Система электроснабжения постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02J7/34 H02J1/04 

Описание патента на изобретение SU716111A1

У... ,- ; , -1 ; :/

Изобретение относится к электро технической промышленности и может быть использовано в многоканальных системах электроснабжения постЬярмы током, преимущественно в энергосистемах для авиации.

Известны системы энергоснабжения с независимыми каналами. Одна на йзвестныл систем содержит два генератора постоянного тока типа TCP с самовозбуждением, регуляторы нап1 жения, сборные мины и аккумуяятб Е51Еа. Для защиты источников от коротких замыканий на нагруэке устанавлизвают предохранители 1 ,

Однако при коротком замыкании иа линии из-за снижения напряжения генератора ток короткого замыкания может оказаться недостаточным для перегорания предохранителя, или потребуется значительное время для его перегорания. В результате этого другие потребители значительное время будут обесточена. Указанный недостаток снижает надежность всей энергосистемы.

Известна также энергосист ема постоянного тока/ содержащая два канала, в которой для защиты от

коротких зашканий использованы трансформаторы тока, ко-гарае через реле воздействуют на контакторы, отключающие генератор от поврежден-ной линии 2.

Недостатком известной системы является необходимость установки большого КоличестВ1а специальных трансформаторов, реагирукяаих на переход0ный процесс в цепи постоянного тока,. и специальных контакторов С блокировкой, что усложняет систему, увеличивает ее массу и стоимость.

Наиболее близким по технической

5 сущности и достигаемому результату .к изобретению является система энергоснабження постоянного т;ока, содержащая два независи1«ах канала, каждый из которых содержит генератор по0стоянного тока с самовозбуждением, регулятор напряжения с из1 рительным органом, входом соединенным с шинами постоянного тока генератора, а выходом - к входу усилителя мощности,

5 выход которого соединен с обмоткой возбуждения генератора, распределительную шину, подключенную через дифференциально-минимальное реле к генератору, и аккумуляторную батарею.

соединенную через контактор с распределительной шиной 3.

Недостатком известной системы является то, что при коротком замыкании во внешней цепи одного из каналов вследствие импульсной работы устройств подключения источниковэнергоэнергии к бортсети,контактора включения аккумулятора и дифференциально-минимального реле, время срабатывания устройства максимальнотоковой защиты потребителя, в течение которого все потребители данного канала полностью обесточены, может цостигать единиц и десятков секунд, Кроме того, вследствие импульсной

работы возможно сваривание контактов контактора включения аккумулятора и силового контактора дифференциально-минимального реле. В случае, если напряжение при коротком замыканий окажется достаточным для удержания контактора ДМР во включенном состоянии, мощность, отбираек)ая от генератора с самовозбуждением, мала. Величина установившегося тока короткого замыкания определяется при отсутствии потока возбуждения величиной магнитного потока остаточного магнети:зма и частотой вращения и ббычно . близкак номинальному току генератора. Вследстйие этого время срабатывания устройства максимальнотоковой защиты потребителя имеет большую величину. ,

При коротком замыкании на распределительной шиие одного.из канала работа системы аналогична, описан н6 й выше в течение всего времени короткого замыкания. Источники работают на короткое замыкание длительное время, что приводит к выходу из строя и возникновению условий пожара -на самолете.

Целью изобретения является.повышение надежности работы системы.

Поставленная цель достигается тем, что в каждый канал йвёдёны реле времени, датчик частоты и элементы НЕ, И, ИЛИ, причем первый вход каждого элемента И соединен через элемент НЕ с распределительной .шиной данного канала,- второй вход Подключен к распределительной шине другого канала, а третий вход соединен с, датчиком частоты данного канала, выход элемента И в каждом канале через реле времени соединен с входом дифференциально-минимальног реле, кЬнтакТбром а1 ;кумуляторной батареи и одним входом элемента ИЛИ второй вход которого подключен к выходу генератора, а выход элемента ИЛИ соединен с йходом усилителя мощности регулятора напряжения Того же канала.

На чертеже представлена блок-схем системы энергоснаб1жения постоянного тока.

Система содержит генераторы 1-2 постоянного тока, дифференциальноминимальные реле 3-4, распределительные шины 5-6, контакторы 7-8 аккумуЬяторных батарей 9-10, регуляторы 11-. 12 напряжения генератора с измерительными органами 13-14, реле 15-16 времени, логические элементы И 1718, элементы НЕ 19-20, элементы ИЛИ 21-22.

Работа энергосистемы происходит, следующим образом.

В нормальном режиме работы потребители каждого каЕ|ала получают питание от собственной распределительной шины 5 (6), к которой подключен генератор 1 (2) и аккумуляторная батарея 9 (10), работающая в буферном режиме. Регулятор напряжения 11(12) каждого канала получает питание с выхода элемента ИЛИ 21 (22) в виде напряжения собственного генератора 1(2), поступающего на один IJ3 входов элемента ИЛИ, и поддерживает напряжение генератора своего канала на заданном уровне. При наличии номинального напряжения на распределительных шинах 5-6 обоих каналов сигналы с выхода элементов И 17-18 отсутствуют, поскольку отсутствуют сигналы с выхода элементов НЕ 19-20. Реле 15-16 времени не запущены и сигналов на их выходах нет. При возникновении короткого замыкания, например, в точке А, на фидере одного из потребителей, напряжение на распределительной шине 5 снижается практически до нуля. На выходе элемента 19 НЕ, а следовательно, и элемента 17 И появляется сигнгш, запускающий реле 15 времени, на выходе которого выдается сигнал в виде напряжения с: исправного канала. Данный сигнал поступает на вход ДМР 3 и контактор 7 аккумуляторной батареи и удерживает их контакты в замкнутом состоянии . Этот же сигнал поступает на второй вход элемента ИЛИ 21. Регулятор 11 напряжения генератора 1 получает питание в виде напряжения исправного канала с выхода элемента КШ. Измерительный орган 13 ре.гулятора 11 напряжения выдает сигнал в регулятор о пониженном напряжении на генераторе. Регулятор 11- напряжения, отрабатывая этот сигнал, увеличивает ток возбуждения до максимально возможного. Ток короткого замыкания генератора 1 резко возрастает.

