопровода ротора, при увеличении нагрузки оказывает шунтирующее действие на основной магнитный поток, идущий от статора, при котором значительная его часть замыкается на этом ободке, не заходя в ячейки «беличьей клетки». При этом существенно снижается нагрузочная способность асинхронного двигателя, приводящая к потере вращающего момента и полной остановке ротора при перегрузке.

Также известен ротор асинхронной машины, имеющий скошенную форму стержней «беличьей клетки». Скошенные полюса магнитопровода такого ротора также оказывают шунтирующее действие на магнитный поток статора и при высоких нагрузках создают его переток по внешнему контуру ротора без необходимого погружения в короткозамкнутые ячейки «беличьей клетки». Это также существенно снижает нагрузочную способность асинхронной электрической машины и приводит к потере вращающего момента и полной остановке ротора при перегрузке.

Наиболее близким к устройству нижеописанной модели является ротор, представленный в патенте RU 2104608. Это массивный ротор электрической машины, в магнитопроводе которого имеются продольные прямые и поперечные кольцевые канавки, заполненные материалами с различными свойствами. Продольные канавки заполнены электропроводным немагнитным материалом, а поперечные канавки заполнены магнитопроводным диэлектрическим материалом. Центральная часть описанного ротора выполнена из магнито-электропроводящего композитного материала с заданными свойствами. К недостаткам этой модели можно отнести: магнитное шунтирование полюсов статора поперечными магнитопроводными кольцами описанного ротора при работе в области высоких нагрузок и при запуске; высокое электрическое сопротивление композитного материала внутренней части, вызывающее её нагрев при протекании больших роторных токов; высокое сопротивление магнитной цепи магнитопровода, обусловленное малым проходным сечением магнитопроводного материала, разбитым на сегменты продольными канавками; большая вариативность исполнений полюсного деления ротора; низкая технологичность изделия, обусловленная многошаговой компоновкой ротора и высоким разнообразием применённых материалов, которых насчитывается более четырёх на одном роторе.

Всех вышеперечисленных недостатков лишена нижеописанная модель ротора для асинхронной машины.

Техническая проблема изобретения заключается в необходимости улучшения тяговой и перегрузочной способности и увеличения пускового момента асинхронных электрических машин.

При использовании изобретения достигнуты следующие полезные технические результаты:

1. Уменьшено время выхода асинхронной электрической машины на рабочие обороты под нагрузкой. Это происходит за счёт уменьшения электрического сопротивления цепей беличьей клетки. Роторный ток при пуске достигает более высоких значений с увеличением момента вращения. Время разгона ротора при этом уменьшается.

2. Увеличен пусковой момент асинхронной электрической машины. Это происходит за счёт уменьшения электрического сопротивления цепей беличьей клетки. Роторный ток при пуске достигает более высоких значений с увеличением момента вращения.

3. Многократно увеличена перегрузочная способность асинхронной электрической машины. Это происходит за счёт уменьшения электрического сопротивления цепей беличьей клетки. Роторный ток под нагрузкой достигает более высоких значений с увеличением момента вращения.

4. Поверхность вала ротора асинхронной электрической машины получила эффективную защиту от нагрева вихревыми токами. Поток магнитной индукции статора замыкается в магнитопроводе ротора, концентрируясь в контуре, образованном двумя рядами беличьей клетки и короткозамыкающими шайбами, не выходя при этом в ту часть ротора, где расположен вал.

5. Увеличен класс энергоэффективности асинхронной электрической машины на 1-2 ступени. Это происходит за счёт уменьшения электрического сопротивления цепей беличьей клетки, что при работе приводит к уменьшению электрических (тепловых) потерь в роторной цепи и увеличению эффективности электрической машины в целом.

Изобретение на примере ротора цилиндрической формы поясняется чертежами: фиг. 1 - магнитопровод ротора с пазами для беличьей клетки и рядом отверстий для токопроводящих элементов внутреннего ряда токопроводящих стержней, вид в разрезе; фиг. 2 - коротко-замыкающая шайба; фиг. 3 - диаграммы эффективности заводского и изменённого ротора; фиг. 4 - беличья клетка с дополнительным внутренним рядом токопроводящих стержней (вид в разрезе, без магнитопровода); фиг. 5 - беличья клетка с дополнительным внутренним рядом, выполненным в виде гильзы (вид в разрезе, без магнитопровода); фиг. 6 - пример практической реализации.

