Изобретение относится к области вычислительной техники н может быть исполь зовано при выполнении расчетов по проектированию автомобильных дорог, в частнос ти для определения расстояний видимости на кривых в плане участках дорог. Известно устройств.о, содержащее планшет с направляющими элементами, на которых расположены движки. В вырезе план шета помещена сменная пластина l. Наиболее близким техническим решение к изобретению является устройство, содегь жащее планшет с тинейной шкалой, на котором закреплен первый направляюпш1г элемекг с линейкой, установленной подвиж но и перпендикулярно относительно первого направляющего элемента, параллельно которому в imamueTe выполнен второй яе пр 1Вляющий элемент с подвижно установленной в нем пластююй 2. Недостатком известных устройств является их низкое быстродействие. Цель изобретения заключается ё по вышении быстродействия прибора. Поставленная цель достигается rSMV что в приборе пластина расположена nej пендикулярно к поверхности планшета и снабжена выступом, а в линейке выполнен вырез, в котором расположен выступ пластины. На поверхность планшета нанесены линии полуокружностей дороги и касательные к ним, на поверхность пластины - лучевые линии откосов и линии высоты визирного луча, а на поверхность линейки - линейная шкала. На фиг.1 показан предложенньтй прибор, ид сверху: на фиг.2 - сечение А-А фиг.1. Прибор содержит планшет 1 с нанесенными на его поверхность линиями полуокружностей 2 дороги и касательные 3 к ним. На планшете закреплен первый направляющий элемент 4 с линейкой 5, которая установлена поДвижно и перпендикулярно, относительно первого элемента 4. На линейке 5 нанесена линейная шкала 6. Параллельно элементу 4 в планшете 1 выполнен второй, направляющий элемент в виде прорези 7, в которой подвижно установлена пластина 8, рйсположенная перпевдикулярно к поверхности планшета. Выступ 9 пластины 8 размещен в вьфезе линейки 5.. На поверхность пластины 8 нанесены лучевые линии 10 откосов и линии 11 высоты визирного луча; а на поверхность планшета (масштабная) линейная шкала 12. . . „,..„,,1. , Для определеш я расстояния видимости переднюю грань пластины 8 совмещают с заданньгм значением по шкале 12. Линейку 5 устанавливают так, чтобы ее правая грань совместилась с ординатой точки пересечения лучевой линии заданного значения откоса и линии высоты,, визирного луча, .для выбранного, .вида тра спорта. Пересечение линии полуокружности 2 лля заданного радиуса с гранью линеШси 5 определит расстояние видимости для автотранспорта, которое считываете с линейной масштабной шкалы линейки 5.. Дли определения величины, на которую надо отодвинуть откос выемки для получения нормального расстояния видимости здравую грань линейки 5 со шкалой передвигают до пересечения ее с линией nony окружности 2 при заданном радиусе закругления дороги, отсекая определенное расстояние видимости. Затем пластину 8 устанавливают в такое положение, что ордината точки пересечения лучевой линии заданного откоса с йинией высоты визирногр луча для дащого видй транспорта совмещается с гранью линейки 5. При этом против передней грани пластииь 8 со шкалы 12 считывается необхо димое расстояние от оси дороги до начала откоса, которое и является исходным для определения параметров при проектировании дорог. Технико - экономический эффект изобр тения заключается в ускорении процесса Проектирования и строителглггва дорог. Формула изобретения Вычислительный прибор для определегшя расстояний видимости на кривых в плане участках дорог, содержащий планшет с линейной шкалой, на котором закреплен первый направляющий элемент с линейкой, установленной подвижно и перпендикулярно относительно первого направляющего элементе, параллельно которому в планш&те вьшолнен второй направляющий элемент с подвижно установленной в нем пластиной отличающийся тем, что, с целью повьпиения быстродействия. прибора, в нем пластина расположена перпендикулярно к поверхности планшета и снабжена высту|1ОМ, а в линейке вьшолнен вьфез, в котором расположен выступ пластины, причем на пойерхность планшета нанесены линии полуокружностей дороги и касательные к ним, на поверхность пластилы лучевые линии откосов и линии высоты визирюго луча, а на поверхность линейкилинейная шкала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 41747, кп. G 06 G 1/14, 1934. 2.Патент СССР № 18981, ЕЛ. G Об G 1/04, 1930, (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вычислительное устройство для расчета параметров автомобильных дорог | 1980 |
|
SU955097A1 |
ЧЕРТЕЖНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1972 |
|
SU345023A1 |
Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых | 1955 |
|
SU105778A1 |
Прибор для построения перспективных изображений объекта по двум ортогональным проекциям комплексного чертежа | 1980 |
|
SU977219A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ | 1990 |
|
RU2028667C1 |
Дериватор | 1976 |
|
SU610684A1 |
Вычислительный прибор | 1981 |
|
SU978158A1 |
Чертежный прибор | 1979 |
|
SU859220A1 |
Устройство для измерения поперечных отклонений точек объектов | 1983 |
|
SU1154528A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ РАЗВАЛА СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ | 2014 |
|
RU2569073C1 |
Авторы
Даты
1979-12-05—Публикация
1977-12-21—Подача