I
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам малой мощности.
Известна электрическая машина, состоящая из ротора и сердечника статора с обмоткой, помещенная в корпус, состоящий из двух частей в виде развитых в осевом направлении щитов. Двухсторонняя вентиляция известной электрической .машины осуществляется обдувом поверхностей ротора и лобовых частей обмоток статора воздухом с забором его через отверстия в торцовых частях щитов и радиальным выбросом через отверстия в зоне над лобовой частью обмотки статора 1.
Охлаждение известной электрической машины недостаточно эффективно, так как охлаждающий воздух не омывает цилиндрическую поверхность сердечника статора.
Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является электрическая машина, содержащая сердечник статора, гофрированный корпус, сопряженный с сердечником с образованием внутренних и наружных продольных каналов, и ротор с вентилятором.
зона напора которого сообщена с внутренними продольными каналами 2.
Охлаждение такой машины по длине сердечника происходит неравномерно из-за подогрева воздуха при движении его по каналам корпуса.
Цель изобретения - улучшение охлаждения электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что в известной электрической машине корпус выполнен из двух, с разъемом в поперечной
плоскости электрической машины, частей, смещенных друг относительно друга в тангенциальном направлении с сообщением наружных каналов одной части с -внутренними каналами другой, а ротор снабжен дополнительным вентилятором, установленным
на противоположном первому из упомянутых вентиляторов конце ротора, причем зона напора дополнительного вентилятора соединена с внутренними продольными каналами части корпуса, расположенной на одной стороне с упомянутым дополнительным вентилятором.
На фиг. 1 показана предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Электрическая машина состоит из сердечника статора, 1 с обмоткой, ротора 2, корпуса, состоящего из двух частей 3 и 4. На роторе 2 имеются вентиляторы 5. В торцовых частях 3 и 4 корпуса выполнены отверстия 6 и 7 соответственно. На образующих поверхностях частей 3 и 4 корпуса выполнены продольные гофры соответственно 8 и 9.
По внутренним поверхностям впадин гофр 8 и 9 осуществлена посадка частей 3 и 4 корпуса на цилиндрическую поверхность сердечника статора 1 и укрепление их при помощи сварки, приклеивания или другими способами.
Внутренние поверхности гофр 8 части 3 корпуса и гофр 9 части 4 корпуса совместно с цилиндрической поверхностью сердечника статора 1 образуют внутренние вентиляционные каналы 10 и 11 соответственно с торцовыми окнами 12 и 13, открытыми в сторону соседних частей корпуса.
Наружные поверхности продольных гофр 8 и 9 частей 3 и 4 корпуса образуют наружные вентиляционные каналы 14 и 15.
В собранной электрической мащине внутренние вентиляционные каналы 12 части 3 корпуса в осевом направлении расположены напротив наружных вентиляционных каналов 15 части 4 корпуса, а внутренние вентиляционные каналы 13 части 4 корпуса напротив наружных вентиляционных каналов 14 части 3 корпуса.
При вращении электрической мащины под действием вентиляторов 5 через отверстия 6 и 7 с торцовых частей внутрь мащины забирается охлаждающий воздух. Он омывает поверхности ротора 2, лобовые части обмотки и торцовые поверхности сердечника статора 1 и направляется на периферию во внутренние вентиляционные каналы 12 и 13, омывая их поверхности, в том числе и непосредственно цилиндрическую поверхность сердечника статора 1. После выброса из внутренних вентиляционных каналов воздух направляется в область наружных вентиляционных каналов 15 и 14 противоположных частей корпуса, омывая их наружную поверхность.
На фиг. 1 и 2 показано направление движения охлаждающего электрическую мащИну воздуха.
Наличие вентиляционных каналов над сердечником статора существенно увеличивает
поверхность электрической мащины, подвергаемую интенсивному охлаждению движущимся воздухом. Расположение внутренних вентиляционных каналов одной части корпуса напротив наружных вентиляционных каналов другой части предотвращает встречу двух воздущных потоков в средней части мащины, способствует снижению сопротивления движению воздуха и выравнивает температуру по длине сердечника статора, что способствует улучщению
охлаждения электрической мащины.
Формула изобретения
Электрическая мащина, содержащая сердечник статора, гофрированный корпус, сопряженный с сердечником с образованием внутренних и наружных продольных каналов, ротор с вентилятором, зона напора которого сообщена с внутренними продольными каналами, отличающаяся тем, что, с целью улучщения охлаждения, корпус выполнен из двух, с разъемом в поперечной плоскости электрической мащины, частей, смещенных друг относительно друга в тангенциальном направлении с сообщением наружных каналов одной части с внутренними каналами другой, а ротор снабжен дополнительным вентилятором, установленным на противоположном первому из упомянутых вентиляторов конце ротора, причем зона напора дополнительного вентилятора соединена с внутренними продольными каналами части корпуса, расположенной на одной стороне с упомянутым дополнительным вентилятором.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Японии № 50-2522, кл. 55 А 051/Н 02 К 15/16, 1975.
2.Авторское свидетельство СССР № 634424, кл. Н 02 К 5/18, 1976. 59 г 2
(риг. 2 -
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Закрытая обдуваемая электрическая машина | 1984 |
|
SU1170555A2 |
Закрытая электрическая машина | 1986 |
|
SU1403249A1 |
Нереверсивная электрическая машина с газовым охлаждением | 1977 |
|
SU920967A2 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2013 |
|
RU2524160C1 |
Электрическая машина | 1977 |
|
SU657526A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2005 |
|
RU2284626C1 |
САМОВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРЦОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2128391C1 |
Электрическая машина с воздуховоздушным трубчатым теплообменником | 1987 |
|
SU1457082A1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1982 |
|
SU1056375A1 |
Авторы
Даты
1981-03-30—Публикация
1979-05-08—Подача