Известны приборы для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы, снабженный горизонтальным лимбом с алидадой.
Отличительной особенностью описываемого прибора является то, что на алидаде лимба установлен второй, наклоняемый по отношению к первому на угол |3 падения сместнтеля лимб, в центре которого MOI;THрован на шаровом шарнире стержень, устанавливаемый вдоль линии простирания известного крыла жилы, под углом встречи последней со сместителем.
На фиг. 1 изображен прибор в продольном разрезе; на ф|;г. 2 - вид его сбоку.
Прибор состоит из двух частей: эбонитового диска /, совмещающегося с подставкой, на которой установлены два коренных транспортира 2. Коренные транспортиры посажены на алидаде 5. Лимб 4, лежаший в основании прибора, градуирован от О до 360°. Алидада враш.ается на оси и при совмещении эбонитового диска / с алидадой одновременно вращается и эбонитовый диск.
Полая часть корпуса прибора с одной стороны закрывается текстолитовым диском, а с другой - алюминиевым диском 5 тарельчатой формы. При сборке прибора текстолитовый диск располагается со стороны градуированной части эбонитового диска, а алюминиевая тарелочка-с противоположной.
Тарельчатая форма алюминиевого диска, при соединении ее с текстолитовым диском, обусловливает образование паза, внутри которого помещается эбонитовый диск.
Такое выполнение служит для того, чтобы скрепленные вместе детали 5 и б были соединены с эбонитовым диском и вращались относительно его центра.
К алюминиевой тарелочке щарнирно прикреплен (внутренний) малый транспортир 7, градуированный от О до 180°. С этой же стороны на эбонитовый диск опирается внешний (большой) транспортир 8, также градуированный от О до 180°. Большой транспортир в опорах име№ 71562
ет шарнирную связь, позволяющую ему всегда занимать горизонтальное положение.
На одной из опор большого транспортира поставлен вспомогательный ма лепький транспортирчих 9, по которому отсчитываются углы 6 90-ip.
Через двухсторонний внешний (большой) транспортир и внутренHHii (малый) транспортир проходит стержень JO, ось которого устанавливается соответственно за линиями простирания известного крыла жилы.
Стержень 10 и малый транспортир 7 представляют полуплоскость жилы Р.
Шарнирное соединение // стержня 10 позволяет последнему свободно вращаться внутр и большого транспортира 8, вращая одновременно малый транспортир 7, чем достигается сопряжение полуплоскости жилы Р с плоскостью сместителя Q.
Угол встречи со жилы со сместителем отсчитывается по большому транспортиру.
Линию скрещения полуплоскости жилы с плоскостью с.местителя при любых углах: а - угла падения известной части жилы; р - гла падения сместителя и со - угла встречи жилы оо сместителем, представляет металлическая рейка /2, несущая на своих концах по паре катушечек 13, бегающих по желобкам, скрепленным с текстолитовым диском под углом 90° к линии скрещения, проходящей через опоры малого транспортира.
При вращении коробки J4 прибора металлическая рейка /2 движется поступательно, зани.мая различ нь(е положения относительно линии скрещения плоскостей Я и Q в зависимости от угла скольжения М.
П р е д м е т и з о б р е т е н и я
1.Прибор для решения задач горной геометрии, например определения пространственного расположения крыльев жилы, снабженный горизонтальным лимбом с а-лидадой, отличающийся тем, что на алидаде указа«ного лимба установлен второй, наклоняемый по отнощению к первому на угол j3 падения сместителя лимб, в центре которого монтирован в шаровом шарнире стержень, устанавливаемый вдоль линии простирания известного крыла жилы по углу оз встречи жилы со сместителем в горизонтальном срезе и углу падения известной части жилы или пласта в месте нарушения.
2.Форма вьшолнения прибора по п. 1, от л и ч а ю щ аЯ ся тем, что для установки стержня под угл-ом со встречи жилы ico сместителем служит шарнирно прекреплеппый к лимбу транспортир, располагаемый в горизонтальной плоскости после установки лимба под утлом падения сместителя, а для установки стержня под углом падения известной части жилы или пласта в месте нарущения служит шарл-шрно заКрепленный на алидаде лимба второй транспортир.
3.Форма выполнения прибора по пп. 1 и 2, отличающаяся том, что для указания направления потерянной части жилы относительно линии скрещения известного крыла жилы, применена рейка, пере .мещаемая кривошипом параллельно самой себе в направлении, нормальном к линии скрещения плоскости лимба с полуплоскостью жилы, с целью определения направления на потерянное крыло жилы по положению рейки относительно центра лимба.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОИСКОВ СКРЫТОГО ОРУДЕНЕНИЯ | 1992 |
|
RU2056644C1 |
Устройство для измерения угла наклона плоскостей | 1976 |
|
SU627318A1 |
Лаг | 1931 |
|
SU30495A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЛАКОВ | 1934 |
|
SU43753A1 |
Угломер с подвижным зеркалом | 1923 |
|
SU12565A1 |
УСТРОЙСТВО для ПРОЕКТИРОВАНИЯ УГЛОВ МЕЖДУ ОСЬЮ СКВАЖИНЫ И ПЛАСТОМ НА ПЛОСКОСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОГОРАЗРЕЗА | 1969 |
|
SU232883A1 |
Геодезический измерительный прибор | 1945 |
|
SU67857A1 |
СССОЮЗНАЯ 1l*Tiiai.T^i^^rei(dйЧМИОТЕК.*ТЕОДОЛИТ | 1971 |
|
SU304431A1 |
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗАДАННЫМ СТВОРОМ И ОБЪЕКТОМ | 1972 |
|
SU339779A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЪЕМОК | 1972 |
|
SU329382A1 |
Авторы
Даты
1946-07-06—Подача