ПРИБОР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО НИВЕЛЛИРОВАНИЯ Советский патент 1928 года по МПК G01C7/04 

Описание патента на изобретение SU6856A1

На схематическом чертеже фиг. 1 изображает предлагаемый прибор, установленный на велосипеде, фиг. 1а - деталь передаточного колеса - вид сверху и на фиг. 2, 3, 4 и 5 - видоизмененная форма выполнения предлагаемого прибора для автоматического нивеллирования в применении к различным установкам.

В основном патенте за №6742 описан прибор для автоматического нивеллирования, который, в измененном виде, согласно настоящему изобретению подвешивается к велосипедной раме (фиг. 1) при помощи крючьев Б и В, укрепляемых на раме, из которых крючок В снабжен винтом ж, упирающимся в раму велосипеда, и служит для установки оси прибора точно параллельно линии, проходящей через точки, на которых стоят колеса велосипеда. Гибкая вилка К укреплена на руле велосипеда при помощи обхватывающих его с двух сторон щипцов й1 - й2, укрепленных на вилке при помощи шарниров i1, i2. Щипцы стягиваются винтом В и, таким образом, зажимают между губками ось руля. На вилке К укреплено и прижимается к переднему колесу велосипеда колесо А, связанное с ним, благодаря этому, трением. Вращение оси , колеса А передается при помощи зубчаток ш, щ, ц, ч осям и ; все три они имеют четырехгранные концы, на которые можно надевать гибкую передачу вращения ξ к прибору. Так как зубчатки ш, щ, ч, ц делаются разного диаметра и, следовательно, врящаются с разной скоростью, то, присоединяя гибкую передачу, то к одной из этих осей , , , то к другой, можно будет получать разные масштабы снимаемого профиля.

В ведущем устройстве форма выполнения указанного в п.п. 1 и 2 патента №6742 прибора на подвесе V1 (фиг. 2.) отвеса М имеется выступ Kr, на котором укреплена при помощи двух пружинок Пr рамка r. Вилка Г представляет с рамкой одно целое и находится сверху. Для исключения возможности изгибания рамки в плоскости качания отвеса и перекашивания ее она сделана очень широкой и укреплена диагоналями. На подвесе V1, имеется упор 12, а против него на вилке Г - пружина 13; микрометренный винт 14 на упоре 12, снабженный зажимным винтом 15, упираясь в пружину 13 на вилке ведущего устройства, заставляет его прижиматься с большей или меньшей силой к скользящему цилиндру. Для расположения оси ведущего ролика в вилке Г (фиг. 2 и 3) имеются вырезы L, L; ось ведущего ролика Е имеет острые концы; один из них упирается в упор 11 на вилке, а другой - в пружину 13. Таким образом, ролик Е вдоль оси не может скользить. Подвесы V1, V2 вращаются на шариковых подшипниках. Для скорейшего воздушного успокоения качаний подвеса V1 и V2 между ними вставлена перегородка Р (фиг. 2), а над нею помещается полукруглая перегородка 5, прикрепленная к кожуху прибора. Таким образом, при качаниях отвеса воздух может протекать лишь в щелях между отвесом М с его подвесами V1, V2 с перегородкой Р и кожухом Q с перегородкой 5.

Устройство, имеющее целью уменьшение скольжения цилиндра.

Ведущий ролик Е опирается на цилиндр C, расположенный на оси X, при чем при малых углах наклона пути, например, на рельсах железной дороги скорость скольжения W1 цилиндра С вдоль оси будет очень мала. При крутых наклонах пути скорость скольжения W1 может быть большой. Для уменьшения отношения скорости скольжения к скорости вращения и, следовательно, для уменьшения трения скольжения, можно при помощи привода от колес тележки быстро вращать ось X цилиндра С в обратную от его вращения сторону. Конструктивно, например, в ведущем устройстве эту передачу можно осуществить одновременно с передачей вращения ведущему ролику Е следующим образом (фиг. 3). К шестеренке оси 19 или (для другого масштаба) к шестеренке оси 42, связанной с шестеренкой оси 19 промежуточной шестеренкой 41, передается вращение от колес тележки. При помощи шестеренок Z1, Z2, Z3, Z4 это вращение передается оси X, а при помощи длинной оси 19, опирающейся на вилкообразный кронштейн 17, укрепленный на вилке Г, передается ведущему колесу Е. Кронштейн может вращаться на вилке Г вокруг геометрической оси У1 У2 подвесов; на оси 19 находится коническое колесо 16, связанное с коническим колесом 161, ось которого находится на геометрической оси У1 У2 и имеет на другом конце шестеренку α, которая связана с шестеренкой β на оси горизонтального червяка γ, который, в свою очередь, связан с шестеренкой δ, сидящей на оси ведущего ролика Е. При таком устройстве скольжения цилиндра С разложение его движения на вращение и скольжение можно производить следующим образом: с подшипником 31 цилиндра сочленена при помощи двух крючочков 32, 32 муфта 28 с укрепленным на ней кронштейном Σ с карандашным устройством. На другом конце оси X свободно вращается вилка 33, протыкающая основание цилиндра С (полого внутри) и свободно в него входящая. Вращение этой вилки системой, шестеренок 31, 32, 33, 34 передается второму цилиндру С1 (в показанной конструкции нет цилиндров для сматывания и наматывания бумаги; цилиндр С1 просто обернут в бумагу).

