Изобретение относится к приборам для определения скорости движения судна по скорости вытравливания за борт определенной длины линя, с прикрепленным к нему опущенным на дно водоема грузом. Прибор назначается для речного судоходства и для производства маршрутных съемок и гидрографического описания рек.
Линь на предлагаемом лаге сматывается со счетного шкива с измеренной окружностью. Количество оборотов шкива регистрируется на циферблате, и после известного заранее определенного,количества -оборотов шкива раздается звонок или замыкается электрическая сигнальная цепь. Лебедка, с которой вытравливается лннь, устроена вращающейся вокруг вертикальной оси и снабжена алидадой для определения дрейфа или сноса . Для определения же курса судна вместо алидады, как видоизменение, применяться также компас с пеленгатрромъ Грузом для опускаемого в воду линя служит небольшой якорь с подвижными лапами, складывающимися при заранее установленном предельном натяжении линя.
На чертеже фиг. 1 изображает общий вид вращающейся вокруг вертикальной
377
оси лебедки с вьюшкой для диня и звонком; фиг. 1 -схему видоизменения верхней части лебедки с компасом и пеленгатором; фиг. 2 -схему нижней части лебедки с фиг. 3-якорь с раздвижными лапами; фрг. 4-якорь со сложенными лапами.
Лаг состоит из лебедки 7 (фиг. 1) со счетным шкивом с намотанйым на вьюшку лебедки линем 3 и привязанного к. ходовому концу линя якоря со складывающимися лапами (фиг. 3 и 4). Лебедка (фиг. 1) состоит из вертикальной раздвоенной станины-7, внутри которой на горизонтальных осях насажен счетный ШКИВ 5 с желобком, точная длина окружности которого известна, и из вьюшки 2, служащей для наматывания линя 3. Вьюшка 2 и шестерня 7 наглухо насажены на одну и ту же горизонтальную ось,л свободно вращающуюся в подшипниках, помещенных в щеках станины 7 Шестерня Z сцеплена с шестерней 4, имеющей рукоятку 6, служащую для вращения, при помощи описанной передачи, вьюшки 2 при быстром наматывании на нее линя 3. Ручка 8 назначена для упора второй (левой) руки наблюдателя при вращении рукоятки 6 и для облегчения вращения всей лебедки вокруг вертикальной оси. Счетный шкив 5 наглухо насажен на ось 9, вращающуюся в подшипниках, укреплённых в станине / ОсьР(фиг. 1) заканчивается червяком /7 сцепленным с шестеренкой 72, вращаю. щейся на оси 73, перпендикулярной к плоскости чертежа. На зубчатке 72 имеется выступ (шпенек) J4, перпендикулярный к плоскости чертежа. При вращении; зубчатки /2 шпенек М, проходя мимо выступа пружины 75, отводит ее и этим же отводит молоточек 7 насаженный на конце пружины 75. Прт дальнейшем вращении зубчатки 72 шпенек J4 соскакивает с выступа пружинки 75, которая, отскакивая, заставляет ударить укрепленный на другом ее конце молоточек о звонок 7Р., На . шестеренке 72 имеется укрепленный на пружинке шпенек 77, который при вращении зубчатки 72 в нужный момент задевает за неподвижный контакт J8, изолированньтй от корпуса лебедки эбонитовым кругом. .Контакт J8 соединен проводом 20 с изолированной от корпуса прибора металлической пластинкой 27 (фиг, 1), по которой скользит контакт 22 (фиг. 2), соединенный с изолированным от керпуса лебедки зажимом. Другой зажим 22) не изолирован от корпуса прибора и служит для присоединения к прибору другого провода от электричеткого звонка, установленного вблизи наблюдатели (например, на мостике парохода). Вследствие инерции вьюшки 2, искажающей представление о скорости хода, для подтормаживания вьюшка 2 устроен винтовой тормоз 23 (фиг. 1), при помощи которого можно , парализовать инерцию вьюшки и даже совсем ее останавливать. Вся лебедка вращается вокруг вертикальной оси. Станина 7 укреплена