Ротор асинхронной машины содержит пакет пластин магнитопровода (фиг. 1) из электротехнической стали с уложенной в его пазы прямой, без скосов, короткозамкнутой обмоткой ротора типа «беличья клетка», содержащей неразъёмно установленные на её обоих торцах короткозамыкающие шайбы (фиг. 2); при этом короткозамкнутая обмотка ротора выполнена двухрядной в виде внутреннего и наружного рядов токопроводящих элементов (фиг. 4, 5). Внутренний ряд короткозамкнутой обмотки ротора выполнен в виде ряда стрежней (фиг. 4) либо из одной сплошной гильзы из токопроводящего немагнитного материала (фиг. 5). Число стержней наружного ряда его короткозамкнутой обмотки типа «беличья клетка» отличается от числа пазов статора в меньшую сторону на число пар полюсов электрической машины.

Внутренний ряд стержней имеет непосредственную электрическую связь со стержнями «беличьей клетки», выполненными из токопроводящего материала, через две торцевые короткозамыкающие шайбы - фиг.2.

Поперечное сечение магнитопровода ротора, находящегося в пространстве между рядами «беличьей клетки», должно быть равно сечению магнитопровода статора.

Технологически все токопроводящие элементы могут быть выполнены в один шаг, методом прямого литья в прямые пазы магнитопровода ротора, расплавленного немагнитного токопроводящего металла - меди, алюминия или других электропроводных материалов.

Ротор работает следующим образом. Магнитный поток, индуцированный статором, проходит через магнитопровод ротора. При этом он проходит между короткозамкнутыми стержнями ротора, индуцируя в них ЭДС. Индуцированная ЭДС в свою очередь, создаёт собственное магнитное поле, отстающее по фазе от статорного, которое начинает взаимодействовать с полем статора. Таким образом создаётся момент движения. Поперечное сечение токопроводящих стержней принимают в два раза меньше, чем в традиционной беличьей клетке. Электрический ток перетекает между стержнями внешнего и внутреннего рядов «беличьей клетки» через короткозамыкающую шайбу - имея при этом более короткий путь прохождения и достигая более высоких значений с большим вращающим моментом, чем в традиционной «беличьей клетке».

Пример практической реализации. Рассмотрим пример ротора для промышленного асинхронного двигателя на 1000 об/мин, со статором на 36 пазов (фиг. 6). Мотор имеет три пары полюсов, поэтому число стержней «беличьей клетки» ротора выбирают на три меньше, чем пазов в статоре, то есть 33 стержня. Внутренний ряд также имеет 33 стержня, их угловое положение находится между стержнями «беличьей клетки» - фиг.1. Ротор по торцам имеет две шайбы, которые замыкают между собой стержни «беличьей клетки» и элементы внутреннего ряда стержней - фиг.2. После переделки были проведены сравнительные испытания двигателя - с заводским ротором («зав.» на фиг.3) и с ротором, переделанным с применением настоящего изобретения («изм.» на фиг.3). На вал двигателя подавалась механическая нагрузка и снималась зависимость эффективности двигателя от нагрузки с фиксацией оборотов. На фиг.3 по горизонтали расположена шкала оборотов двигателя, по вертикали - шкала эффективности. Очевидно, что изменённый ротор демонстрирует более высокие значения эффективности в сравнении с заводским вариантом. Это было достигнуто применением прямой «беличьей клетки» и числовыми пропорциями полюсного деления ротора, рассчитанными по числу пазов статора и пар полюсов электрической машины, что позволило получить максимальную величину магнитного напряжения на полюсах ротора. На графике фиг. 3 также заметно резкое снижение эффективности мотора при использовании заводского ротора в районе 420 об/мин, вплоть до его полной остановки, при том, что изменённый ротор в этих же условиях продолжает нести нагрузку. Причиной провала характеристики заводского ротора послужил осевой скос его полюсов, который при определённой нагрузке шунтировал основной магнитный поток, идущий от статора.

