Пьезоэлектрический акселерометр Советский патент 1979 года по МПК G01P15/08 

Описание патента на изобретение SU699435A1

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к ycTpoHctBaM для измерения вибрации и может быть использовано при измерении повышенных виброперегрузок на изделиях современной техники. Известны пьезоэлектрические акселерометры с разъемным соединительным устройстврм, позволяющим устанавливать их в труднодоступ ных местах, характерных для объектов современной техники 1. Однако большинство из тх не обладает повышенной вибропрочностью, что препятствует их использованию при измерениях. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является акселерометр, содержащий основание с центральным зажимом с установленными на нем пьезозлементалш и инер ционной массой р упругим элементом и разъемный соединительный узел. Последний выполнен в виде жестко установленной контактной втулки и соприкасающегося с ней разъемного резьбового штыря с гайкой, размещенных в сквозном отверстии основания акселерометра 2. Такое консфуктивное решение позволяет, сохранив удобство установки акселерометра, получить высокую вибропрочность и, следовательно, повышенную надежность и одновременно уменьшить габариты по сравнению с другими известными конструкциями акселерометров с разъемным соединительным узлом. Однако этот акселерометр может выполнен только по двухпроводной электрической схеме, когда одним из токонесуиа1х проводов служит экран кабеля, а пьезоэлемент соединен с основанием акселерометра. Между тем такая схема чрезвычайно чувствительна к наличию переменной разносш потенциалов между том- ками установки акселерометра и вторичного преобразователя (усилителя). Объекты же современной техники имеют мощные алекфические генераторы, приводы и т. п., создающие значительные токи в корпусе, с которым, как правило, соединен один из проводов (а часто корпус является токоведущим). При токе порядка десятков ампер достаточно сотгротанлсння, всего 0,01 Ом, чтобы между двумя шчк: ми корпуса возникло напряжение помехи в . сотни милливольт, что не позволит производить измерение. Использование конструктивных решений, предложенных в известном акселерометре, оказывается в данном случае невозмож.ным вследствие низкой надежности этого узла, выполненного с двумя парами переходных контактов: при затяжке одна пара контактов из-за разброса размеров оказывается зафиксированной слабее и может нарушаться при вы соком уровне эксплуатационных виброперетрузок. Увеличе1шю же усилия затяжки препятствует расположение узла в сквозном отверстии основания. Все другие известные конструкции акселерометров и других приборов с многоконтактными разъемными узп&мн обладают низкой вибропрочностью в одном из направле1шй. Кро ме того, при ми1шатюризащш узла вероятность его поломки при стыковке оказьшается высокой. Целью изобретения является повышение на дежиости акселерометра.. Это достигается тем, что в предлагаемом акселерометре неподвижная часть разъемного соединительного узла выполнена в виде конической изоляционной втулки с двумя полуконическими пружинящими контактами, угол раствора которых меньше, чем у втулки, а разъемная часть узла - в виде двух изолированных несушим штырем полуконических контактных пластин, поджатых к изоляционной втулке. На фИг. 1, 2 схематично изображен описьш мый акселерометр с соединительным узлом в резе (разъемная часть соединительного узла не показана). Акселерометр содержит основание 1, на ко тором установлены один или несколько пьезоэлеменгов 2. изолироватшых прокладками 3, и сейсмическая масса (груз) 4, поджатые пру жиной 5. Соединительный узел, расположенный в отверстии основания, содержит жестко установленную на дно отверстия коническ)то изоляшюнную втулку 6, в которую вмонтированы. например запрессованы, две контактные пружицы 7, 8, выполне1шые в виде двух полуконусов и соединенные с электродами пьезоэлемента Соприкасающаяся со втулкой разъемная ответная часть узла состоит из штъфя 9, выполне ного из изолятора с закрепленными на нем контактными пластинами 10 и 11 в виде двух полуконусов, соедине1шымн с жиламя двухпроводного кабеля 12, и металлическим кольцам 13, соединенным с экраном кабеля, а также надетой на него резьбовой втулки 14. Штьфь и втулка несимметричны в сечении, например, имеют соответственно впадину и выступ. При монтаже акселерометра на объекте штырь 9 вставляют в отверстие основани5, при этом контактные, пластины Ю, 11 входят в соприкосновение с пружинами 7 и 8, соединяя таким образом жилы кабеля с пьезоэлементом. Экран соединяется с основанием с помошью кольца 13. Несимметричность штыря и втулЮ1 обеспечивает сохранение заданной полярносга включения пьезоэлемента. Затем с помощью втулки 14, ввин чиваемой в резьбу отверстия в основании, поджимают пластины 10, 11 к пружинам 7, 8. При этом последние расходятся до тех пор, пока не упрутся во втулку. Усилие зажатия может быть большим, поскольку втулка расположена в дне отверстия основания. Жесткая фикса1шя положения пружиняцщх контактов на кош1ческой поверхности обеспечивает надежность соедине1шя. при всех направлениях действия виброперегрузок. В случае надобности узел уплотняется резиновым кольцом, не показанным на чертеже, а резьбовая втулка фиксируется компаундом. Проведеш1ые испытания акселерометров с описанным разъемнь1м соединительным узлом подтверд 1пи его высокую вибропрочность. Целостность соединения не нарушалась при действии виброускоре1шй до 60000 м/с в любом направлении в течение 0,3 ч. При этом устойчивость к помехам электрического происхождения была в 10-30 раз более высокой, чем у акселерометров, вьшолиешгых по двухпроводной схеме. Формула изобретения Пьезоэлектрический акселерометр, содержащий основание с- установленными на нем пьезоэлементами и инерционной массой и разъемный соединительный узел, размеще1вп ш в основании, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, неподвижная часть разъемного соединительного узл.а вьшолнена в виде конической изоляционной втулки с двумя полуконическими пружинящими контактами, угол раствора которых меньше, чем у втулки, а разъемная часть узла - в виде двух изолированных несущим штырем полуконических контактных пластин, поджатых к изоляционной втулке. Источники информации. Принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США №3482121, кл. 310-8.4, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР Р551565, кл. G 01 Р 15/08, 1974 (прототип).