на диске 24 (фиг. 1), концентрически наложенном и частично вложенном в лимб 25. Оба диска соединены при помощи болта 26 с шайбой и - гайкой 27. Трущиеся поверхности дисков 24 и 25 сл1азываются маслом. На лимбе 25 нанесены дел«1 ия от О до 90° в каждую CTOpofiy от диаметра плоскости лебедки, позволяющие отсчитывать углы от кормы до обоих траверсов (левого и правого). На алидаде для этого помещен указатель 28. На верхней части лебедки помещена алидада 29 с диоптрами (фиг. 1). Алидада 29 снабжена винтами, позволяющими устанавливать ее так, чтобы коллимационная плоскость совпадала с вертикальной плоскостью, цроходящей через плоскость счетного шкива и диаметр нижней алидады 24, на которой находится указатель 28. В виде варианта, вместо алидады 2У можно установить компас с пеленгатором (фиг. 1). В этом случае отпадает необходимость в делениях лимба 25 и самом указателе 28, Вся лебедка укрепляется на деревянной подставке 30 при помощи винтов. Линь 3 представляет собой стеклинь или английский шпагат, способные выдержатьна разрыв 20 кг. Основными частями якоря (фиг. 3 и 4) является веретено .7,, представляющее собой полую,.трубку, снабженную нарезкой для навинчивания крышки 32 и вырезами для лап якоря. Лады якоря укреплены на шарнира 33 и снабжены в конце выступом 55. П|)И помощи дужек 34, укрепленных на щарнирах, лапы 40 якоря соединены, со скользящей муфтой 39. Пределом для скольжения по веретену для муфты 39 является неподвижное кольцо 36: Внутриверетена находится стержень 37 е очком для привязывания линя J и с утолщением в виде цилиндра 38 на другом конце. На ctepжень 37 надета стальная пружина 4f,. . упором для которой является крышка 32 с одной и цилиндр 38 с другой стороны. Во время работы лага лебедка (фиг. 1) устанавливается на корме судиа. «Если лаг имеет алидзду 29 и лимб 25 (фиг. 1J, то линия, проходящая через нуль и центр лимба 25, должна быть параллельна диаметральной плоскости судна. При работе с компасом выполнение этого условия не требуется. На вьюшку лебедки наматывается 100-150 метров стеклиня. При глубинах в 20-30 метров, по всей вероятности, прядется брать линя больше. Вьюшка 2 рассчитана на 300 метров стеклиня. Ходовой конец пропускается через счетный шкив 5, а коренной конец закрепляется на вьюшке. ходовому концу стеклиня привязыается за очко якорь с раскрытыми апами. Вращением вокруг вертикальной си при помощи ручек 6 и 8 лебедка фиг. {) устанавливается, примерно, в наравлении движения судна, при чем нуль имба и указатель 28 должны быть наЕравлены к носу судна. В случае работы с парохода от контактов 22 и 22 н мостик командира проводятся два из |9шрованных провода и включаются в установленную там батарею электрических элементов с электрическим звонком. По сигналу командира или наблюдателя работающий на лаге выбрасывает за борт якорь и при помощи ручки 8, наблюдая через диоптры или пеленгатор, путем вращения лебедки вокруг вертикальной оси совмещает плоскость визирования с направлением вытравляемого за борт линя. Якорь, падая на дно,зацепляется двумя из своих лап за грунт и заставляет лебедку распускать (вытравливать) соеДит няющий ее с якорем линь. Путем подвинчивания тормоза 25 вытравливаемый линь держится в натянутом положении, не допускающем как излишней слабины, так и буксировки якоря за судном. Вытравливаемый линь, проходя через счетный шкив 5, заставляет его вращаться. Сцепленный со своей осью 9 шкив 5 вращает помещенный на его конце червяк 7/ и сцепленную с последним шестеренку 12. Шестеренка 12, вра цаясь, включает один раз за полный свой обот рот механический звонок и один раз электрический звонок (последний может быть, по желаник), не включен), ffepeдача к. звонку рассчитана так, что зЬонки звонят через 50 оборотов счетного шкива, , что соответствует 25 метрам вытравленного линя диаметром в 2 мм. Работающий на лаге, направив алидаду 29 на то место, где линь вводится в воду, производит отсчет по лимбу 25, согласно показанию указателя 28 и тем самым дает поправку на дрейф или сяос. Если работа ведется по варианту (фиг. Р), то работающийна лаге просто Определяет .