При ускорении хода тележки маятник прибора по инерции отклоняется на угол где - ускорение силы тяжести). Если при этом прибор прошел расстояние dx=υdt, то его карандаш показал ошибочное превышение пути: . Интегрируя, получают, что если прибор начал запись при скорости нуль и, затем, тележка дошла до скорости υ, то он ошибочно записал превышение пути: . Для исправления этой ошибки в приборе имеется центробежный регулятор (фиг. 3), показания которого, как известно, пропорциональны квадрату скорости вращения. Параллельно скольжению карандашного устройства Σ натянута нить 23, один конец которой закреплен на раме в месте 80, а другой связан с регулятором 20. Карандаш κ помещен на ползунке 29, ходящем в вырезе кронштейна Σ карандашного устройства и оттягиваемом пружинкой 30. На кронштейне Σ и на ползунке 29 имеется по ролику 27, 26; нить 23 обхватывает их, притягивая друг к другу. Карандашное устройство, независимо от нити, может передвигаться вдоль нее, но при натягивании ее регулятором карандаш будет передвигаться относительно кронштейна Σ и, при надлежаще выбранном масштабе показаний регулятора, именно, если его масштаб в два раза больше, чем масштаб отклонений цилиндра, ошибка ускорения будет исключена (палиспастное устройство заставляет карандаш отконяться на величины в два раза меньшие показаний регулятора). Центробежный регулятор простейшего типа расположен на оси 19. При укорачивании регулятора его подвижная муфта 21 притягивает пружину 22 (от силы которой зависит масштаб показаний регулятора). С пружиной 22 скреплена нить 23, перекидывающаяся до карандашного устройства по роликам 24, 25.

Теория показывает, что, если оглобли, тянущие тележку с прибором, не будучи направлены на их центр тяжести, то при в′езде на гору и при спуске с нее будет меняться распределение нагрузки на задние и передние колеса, что поведет к ошибке прибора, если шины тележки резиновые. Если на тележке прибор висит на штанге и поперечная ось тяжести прибора не пересекает линию точек опоры прибора, то при в′езде и спуске с горы, штанга сбудет искривляться, так как будет меняться распределение нагрузки на точки опоры; это опять даст ошибку. В показанном устройстве тележки и прибора эти две причины ошибок устраняются (фиг. 2 и 4), тем что от рамы R прибора отходят вниз два отростка 1, 1 с полукруглыми, вырезами на высоте поперечной оси тяжести прибора. На этих вырезах висит прибор на продольной оси 64 тележки. Для исключения подскакиваний прибора при толчках ось 64 зажимается снизу пружинами 2, 2 с винтами 3, 3. Для надевания прибора на ось 64, она делается развинчивающейся в части 70 на две части, а в кожухе прибора делаются для пропускания внутрь прибора оси 64 отверстия 4,4 (ось 64 располагается сейчас же под цилиндром С). По концам ось тележки загибается вниз к осям четырех колес. Для легкости ось 64 делается трубчатой. От поворотной точки передней оси 65 колес отходит вверх внутри оси 64 штанга 66; при посредстве перпендикулярного рычага 67 к штанге прикреплены оглобли 68, на такой высоте, что при езде их направление проходит, примерно, через центр О тяжести тележки и прибора. Для исключения возможности скольжения аппарата вдоль оси 64 на ней делаются два уступа 62, 63. Тележка делается на велосипедных колесах. Вращение прибору можно передать при помощи конического колеса 42, у кропленного на задней оси тележки, и связанного с ним колеса 43 на вертикальной оси 44, укрепленной на кронштейнах 81 и 82, второго конического колеса 45 на ней и колеса 46 на гибком или отклоняющемся шарнирно (при раскачиваниях аппарата на оси 64) валу 48, сочленяющемся по желанию с осями 19 или 42 (фиг. 3). На фиг. 5 изображен прибор для вагона. Кожух, демпферные перегородки для успокоения качаний, второй цилиндр, тележка - отсутствуют. Так как уклоны на железной дороге очень малы, нет надобности для увеличения относительной скорости вращения цилиндра С на оси X снабжать ее добавочным вращением. Рама без кожуха устанавливается в вагоне. От вертикальной оси 19 гибким или шарнирно отклоняющимся валом ξ, вертикальным червяком γ и связанной с ним шестеренкой δ вращение передается ведущему колесу Е. (Наклоны на ж. д. ничтожны и валу ξ почти не придется гнуться). Центробежный регулятор 20 с пружиной 21 удобно расположить вертикально на оси 19 на кронштейне S. Карандашное устройство описанного типа упрощено тем, что ролик 26 связан не с карандашом, а просто от него отходит нить κ, двигающая карандаш против бумаги. Ось 19 приводится во вращение от колес вагона.