Значительное увеличение тока короткого замыкания генератора постоянного тока и исключение импульсной работы устройств подключения аккумулятора и генератора к бортсети приводит к сокращению времени срабатывания защиты.

После срабатывания плавкого 5 предохранителя в аварийной фидере

.неисправного канала напряжений

на распределительной шине 5 восстанавливается. Сигнал с выхода элемента НЕ 19 исчезает, элементы систекы возвращаются в исходное состояние. При коротком замыкании в точке Б на распределительной шине одного из каналов управление ДМР 3 контактором 7.включение аккумуляторной батареи и регулятором 11 напряжения осуществляется аналогично указанному выше. Если в течение заданной выдержки времени короткое замыкание не устранилось, сигнал с выхода реле 15 времени снижается, выход элемента ИЛИ 21 обесточивается, что приводит к развозбуждению генератора 1 и отключению его от бортсети дифференциально-минимальным реле 3.

Наличие сигнала с датчика частот|Л вращения генератора на одном из входоз элемента И 17(18) необходимо, чтобы не запитать обмотку возбузкцения отключенного канала.

Как показали испытания, построение системы электроснабжения по схеме позволяет повысить надежность системы электроснабжения, обеспечивая надежное селективное отклк чение поврежденных участков распределительной сети и исключение выхода из строя генератора и регулирукицей аппаратуры.

Формула изобретения

Система электроснабжения постоянного тока, содержащая два независи.мых канала, каждый из которых содержит.генератор постоянного тока с самовозбуждением, регулятор напряжения с измерительным органом, входом включенным к шинам постоянного тока

Тенератора, а выходом - к входу усилителя мощности, выход которого соединен с обмоткой возбуждения генератора, распределительную шину, включенную через дифференциальноминимальное реле к генератору, и аккумуляторную батарею, соединенную Через контактор с распределительной шиной, отличающаяся тем, , что, с целые повышения надёжности,

в каждый канал введены реле времени, датчик частоты и элементы НЕ, И, ИЛИ/ причем первый вход каждого элемента Й-. соединен через элемент НЕ с распределительной шиной данного канала/ второй вход подключен к распределительной шине другого канала, а третий вход соединен с датчиком частоты данного канала, выход элемента И в каждом канале через реле времени соединен с входом

дифференциально-минимального реле, контактор м, аккумуляторной батареей и одним вХЬдбМэйёйента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом генератора, а выход элемента ИЛИ

.соединен с входом усилителя мощности регулятора нап ряженйя того же канала.

Источники информации . . принятые во внимание при экспертизе Власов Г.Д. Проектирование

систем электроснабжения летательных аппаратов, М«, Машиностроение, 1967, с.in, рис.5.1.

2.Морозовский В.Т. и др., Систеwbj электроснабжения летательных аппаратов, М. , Машиностроение, 1973, с. 374, рис.16.16.

3.Власов Г.Д., Проектирование систем электроснабжения летательных аппаратов, М., Машиностроение,

1967, с.182, рис.5.4.

Похожие патенты SU716111A1

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2002
  • Чумаков Н.П.
  • Петухов В.Г.
RU2263390C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 2006
  • Балицкий Вадим Степанович
  • Каверный Александр Владимирович
  • Гришин Константин Владимирович
  • Пятницин Александр Иванович
  • Вергелис Николай Иванович
RU2318282C1
СИСТЕМА ДЛЯ АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 2009
  • Шерьязов Сакен Койшыбаевич
  • Шелубаев Максим Викторович
  • Аверин Алексей Александрович
  • Чернов Николай Александрович
RU2382900C1
Устройство для питания потребителей постоянного тока 1961
  • Васин Н.А.
  • Сачков В.А.
  • Фойгельман П.Д.
SU143094A1
СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТАНКОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Фло Муатасем
RU2147362C1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО И ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2012
  • Богатырев Николай Иванович
  • Ванурин Владимир Николаевич
  • Баракин Николай Сергеевич
  • Степура Юрий Петрович
  • Семернин Дмитрий Юрьевич
  • Потешин Михаил Игоревич
RU2518907C1
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Голланд В.С.
  • Мамотюк В.И.
  • Шейнин И.И.
RU2140696C1
Устройство для защиты автономной электроустановки от коротких замыканий 1978
  • Степаненко Владимир Павлович
  • Юдин Кирилл Михайлович
  • Хрущев Валерий Николаевич
  • Ривкин Семен Григорьевич
  • Пузырев Юрий Иванович
SU716101A1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО И ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2019
  • Богатырев Николай Иванович
  • Ванурин Владимир Николаевич
  • Баракин Николай Сергеевич
  • Екименко Петр Павлович
  • Богдан Владимир Александрович
  • Дауров Адам Вячеславович
RU2724114C1
Устройство для питания нагрузки постоянным током 1982
  • Касьяновский В.Л.
  • Королев Э.А.
  • Перфильев Н.С.
  • Федоров В.А.
SU1042570A1

Иллюстрации к изобретению SU 716 111 A1

Реферат патента 1980 года Система электроснабжения постоянного тока

Формула изобретения SU 716 111 A1

SU 716 111 A1

Авторы

Сакулин Геннадий Александрович

Иващенко Вячеслав Вячеславович

Давыдов Александр Иванович

Даты

1980-02-15Публикация

1978-04-21Подача