магнитный азимут направления вытравливаемого линя. Якорь находится в воде с раскрытыми лапамк (фиг. 3). Две лапы якоря держат, его в грунте, причем выступ 35 упирается в цилиндр 38, Пружина 41 и упор 36 не ПОЗВ9ЛЯЮТ лапам сложиться, причем пружина / рассчитана таким образом, что ее упругость достаточно велика для того, чтобы не позволить сложиться при том натяжении, которое нужно для вращения вьюшки и вытравливания линя. Когда же является необходимость вытащись
якорь, тормоз 23 лебедки (фиг. 1) при помощи винта прижимается вплотную к щеке вьюшки 2. Вьющка останавливается и линь не может больше свободно вытравливаться. При этом получается рывок, передающийся по линю к стержню 31 якоря. От рывка стержень 37 якоря сжимает пружину 41 и цилиндр 5 освобождает место для рогов якоря и их выступов 5.5. Под действием натяжения; начинающего уже тащить якорь ко дну, лапы складываются и занимают положение, указанное на фиг. 4. Вто же время сопротивление якоря вытаскиванию уменьшается, пружина 7 разжимается и отводит стержень 57 с цилиндром 38 в исходное положение, -чем лапы 40 запираются и не могут уже сами вновь раскрыться Дужки 34 якоря служат для складывания тех лап якоря, которые в момент рывка не встречают сопротивления извне. Соединяя все три лапы скользящей муфтой 39, дужки 34 при складывании хотя бы одной лапы заставляют сложиться и остальные. Для приведения якоря вновь в рабочее положение надо оттянуть рукой муфту 39, развернуть дапы и отпустить стержень 57, | который под действием пружпны войдет в веретено 57 и цилиндр 38 и установит лапы в рабочем положении. Вращая рукояткой 6 лебедки шестерню 4, сцепленную с меньшей шестерней 7, неподвижно насиженной на одной оси с вьюшкой 2, можно быстро намотать на вьюшку линь и выбрать в лодку якорь.
Предмет изобретения.
1.Лаг для определения скорости движения судна по скорости вытравливания за борт определенной длины линя с прикрепленным к нему грузом, находящимся на дне водоема, отличающийся применением установленного на лЬбедке 7 счетного шкива .5, через который перекинут вытравливаемый с 2 линь и который при посредстве червяка 77 сцеплен с шестерней 72, включающей через определенное число оборотов счетного шкива механический звонок или замыкающей электрическую сигнальную цепь.
2.При лаге по п. 1 применение, с целью определения курса судна и величины дрейфа (сноса) судна, приспособления, отличающегося тем, что система, с кетерой вытравливается линь, устроена вращающейся вокруг вертикальной оси и снабжена алидадой 29 с диоптрами и лимбом 25,
3.Видоизменение лага по п.п. 1 и 2, состоящее в том, чти, с целью определён ия курса судна, вместо алидады 29 применен компас с пеленгатором.
4.При лаге по п.п. 1-3 применение, в качестве груза для линя, якоря со складывающимися, при установленном
заранее предельном натяжении линя, лапами, отличающэгося тем, что в веретене, помещена пружина 41 соответствующей упругости, удерживающая цилиндр J, укрепленный на стержне 37 и препятствующий складыванию лап якоря, пря остановке же вращения вьюшки 2 допускающая, вследствие увеличившегося натяжения линя, перемещение цилиндра 38 с целью освобождения лап. 40 якоря.
Авторы
Даты
1933-05-31—Публикация
1931-07-04—Подача