Похожие патенты SU6856A1

название год авторы номер документа
Прибор для автоматического нивеллирования 1928
  • Леонтовский М.П.
SU17759A1
ПРИБОР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО НИВЕЛЛИРОВАНИЯ 1926
  • Леонтовский М.П.
SU6742A1
Прибор для автоматического нивеллирования с присоединением прибора для записи плава местности 1929
  • Леонтовский М.П.
SU17762A1
Прибор для автоматического нивелирования 1932
  • Андожский О.Д.
  • Нечипоренко П.К.
SU32738A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРИБОР ДЛЯ НИВЕЛЛИРОВАНИЯ 1925
  • Нечипоренко П.К.
SU4638A1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ИСКРИВЛЕНИЯ БУРОВОЙ СКВАЖИНЫ И ЕГО АЗИМУТА 1931
  • Овчинников П.А.
SU32463A1
Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути 1926
  • Вареник Е.И.
  • Костецкий И.В.
SU4974A1
Прибор для определения кривизны буровых скважин 1930
  • Луценко М.Н.
SU27005A1
Интегратор, в особенности для гравиметрических и магнитометрических вычислений 1930
  • Леонтовский М.П.
SU32743A1
Прибор для измерения кривизны буровых скважин 1975
  • Малюга Анатолий Георгиевич
SU699164A1

Иллюстрации к изобретению SU 6 856 A1

Формула изобретения SU 6 856 A1

1. Видоизменение указанного в п.п. 1, 2 и 3 патента №6742 прибора для автоматического нивеллирования, отличающееся, в случае установки прибора на велосипеде, применением укрепленной на руле велосипеда вилки К, несущей фрикционное колесо А и ряд сцепленных с ним зубчаток ш, щ, ц, ч, любая из осей , , которых может быть соединяема при помощи гибкой передачи ξ с роликом Е прибора.

2. Форма выполнения указанного в п. п. 1 и 2 патента №6742 прибора для автоматического нивеллирования, отличающаяся тем, что с целью успокоения колебаний отвеса М в кожухе Q, охватывающем отвес, устроена перегородка Р, прикрепленная к подвесам V и V1, отвеса М, и расположенная над последней полуцилиндрическая перегородка 5, примыкающая к кожуху Q, а для поддержания ведущего ролика Е применена вилка Г, укрепленная пружинно на отвесе и снабженная твердым 11 и упругим 12 упорами для концов оси ведущего ролика Е.

3. В указанном в п.п. 1 и 2 приборе, с целью уменьшения трения скольжения цилиндра С по оси X, применение устройства, приводящего передачей от колеса тележки в быстрое вращение ось X в направлении, обратном вращению цилиндра С.

4. В указанном в п.п. 1-3 приборе, с целью исключения влияния на маятник ускорения, применение устройства, отличающегося тем, что оно состоит из центробежного регулятора 20, расположенного на оси 19 и имеющего муфту 21, соединенную с тросом 23, расположенным параллельно скольжению карандашного устройства, перекинутым через ролики 27 и 26 и закрепленным у рамы прибора в точке 80, из каковых роликов - ролик 26 установлен на ползунке 29, несущем карандаш κ, ходящем в вырезе кронштейна Σ и оттягиваемом пружинкой 30, а ролик 27 установлен на кронштейне Σ.

5. В указанном в п.п. 1-4 приборе применение отходящих от рамы R подвесов 1, 1, точки опоры которых лежат на линии, пересекающей, ось тяжести прибора, и которые служат для подвешивания прибора на продольной оси 64 тележки, геометрическое продолжение оглоблей 68 которой проходит через центр О тяжести тележки и прибора.

SU 6 856 A1

Авторы

Леонтовский М.П.

Даты

1928-10-31Публикация

1927-02-14Подача