Вентильный электродвигатель Советский патент 1979 года по МПК H02K29/04 

Описание патента на изобретение SU692015A2

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к области регулируемого электропривода с вентилйными электродвигателями.

Из основного авторского свидетельства 1 известен вентильный электродвигатель, содержащий синхронную машину, секции соединенной в звезду якорной обмотки которой подключены к источнику переменного напряжения с помощью инвертора и управляющего вьтрямителя с двумя магнитосвязанными катущками дросселя в звене постоянного тока, а также два последовательно соединенньк тиристора, подключенных необходимымиэлектродами к одноименным зажимам выпрямителя, а общей точкой кнулевой точке якорной обмотки синхронной машины.

Управляющие цепи тиристоров инвертора связаны с датчикс 1 положения ротора синхронной машины. Выпрями тель снабжен схемой импульсно-фазо вОго управления (СИФУ) с включенньм параллельно ее входу ключом, цепь уйравления которого через дифференцирующие цепочки идве логические схемы ИЛИ связана с управляющими цешями тиристоров анодной и катодной групп инвертора. Управляющие электроды последовательно соединенных тиристоров поДк.пюченьз к выходам соответствующих логических схем ИЛИ.

Коммутация токов тиристоров такого вентильного двигателя в зоне малых скоростей осуществляется путем перевода тиристоров выпрямителя в инверторный режим. При этом откры0вается также один из последователь;но соединённых тиристоров, создавая на время коммутации контур для протекания тока в секции синхронной м,а11шны, остающейся ,в работе. На перг

5 вом участке коммутации ток в секции синхронной машины, ВЕЛХОДЯЩЙЙ из работы, и обмотке Дросселя, связанной с ней через тиристор -инвертора, под действием встречной ЭДС сети

0 снижается до нуля и тиристор инвертора закрывается.

После перевода тиристоров выпрямителя в выпрямительКый режим и под5 к.п1бчения тиристором инвертора третьей обмотки машины, в ней нарастает ток до устанЬвившегося значения.

