Известны траловые мешки, сшитые из самостоятельно связанных сетных полотнищ. Предлагаемый симметричный траловый мешок имеет ту оссбенность, что для обеспечения равномерного распределения усилий в полотнищах, улучшения фильтрации воды и отсева непромысловых животных, он составлен из двух симметричных полотнищ трапециевидной формы, образующих крылья, двух симметричных полотнищ фасонной формы, образующих матицы, и прямоугольного полотнища, сложенного в виде кутка.
Полотнища известных тралов вяжутся более или менее однотипно. Обычно мешок составляется из одной пары верхних крыльев, одной пары нижних крыльев, сквера, пары полотнищ матицы, пары полотнищ кутка и горла, а всего из десяти полотнищ. Во всех полотнищах ячеи располагаются параллельными прямыми рядами, сбавки и прибавки делаются в кромках. Особенной сложностью характеризуется вывязка
крыльев. Боковые кромки верхних и нижних полотнищ сшиваются одна с другой шворкой через кромку, забирая в шов по 4-5 ячей от каждой кромки. Ряды ячей в полотнищах, за исключением цилиндрической части кутка, образуют с боковой кромкой углы, не равные 90°. Поэтому в боковой части сшитого трала ряды ячей сходятся у линии шва под углом, вершина которого направлена вперед - в сторону узкой части крыла. Две нитки каждой ячеи в боковых частях этих тралов располагаются почти параллельно линии шва. Они во время буксировки трала испытывают значительно большие напряжения по сравнению с другой парой ниток. В результате происходит перетягивание узлов, деформация ячей и разрыв ниток. Отношение длин сторон у ячей из боковых частей в работавших тралах доходит до 1 : 4. Деформация ячей ухуДшает фильтрацию воды и отсев мелких непромысловых животных в этих частях трала. Трал перегружается нен окныл приловом,
453
увеличивается сопротивление буксировке и ускоряется износ полотнищ трала.
Оба крыла предлагаемого мешка выполнены из симметричных полотнищ трапециевидной формы (фиг, 1). Вязка полотнища начинается с линии АВ, Часть крыла, обозначенная буквами ЛГЯВ, вывязывается со сбавками через два ряда в третий в обеих кромках АГ и BE. Вторая часть крыла, обозначенная буквал1и ГЩИЕ, вывязывается с одной сбавкой, располагающейся строго по средине по линии ДЗ. Сбавка делается по одной ячее через два ряда в третьем. При изготовлении обеих частей строго по средине 4-5 ячей могут быть вывязаны для усиления в две нитки. Двойная провязка делается для увеличения продольной прочности крыла. Она исключает необходимость постановки продольной пожилины - топенанта.
Фасонной формы полотнище каждой из обеих матиц изображено на фиг. 2. Вязка начинается со второго ряда, обозначенного на чертеже буквами АБВГ (этот ряд вяжется в две нитки); начиная со второго ряда по линии БЗМРФ и ВИНСХ, делают сбавки.
На протяжении линий БЗ и ВИ сбавки делают через один ряд во втором. На протяжении остальной части полотнища сбавки делают через два ряда в третьем. Линии сбавок делят полотнище на три секции: две боковые 1а и 16 и одну центральную //. Ряды ячей, естественно, делятся на три части соответственно секциям.
В каждом ряду от кромок до сбавок содержится число ячей, равное четверти числа ячей во всем ряду. Между линиями сбавок содержится число ячей, равное половине числа ячей, содержащихся во всем ряду.
Обе боковые кромки полотнища прямые. С рядами ячей боковых секций боковые кромки образуют прямые углы. Вдоль обеих боковых кромок вывязывают по 2-3 ячеи в две нитки. Эта провязка, так же как и в крыле, служит для увеличения продольной прочности трала.
454
По окончании вязки части АБВГУФХЦ надвязывается часть БДЕВ, называемая трапецией. Первый ряд трапеции начинают вязать, закрепляя нитку за вершину второй ячеи от точки Б. Недовязав одной ячеи до точки В, нитку обрезают. Каждый последующий ряд начинают вязать, закрепляя нитку за вершину второй ячеи предшествующего ряда, и заканчивают не довязав одну ячею в ряду. Таким образом, в каждой кромке каждого ряда сбавляется по полторы ячеи.
Полотнище для кутка (фиг. 3) имеет прямоугольную форму.
Сшивку мешка начинают с полотнищ матицы. Нижнее и верхнее ее полотнища совмещают кромками и сьячеивают друг с другом, вывязывая при этом половину ячей. Сшивка ячей через кромку шворкой не допускается. Затем к матице присоединяют полотнища крыльев. Средину наибольшей поперечной кромки крыла АВ, обозначенную на фиг. 1 буквой Б, совмещают с началом шва, соединяющего нижнее и верхнее полотнище матицы, т. е. с точками А и Г (фиг. 2). От этой точки Б в обе стороны производится съячеивание крыла с матицей посредством вывязки одного ряда. На линии АБ матицы все ячеи крыла от б до Л или от S до 5 не умещаются. Оставшиеся свободными ячеи крыла крепят к боковой стороне трапеции БД или ЕВ, посаженной на фишлинь.
Боковые кромки АГ и BE кутка (фиг. 3) сьячеивают друг с другом. Затем кромка АВ съячеивается посредством вывязки дополнительного ряда с матицей по ряду ПРСТ (фиг. 2).
