Наиболее простым по конструкции является устройство, в котором упомянутые веитиляциoifflbie каналы статора выполнены радиальными. Наилучшие условия теплоотдачи могут быть достигнуты, если упомянутые вентиляционные каналы статора образованы непосредственно спинками сердечников и на их поверхностях выполнены радиальные ребра.
Сущность предложения поясняется чертежами, где на фигуре 1 изображена торцовая индукторная униполярная машина, имеющая радиальные вентиляционные каналы между спинками сердечников.
На фигуре 2 показана торцовая переменнополюсная бесконтактная машина, в которой вентиляционные каналы статора образованы непосредственно спинками сердечников и на их поверхностях выполнены радиальные ребра.
MaujHHa содержит статор, имеющий корпус 1 и сдвоенные якори 2, сердечники 3 которых обращены спинками друг к другу. Ротор 4 машины несет полюса 5, в которых имеются радиальные вентиляционные каналы 6, прилегающие к рабочим поверхностям сердечников 3 сдвоенных якорей 2. Между спинками сердечников 3 в магнитопроводе 7 статора 1 выполнены вентиляцио}шые каналы 8, соединяющие внутреннюю полость сдвоенных якорей 2, офаниченную полюсами 5, через отверстия 9 корпуса с периферией машины. Указанные каналы 8 могут быть выполнены радиальными. Обмотки возбуждения 10 размещены на статоре.
Теплоотдающая поверхность спинок сердечников 3 при необходимости может быть увеличена с помощью радиальных ребер 11.
При работе машины в качестве напорных злементов могут использоваться как сами полюса 5 ротора 4, так и их комбинация с отдельно встроенными вентиляторами. Газ по каналам 8 входит в машину и обеспечивает тенлосъеМ со спинок сердечников 3 сдвоершых якорей 2, затем он по каналам 6 полюсов 5 ротора выбрасьшается На периферию и охлаждает активные поверхности якорей 2. Таким образом, за счет дополнительного охлаждения сердечников 3 со стороны их спинок существенно улучшается охлаждение сдвоенных якорей 2, снижаются их перегревы. Это позволяет повысить электромагнит нре использование машины и улучшить тем самым ее массогабаритные показатели.
Оптимальный пример выполнения машины показан на фиг. 2. Вентиляционные каналы 8 в ней образованы непосредственно спинками сердечников 3, а на их поверхностях, обращенных к указанным каналам, вьтолнены радиальные ребра 11. Благодаря этому практически вдвое увеличивается теплоотдаюшая поверхность сердечников 3 сдвоенных якорей 2 и обеспечиваются наилучшие условия теплоотдачи.
В предложенной конструкции может бьггь успешно-реализована и внутренняя зам шутая система вентиляции. При этом выбрасываемый из каналов 6 ротора газ целесообразно снова подавать в вентиляционные каналы 8, соединив их, например, поср ством встроенного в статоре охладителя или каналов, в которых охлаждение газа осуществляется с помощью тепловых трубок.
Предложе1шое техническое решение использовано в разработанном генераторе моншостью 7 кВт на чистоту вращения 12000 об/мин, что позволило снизить на 20-25% перегревы сердечIНИКОВ и обмоток сдвоенных якорей машины.
Формула изобретения
1.Торцовая электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая статор, вьшолненный в виде двух сердечников, обращенных спинками друг к другу, и корпуса с отверстиями, и ротор с полюсами, имеющими каналы, гфилегающие к рабочим поверхностям упомянутых сердечников и соединяющие внутреннюю полост машины с отверстиями корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, она вьшолнена с дополнительными каналами, расположенными между спинками сердечников и сообщающимися с упомянутыми каналами полюсов ротора.
2.Торцовая электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что указагшые дополнительные каналы расположены радиально
3.Торцовая электрическая машина по пп. 1, 2, отличающаяся тем, что упомянутые сердечники снабжены радиальными ребрами.
Источники информации, гфинятые во внимание гфи экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 535671, кл. Н 02 К 9/10, 1973.
2.Патент США № 3435267, 310-168, 1969.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1978 |
|
SU873337A1 |
Устройство для вентиляции синхронных электродвигателей | 1961 |
|
SU141928A1 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU817872A1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2437195C1 |
Бескорпусная электрическая машина | 1989 |
|
SU1718341A1 |
Электромашинный агрегат | 1973 |
|
SU509951A1 |
Нереверсивная электрическая машина с газовым охлаждением | 1977 |
|
SU920967A2 |
Электрическая машина переменного тока с системой охлаждения воздух-воздух | 1991 |
|
SU1815743A1 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1983 |
|
SU1098077A1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1457070A1 |
Авторы
Даты
1979-08-15—Публикация
1977-07-11—Подача