В известием вентильном двигателе шунтировани;е.ключом входа системы импульсно-фазового управления (СИФУ) происходит в момент прихода сигнала с датчика положения ротора синхронной машины, а спад тока фазы начинается в момент изменения положительного значения напряжения выпря:мителя на отрицательное. При одном и том же времени спада тока фазы до нуля время шунтирования входа СИФУ будет различно. , Благодаря введению указанных вьйие элементов, сигнал на шунтирова ние СИФУ, закрытие ключа в цепи емк Ос т и регулятора скорости и открыти оДногб из последовательно соединённ 9 ейтилей вкздается в момент перехода BiahpjiM/ieHHoro напряженйя чере.з нуль При йзмененйи его в сторону отрицательнбго значения. . . ,;, в этот же момент, практически, н -чйнагется; и процесс снижения ;тока фа двигателя, в,ыхЬдй1ций и з работы. -. . Закрытие шунтирующегр ключа, открытие, ключа в цепи, емкости регулят . управляю1цегЪ импульса с последовательно соёдинённьк тирис торов происходит также одновременно : по сйгналу с датчика нулевого TOtca. Одновременн.ре начало спада тОка и шунтирования в.хода СИФУ улучшает .работу устройства , и обеспечивает при одинаковом тОкё нагрузки для различных Ксммутаций одинаковое ДйНссМйческре изменение ча стоты вращения; кртброе соотвётЬтвукяаш подбором тта раме тров системы автрматического рёгули1эования может бытй уменбшено до требуемых величин. .. .Отключение еМкосаги. в регулйторе скорОстй на .врёмя спада тока позвб: ляё: дополнительнО уменьшить колебания напряжения на выходе рёгуля: тора и момёнт расшунтйрованй й вхойа СИФУ, дополнительно уменьшить тем - саМ.ьмко)1ебадия частоты вр ай1е-йи . дййгате1Ля..: ;..-.-:; .. .; .;,:,;::;..:.. При раббте устройства в замкнуто системе автоматического регулирова.ния, вход СИФУ обычно подключается к выходу пЬлуйррвойникЬвОго уейдйте ля,охваченнОго корректирующей гибкой обра;тнрй связью, йаприМер Н(11-це прч:крй. Время шунтировайия йлийет на степень разряда крнденсатЬра в цепи обратной связи усилителя и.тем самым на величину йапряясения на efo вьЫОДё в момент закрытия шунтирующего ключа .... При различной величине управляющего напряжения на выходе .усилителя будут разл:ичные величины .выпрямлен ного напряжейия, под действием, кото рРГо происходит нарастение тока во вновь вступивший в работу фазе машины. Различен будет и темп нараста ния тока фазы, что приводит к допрл нительным колебаниям частоты вращения, которые ограничив.ают нижний диапазон ее регулирования, сужая те |сс1мым область применния вентильного двигателя.. Целью дополнительного изобретения является строгое согласрвания момента шунтирования входа СИФУ с началом спада тока, снижение до минимума колебаний частрты вращения в момент коммутации и расширение за счет этого области применёнйя вентильного двигат.еля. -:.. . Доставленная цель достигается тем, что двигатель снабжен, дополнительнр датчиками, нуля вьзпрямленного напря ёйи.я:; и трка, двумя, двухвходрвыми логичёскйми схемами И .и устрой.ством регулирования длительности шунтирования входа .си.стбмы импульсно-фазовРгР управления, выпрямителем, :вхЬды котррого соединены с выхрдамй дат гиков нуля трка и напряжения .и с выходом схем ИЛИ, а выход - с уггравляющимИ. ц епями ключа .шунтирования и с одним из .входов схем И, второй вхРд каищой из которых соединены с 1ВЬК6ДОМ .одной из схем .ИЛИ,...; а выход - -с управ(тяющим .входом одного из последов.ательнр соедийённьк тиристорюв.