//

Фиг.1

А-Л

Похожие патенты SU699435A1

название год авторы номер документа
Пьезоэлектрический акселерометр 1974
  • Дунаевский Виктор Павлович
  • Вуколов Анатолий Николаевич
  • Мухин Николай Петрович
  • Субботин Михаил Иванович
SU551565A1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1981
  • Вуколов А.Н.
  • Дунаевский В.П.
  • Мухин Н.П.
  • Чалый Е.А.
SU1009212A1
Пьезоэлектрический акселерометр 1975
  • Дунаевский Виктор Павлович
  • Вуколов Анатолий Николаевич
  • Мухин Николай Петрович
  • Субботин Михаил Иванович
SU546822A1
Акселерометр 1980
  • Дунаевский Виктор Павлович
  • Сумский Владимир Павлович
  • Вуколов Анатолий Николаевич
  • Мухин Николай Петрович
SU940074A1
Пьезоэлектрический акселерометр 1981
  • Донсков Виктор Иванович
  • Янчич Владимир Владимирович
  • Козлов Валерий Васильевич
  • Лимарев Анатолий Михайлович
SU1027625A1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1996
  • Бойченко С.Н.
  • Донсков В.И.
  • Иванов А.А.
  • Костюков В.Н.
RU2113715C1
Способ реализации и устройство чувствительного элемента для контроля параметров движения в составе многоуровневого многокристального модуля 2019
  • Захаров Павел Сергеевич
  • Итальянцев Александр Георгиевич
  • Кульков Дмитрий Сергеевич
  • Сапегин Александр Андреевич
RU2702401C1
Безопасная штепсельная розетка 1983
  • Бессмольный Владимир Лаврентьевич
SU1134980A1
Пьезоэлектрический акселерометр 1982
  • Никитин Митрофан Алексеевич
SU1007021A1
РАЗЪЕМНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ ДЛЯ ТРЕХФАЗНОГО СИЛОВОГО КАБЕЛЯ 1998
  • Ксу Ксиаойинг
RU2214661C2

Иллюстрации к изобретению SU 699 435 A1

Реферат патента 1979 года Пьезоэлектрический акселерометр

Формула изобретения SU 699 435 A1

SU 699 435 A1

Авторы

Дунаевский Виктор Павлович

Вуколов Анатолий Николаевич

Мухин Николай Петрович

Субботин Михаил Иванович

Даты

1979-11-25Публикация

1976-04-28Подача