На фиг. 4 показано взаимное расположение полотнищ сшитого мешка. Как правое, так и левое крылья / изображены сложенными вдвое по средней линии БДЗ (фиг. 1). Одна половина заменяет нижнее крыло, а другая половина - верхнее крыло тралов других систем. Матица 2 изображена полностью (верхнее полотнище точно совпадает с нижним и полностью его закрывает). Куток 3
изображен сложенным вдвое по линии БД (фиг. 3).
На фиг. 5 изображена боковая сторона симметричного тралового мешка. Обозначения на фиг. 5 соответствуют обозначениям на фиг. 1-4. Ряды ячей в боковой части трала на всем протяжении от линии БЕ до конца кутка расположены строго перпендикулярно осевой линии и параллельно друг другу. Трал тянут за крылья. Усилие тяги прилагается по направлению оси боковой стороны трала. Оси ячей этой части трала расположены одна по направлению усилия тяги - по оси боковой стороны трала, а вторая -по перпендикулярному направлению. Это обстоятельство обусловливает сохранение ячеями боковой части трала во время его буксировки правильной геометрической формы. Такая особенность предлагаемого мешка определяет ряд его положительных качеств.
Все полотнища имеют правильную симметричную форму, что открывает возможности изготовления их машинным путем или кройкой из прямоугольного сетного полотна машинной вязки, без потери материала и довязки углов или вставок при сшивке вырезанных частей. Выработку (вязку) деталей упрощает, во-первых, малое число типов полотнищ (три типа) и, во-вторых, простейший характер их строения.
При сшивке крыла матицы и кутка по продольным и поперечным швам применяется только съячеивание (сшивка шворкой «через кромку не допускается).
После сшивки обе боковые стороны трала, образуемые крылом, боковыми секциями матицы и кутком, представляют собой сплошное однообразное сетное полотно с параллельными рядами ячей, расположенными нормально к внешним краям мешка, с направлением которых совпадают усилия тяги, прилагаемые к крылу. Ячеи в центральных частях матиц и следующего за ним кутка нормальны к плоскости симметрии мешка. Все полотнища собираются с коэфициентом посадки около 50%.
Построение боковых сторон трала
из ровного сетного полотна, в котором ряды и ячеи размещены на всем протяжении правильно, в соответствии с направлением действующего на крыле усилия тяги, имеет большое значение. Во время буксировки трала боковые его части находятся под наибольшим углом с направлением движения. Следовательно, через эти части проходит наибольшее количество воды, а вместе с ней и мелких животных, не имеющих промыслового значения. В симметричном трале ячеи в этих частях сохраняют правильную геометрическую форму, поэтому как фильтрация, так и отсев мелких животных осуществляются с наибольшей легкостью и полнотой. Вследствие этого уменьшается сопротивление трала при буксировке. Засорение трала вредным приловом также уменьшается, что еще больше снижает сопротивление.
В боковых частях симметричного трала в наибольшей мере обеспечивается правильное распределение напряжений в нитках, что наряду с другими качествами определяет равномерный износ всех частей сетного полотна.
Применение двойной провязки по осевой линии боковой стороны трала значительно повышает продольную прочность трала без применения пожилин-топенантов. Мешок трала, сшитый из частей,, имеющих симметричную форму и занимающий симметричное расположение, принимает также симметричную форму. Длины нижней и верхней передних кромок равны, что обусловливает возможность применения этого трала для лова рыб, держащихся постоянно или периодически над дном (например, сельди, половозрелой трески и ряда других рыб).
Предмет изобретения
1. Симметричный траловый мешок, сшитый из самостоятельно связанных сетных полотпищ, отличающийся тем, что для обеспечения равномерного распределения усилий в полотнищах, улучшения фильтрации воды и отсева непромысловых живот455
ных, он составлен из двух симметричных полотнищ трапециевидной формы, образующих крылья, двух симметричных полотнищ фасонной формы, образующих матицы, и прямоугольного полотнища, сложенного в виде кутка.
Фиг. 1
2. Форма выполнения мешка по п. 1, отличающаяся тем, что ячеи краевых частей крыльев, боковых частей матиц и кутка нормальны к внешним краям мешка, а в центральных частях матиц - нормальны к плоскости симметрии мешка..
Фиг. 3
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕЛЕКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА ИЗ ТРАЛА ОБЪЕКТА ЛОВА НЕПРОМЫСЛОВОГО РАЗМЕРА | 1998 |
|
RU2170506C2 |
Сортирующее устройство для рыболовного трала | 2021 |
|
RU2757664C1 |
ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1969 |
|
SU251297A1 |
ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1972 |
|
SU344821A1 |
УСТРОЙСТВО Для ЛОВА РЫБЫ | 1969 |
|
SU251300A1 |
Трал для лова рыбы | 1978 |
|
SU730332A1 |
Трал для лова рыбы | 1986 |
|
SU1386132A1 |
Трал для лова мелких промысловых объектов | 1988 |
|
SU1811784A1 |
ТРАЛ | 2001 |
|
RU2205538C1 |
Трал для лова рыбы | 1989 |
|
SU1711757A1 |
S в
Авторы
Даты
1947-01-01—Публикация
1945-07-04—Подача