- :-. :.:.-.-:.--.. .,..-;.. ., УстрЬйс вр регулирования длитель-. нрсти содержит;триггер и две двух- . входовьаё И ,первые входы котОрьЬс соёдинёйы с вькодом схем. ИЛИ, второй вх.од однОй йз них сОёдйней с вькРдом датчика нуля. выпряМленного напряже-. йня, вт;орОй .вход другрй схемы И с вь ходоМ да1. йуля в.ыпряМлеййогР . тОка, а выхрды -СО входом триггера. Для даяь.нёйщёгО .првыщё.нйя плавностй дв игатёйь мржёт быть с иг бжён дополнитёльйо датчиком скорости, соединенним со входом. йМпульсно-фазового управлейия вбтрямите.лё.м через усили е.ль с .Ключём в цепи гибкой . обратнрй связи, Управ.лякяцйё цепи которрго соединены с ВЫХРДРМ регулятора длительности шунтированияi . Йзобретёниё прясйяется чертежами. Hsi фиг.1 изрбражёйа схеМа вён ильнрго двигателя. На фйг,с,2 предетавлены врёМенныё диаграгФ ы, поясняющие работу вентильного двигателя, при этом пунктиром пока зан процессизменения напряжения и токов без приме-. нения предлагаемого устройства, т.е. в устройстве - прототипе. . На фйг.1 и 2 приняты следующие Рбозначения: i - выпрямитель; 2-7 - тиристоры инвертора; 8/9 - статор..и ротор синхронной .. :машины; . . - 10,11 - обмотки сглаживающего дросселя;12-13 -.тиристрры; 14- система импульсно-фазового управления, выпрямителем (СИФУ); 15- транзисторный ключ; 16,17,18 - логические схемы ИЛИ; 19- RC-цепочки; 20- датчик положения; 21- источник задающего напряжения;22- датчик нулевого напряжения 23- датчик нулевого тока; 24-25 - логические элементы И; 26- тахогенератор;,. 27- .усилитель с коррёкTHpsnoiueft ;RC-цепочкой; 28- устройство регулирования , длительности шунт-ирования; 29- статический триггерг ; 30,31 - логические элементы И; 32 - ключ в ,цепи емкости регуля - . тора скорости;;- .7 Uj - -напряжение на эькоде выпря V-; мителя; -;; . ......; . id выходе/выпрямитёля;; 1ф. - ток фазы двигатели ; :/ и - напряжение на выходе ло17ич , . , ких элементаЙЖ Гбу ; ;; 2д U2a-напряжения на выходедатчгй: . ков. нулевого напряжения и . - нулевого :ТЬка; V -/j . и - напряжениенав-Бкодеуеи. . лителя 27; --;;/ напряжение йа выходеустрой ства регулирова нйя ;д;г итё;Ль .нойти вхоДаСИФУ. . - .: : ;- .:---S:.v-ч -:: .в исходном СОСТОЯНИИсх емы, когда напряжение управляющего истбчйи а равно нулю, углы управления т:иристорами .выпрямителя. 133/151161 ,например/1бр элбктри.ческих rjpafiycOB . Выпрямленный ток равен нулю, рбт.ор 9 синхронной машины неподвижен григн9.л на, выходе датчика 53 отсутствует, В этом с врхбда датчика, npjiojfceния ротора 20 снимаются Два ных сигнала, которые подаютсй н управл.яющие электроды тирйсторЬв Например, 3 и .5. ПостЬягнныЙ с.игнйЛ с.; Датчика: пол1ожёйия ротора через . ,: RC-цепбчки не П1роходит, на йЕйсодё логйчес.ких элементов ИЛИ 16,17/18 и И 30, 31;сигнагл . Триг гер 29 импульсов напряжения с. э.лёмен та И момент подачи напряжения питания цепи управления . (на вйходе логических элёмен.тоб. 17 и 16 в этот. мсмент Краткбвремё.нно пЬявляетрся сигнал; от тока заряда емкости дифферёнцирующёй RC-цепбчки 19, а на выходе Датчика нулевого напряжения 22 также появляется сигна,п, так как силовое напряжение пита15иЯ выпрямителя подае.тся позднее j чем напряже.ние цепей управления) переключен в состояние, когда на его выходе сигнал отсутствует. Транзистор 15 закры на выходе элементов И ;24,25 сигнал отсутствует и тиристоры 12, 13 закры ты. Ключ 32 также закрыт и RC-цепочКа подключена параллельно усилителю 27,