Похожие патенты RU2747273C1

название год авторы номер документа
Электрический двигатель для транспортных средств 2021
  • Лагутин Сергей Сергеевич
  • Головко Олег Анатольевич
  • Секлюцкий Сергей Анатольевич
RU2774121C1
Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины 2021
  • Лагутин Сергей Сергеевич
  • Головко Олег Анатольевич
  • Секлюцкий Сергей Анатольевич
RU2751533C1
Способ намотки неявнополюсных распределённых обмоток статора электрической машины 2022
  • Лагутин Сергей Сергеевич
  • Головко Олег Анатольевич
  • Секлюцкий Сергей Анатольевич
RU2799495C1
Высокооборотный асинхронный двигатель 2017
  • Богуславский Илья Зеликович
  • Кручинина Ирина Юрьевна
  • Хозиков Ювеналий Федорович
  • Любимцев Александр Сергеевич
  • Рогачевский Владимир Самуилович
  • Дубицкий Семен Давидович
RU2672255C1
Двигатель сепаратора совмещенной конструкции 2021
  • Кашин Яков Михайлович
  • Копелевич Лев Ефимович
  • Самородов Александр Валерьевич
  • Ким Владислав Анатольевич
  • Голованов Александр Александрович
RU2776987C1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2752234C2
Асинхронно-синхронный бесконтактный преобразователь частоты 1981
  • Лущик Вячеслав Данилович
  • Рыжков Виктор Сергеевич
SU1094116A1
УПРАВЛЯЕМЫЙ КАСКАДНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ОБЩИМ РОТОРОМ 2014
  • Попов Борис Клавдиевич
  • Попова Ольга Борисовна
RU2556862C1
АСИНХРОННЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Обухов Виталий Арсеньевич
RU2031516C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 747 273 C1

Реферат патента 2021 года Ротор асинхронной электрической машины

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в улучшении тяговой и перегрузочной способности и увеличении пускового момента асинхронных электрических машин. Ротор асинхронной электрической машины содержит пакет пластин магнитопровода с уложенной в его пазы прямой, не имеющей скосов, короткозамкнутой обмоткой ротора типа «беличья клетка», содержащей неразъёмно установленные на её обоих торцах короткозамыкающие шайбы. Короткозамкнутая обмотка ротора выполнена двухрядной, в виде внутреннего и наружного рядов, между которыми размещается магнитопровод ротора. Поток магнитной индукции статора замыкается в магнитопроводе ротора, концентрируясь в контуре, образованном двумя рядами «беличьей клетки» и короткозамыкающими шайбами, не выходя при этом в ту часть ротора, где расположен вал. Внутренний ряд короткозамкнутой обмотки ротора выполнен в виде ряда стрежней либо из одной сплошной гильзы из токопроводящего немагнитного материала. Число стержней в одном ряду его короткозамкнутой обмотки типа «беличья клетка» отличается от числа пазов статора в меньшую сторону на число пар полюсов электрической машины. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 747 273 C1

1. Ротор асинхронной электрической машины, содержащий пакет пластин магнитопровода с уложенной в его пазы прямой, не имеющей скосов, короткозамкнутой обмоткой ротора типа «беличья клетка», содержащей неразъёмно установленные на её обоих торцах короткозамыкающие шайбы; при этом короткозамкнутая обмотка ротора выполнена двухрядной, в виде внутреннего и наружного рядов, между которыми размещается магнитопровод ротора.

2. Ротор асинхронной электрической машины по п.1, отличающийся тем, что внутренний ряд короткозамкнутой обмотки ротора выполнен в виде ряда стрежней либо из одной сплошной гильзы из токопроводящего немагнитного материала.

3. Ротор асинхронной электрической машины по п.1, отличающийся тем, что число стержней в одном ряду его короткозамкнутой обмотки типа «беличья клетка» отличается от числа пазов статора в меньшую сторону на число пар полюсов электрической машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2747273C1

CN 107612254 A, 19.01.2018
CN 104600932 A, 06.05.2015
CN 205265387, 25.05.2016
CN 105284038 B, 10.04.2018
CN 104767334 A, 08.07.2015
US 20100247347 A1, 30.09.2010
Ротор асинхронного электродвигателя 1989
  • Фисенко Валерий Григорьевич
  • Цынская Татьяна Семеновна
  • Клоков Борис Константинович
SU1644308A1
WO 2020179612 A1, 10.09.2020
Ротор асинхронного двигателя 1940
  • Имас А.Д.
SU84142A1
А.В
Беспалов "Проектирование асинхронного двигателя общего назначения с короткозамкнутым

RU 2 747 273 C1

Авторы

Лагутин Сергей Сергеевич

Головко Олег Анатольевич

Секлюцкий Сергей Анатольевич

Даты

2021-05-04Публикация

2020-12-10Подача