Транспортир-треугольник Советский патент 1947 года по МПК B43L13/00 

Описание патента на изобретение SU68705A1

Как известно, накладка планов при тахиметрической съемке, заключающаяся в нанесении на бумагу углов и расстояний, замеренных на местности, производится с помощью транспортира-линейки и циркуля. Работа эта отнимает много времени потому, что при нанесении каждой отдельной точки плана приходится попеременно пользоваться транспортиром-линейкой и циркулем.

С целью упрощения этой работы и обеспечения возможности нанесения всех точек данной стоянки теодолита без циркуля и линейки предлагается транспортир-треугольник, выполненный из прозрачного материала с двойной оцифровкой градуированной полуокружности и с линейными делениями на гипотенузе от принимаемого за нуль центра полуокружности по типу уже известных приборов подобного рода.

Изобретение заклю,чается в том, что двойная оцифровка градуированной полуокружности дана против хода часовой стрелки не только для величин от О до 180-, но и для величин от 180 до 360°. В центре полуокружности имеется наклейка с отверстием для иглы.

-7 Свод в. 0.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого транспортира-треугольника в рабочем положении; на фиг. 2-4 - различные его положения при накладке плана.

Отверстие О для иглы служит для установки транспортира в рабочем положении в соответствующей точке планшета.

Наличие линейных делений с цифрами в обе стороны от нуля и двойное обозначение градусов транспортира дают возможность откладывать градусы полной окружности от О до 360°. Величина поворота транспортира при этом наименьшая. Визирные расстояния откладываются по линейке вправо от нуля для углов от О до 180° и влево-для углов от 180 до 360°.

Все цифры на транспортире и линейке отпечатаны в обратном изображении. При работе они видны в прямом изображении, потому, что транспортир выполнен из прозрачного материала и укладывается на планшет (фиг. 1) стороной, на которой напечатаны цифры.

Работа с транспортиром-треугольником производится следующим образом. Левой рукой игла от ножки цир417

куля с наколотой на нее резинкой устанавливается в данной точке плана. Правой рукой транспортир укладывается рядом с иглой и отверстием О около оси; затем он поворачивается до нужного положения соответственно замеряемому углу. Углы отсчитываются сквозь транспортир со стороны короткого катета.

Расстояния в масштабе откладываются карандашом вдоль гипотенузы, как по масштабной линейке.

Для наглядности даются примеры накладки плана (фиг. 2, 3 и 4), где АВ - базис, С - станция теодолита, а, Ь, с - три наложенные точки. Заданные углы 32°, 90° и 270°, соответствующие углам расстояния 140, 120 и 160 м. Масштаб 1 : 2000.

Для угла 32° положение транспортира показано на фиг. 2. Угол ACD равен углу накрест, лежаш,ему ЕСВ, по которому он и замеряется. Расстояние 140 м, отложенное в масштабе, дает точку а против цифры 7 на гипотенузе.

Для угла 90° положение транспортира изображено на фиг. 3. Расстояние 120 м по масштабу дает точку b против цифры б на гипотенузе.

Для угла 270° положение транспортира показано на фиг. 4. В этом случае отсчет угла производится в точке k. Место точки С, в расстоянии 160 м, т. е. против цифры 8 на гипотенузе.

Сравнивая чертежи фиг. 3 и 4, видим, что в обоих случаях гипотенуза по существу остается на месте, хотя весь транспортир и повертывается на 180. Если иметь на гипотенузе деления от нуля в обе стороны, то при положении транспортира по фиг. 3 можно отложить сразу оба угла: угол 90° по делениям вправо от нуля и угол 270° по делениям влево от нуля. В этом случае не нужно поворачивать транспортир из положения по фиг. 3 в положение по фиг. 4.

Обобщая замеченное, получим: деления на гипотенузе, расположенные в обе стороны от нуля, дают возможность откладывать углы полной окружности (все 360°), поворачивая транспортир только от О до 180°.

Это обстоятельство также ускоряет и облегчает работу, поэтому деления на гипотенузе у транспортира нанесены в обе стороны от .

Предмет изобретения

Транспортир-треугольник, выполненный из прозрачного материала, с двойной оцифровкой градуированной полуокружности и с линейными делениями на гипотенузе от принимаемого за нуль центра полуокружности, отличающийся тем, что двойная оцифровка градуированной полуокружности дана против хода часовой стрелки не только для величин от О до 180°, но и для величин от 180 до 360°, а в центре полуокружности имеется наклейка с отверстием для иглы.

Похожие патенты SU68705A1

название год авторы номер документа
Чертежный прибор для графической съемки ситуации при работе с теодолитом 1930
  • Кольцов В.Н.
SU26068A1
Прибор для составления крупномасштабных топографических планов 1985
  • Леонов Николай Иванович
SU1474468A1
ТАХЕОГРАФ 2004
  • Григорашенко И.А.
RU2258905C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЪЕМОК 1972
SU329382A1
Прибор для нанесения на чертеж точек при вычерчивании углов и треугольников 1922
  • Гинцбург Я.С.
SU392A1
Прибор для составления планов угломерной съемки в полярных координатах 1930
  • Косых В.Г.
SU35384A1
ПЛАНИМЕТР 1933
  • Евстигнеев М.И.
SU36037A1
ТРАНСПОРТИР ДЛЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ 1929
  • Вишняков А.Н.
SU22280A1
ПРИБОР ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПЛАНА ПО ДАННЫМ ТАХИМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ 1929
  • Платонов А.П.
SU16426A1
Транспортир 1961
  • Григорян З.А.
SU147784A1

Иллюстрации к изобретению SU 68 705 A1

Реферат патента 1947 года Транспортир-треугольник

Формула изобретения SU 68 705 A1

SU 68 705 A1

Авторы

Рыбаков А.П.

Даты

1947-01-01Публикация

1946-02-21Подача