692015 При подаче управляющего напряжения с источника 21 на вход усилителя 27, напряжение на его выходе растет, углы управления тир1исторами выпрямителя, становя ся меньше 90 электрическихградусов, на его выходе пбявляется Напряжение и по двум секциям якорной обмотки 8, подключенной к выпрямителю двумя открытыми тиристорами 3 Ft 5, начинает протекать ток, создавая вращающий момент, Ротбр синхронной машины поворачивается и при определенном его ПолЬжении на одном ИЗ выходных зажимов датчика 20 с игнал иЬчезает, а на другом появ.ляёпгся (на тиристоре 3 сигнал исчезает, а на тйрясторе 4 сигнал появляется). При этом появляющийся сигнал,с.датчика 20 проходит через RC-цепочки 19 на в:ход логической схемы ИЛИ 17, а затем на входы элемента ИЛИ 1.6 и элтёнта И 25, Си.гнал с элемё:нта; ИЛИ 16 проходит на вход три гера 29 через элемент. И 30 трлькОс при н аличии сигнала с Датчика нулеёого {ГапряженИя 22, При перёклйче.нИи -Триггера 29 сигналом с него транзистор 15 открывается, и ЙХЬД СИФУ 14 шунтируется, а Конденсатор регулятора скоростиотключается, У|глы упра,вления тиристорами выпрямителя :днс5ваУстайанлйваются равными 160 элеострических градусов, и напряжение се:ти оказывд-етЬя вКлюченным встречно напра;влёнию;тока выпрями.тёля, ОдноврёМёййр через .элемент И 25 открывается. тирйстЬр 13 и ток якорной рбмотк.и, выходящей из работы, резко уменьшаться , Ток . в секции ягкорной обмотки, бстающейся S аботер в это время протекает;/Через тиристор 13 и полуобмотку Дросселя 11, несколько увелйчиваясь sa счет, электрома гнит-. ной энергий; доЛуЪбмотКи 10, ток в;КрШрой спадает до нуля, После сниженйя тока выходящей из работы секции якорной обмотки .До нуля и закрытия тиристора , 3 триггер 29 сигнаЛсмй с датчика нулевого тока 23 переключается, транзистор 15 закрываетря и Сигнал с управляющего электрода тиристора 13 снимается. Приэ оМ вход СИФУ расшунтируетря, конденсатор регулятора скорости вновь одключается,углы управления тиристо-рами выпрямителя становятся меньше 90 электрических градусов и на выходе ыпряМителя появляе.тсЯ прлсэжитёльное aп.pяжёниe под действием которого ток, вступающей в работу секций якорной обМотки, нарастает до нрминального значения. После выравнивания токов, в катушках 10 и 11 дросселя тиристор 13 закрывается. Использование данного технического решения позволит расширить область применения вентильно.го двйга теля. Двигатели смогут применяться не только для электроприводов с небольшим диапазоном регулирования (200:1), требуемым обычно в главном приводе металлорежущих станков, но и для электроприводов подачи станков где необходим диапазон регулировани частоты вращения до 1000:1 и выше. Формула изобретения 1. Вентильный, электродвигатель по авторскому свидетельству №499635 отличающийся тем, что, с целью расширения области применения за счет повышения равномерности вращения в области низких скоростей он снабжен дополнительно датчиками нуля вь:прямленно:го напряжения и тока двумя двухвходовыми логическими схемами И и устройством регулирования длительности, включения ключа шунтирования входа системы импульсно-фазового управления выпрямителем, входы которого соединены с выходами датчиков нуля тоКа и напряжения и с выходом обеих схем ИЛИ, а выход с управляющими цепями ключа шунтирования и с одним из входов схем И, второй вход каждой .из которых соединен с выходом одной из схем ИЛИ, а выход - с управляющим входом одного из последовательно соединенных тиристоров.- 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что устройство регулирования длительности содержит статический триггер и две двухвходовые схемы И, первые входы которых соединены с выходом схем ИЛИ, второй вход одной из них соединен с выходом датчика нуля выпрямленного напряжения,; второй вход другой схемы И - с выходом датчика нуля выпрямленного тока, а вькоды - со входом триггера. . .. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что,он снабжен дополнительно датчиком скорости, соединенным со входом системы импульснофазового управления -выпрямителем- через усилитель с клк)ч:ом в цепи гибкой обратной связи, управляющие цепи которого соединены с выходом регулятора длительности включения ключа шунтирования . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР №499635, кл. Н 02 К 29/04, 1972.

Похожие патенты SU692015A2

название год авторы номер документа
Вентильный электродвигатель 1980
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Серков Олег Александрович
SU951582A1
Вентильный электродвигатель 1977
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU686125A2
Вентильный электродвигатель 1973
  • Шепелин Виталий Федорович
SU660158A1
Вентильный электропривод 1981
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Серков Олег Александрович
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
SU987770A1
Вентильный электродвигатель 1979
  • Шепелин Виталий Федорович
SU811425A1
Способ управления в зоне искусственной коммутации вентильным электродвигателем и устройство для его осуществления 1986
  • Родькин Дмитрий Иосифович
SU1363390A1
Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины 1987
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
SU1636978A1
Вентильный электродвигатель 1972
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU499635A1
Вентильный электродвигатель 1978
  • Шепелин Виталий Федорович
SU775831A2
Вентильный электропривод 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1262679A2

Иллюстрации к изобретению SU 692 015 A2

Реферат патента 1979 года Вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 692 015 A2

SU 692 015 A2

Авторы

Шепелин Виталий Федорович

Пименов Виктор Михайлович

Семенов Юрий Алексеевич

Даты

1979-10-15Публикация

1977-07-05Подача