СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТАНКОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ Российский патент 2000 года по МПК F41H7/02 B23K9/06 

Описание патента на изобретение RU2147362C1

Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники (БТВТ).

До 20% ремонтных работ, выполняемых в полевых условиях на БТВТ, составляют электросварочные работы и работы по электродуговой резке. Основные сварочные работы, выполняемые в полевых условиях: ремонт брони, грязезащитных щитков и подкрылков, подготовка машин к эвакуации (резка траков, ведущих колес, балансиров).

Существующие подвижные мастерские на базе автомобилей ЗИЛ-131 со сварочными генераторами (5 единиц) не обеспечивают всего объема работ в полевых условиях.

Способ использования сварочного генератора ГД-304УЗ на танкоремонтной мастерской (см. Танкоремонтная мастерская ТРМ-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1984, с. 65-66) заключается в обеспечении привода генератора постоянного тока ГД-304УЗ от силовой установки автомобиля, сварочный ток регулируется изменением сопротивления реостата дистанционного управления в обмотке принудительного возбуждения от выпрямителя, подключенного к линейной сети 220 В от генератора электросиловой установки. Сварочный генератор громоздкий, тяжелый и по силе тока (315 А) не позволяет ремонтировать броневую защиту и производить резку большинства деталей.

Известен также способ электросварки от бортового генератора СГ-10 (см. Изделие 608. Инструкция по эксплуатации. 608. ИЭ-2, с. 121-123). Недостатком прототипа является использование релейного блока ЭСА-1 для переключения генератора в режим самовозбуждения и отключения бортсети от генератора. При неисправных аккумуляторных батареях или элементах блока ЭСА-1 сварка не работает и переключить генератор невозможно.

Система электроснабжения современных танков, включая генератор и реле-регулятор, конструктивно не приспособлена для выполнения сварочных работ, но это возможно принципиально.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа переключения танковых генераторов без конструктивных изменений системы электроснабжения для выполнения сварочных работ.

Эта задача решается отключением стартера-генератора СГ-10 в генераторном режиме от потребителей бортсети и переключением его в режим самовозбуждения путем соединения якоря с обмоткой возбуждения (ОВ) при работающем двигателе, так как пуск двигателя производится СГ-10 в стартерном режиме. Сила тока регулируется изменением частоты вращения дизельного двигателя танка.

Изобретение поясняется фиг. 1 (принципиальная схема), фиг. 2 (монтажная схема), где:
1 - стартер-генератор СГ-10;
2 - реле-регулятор Р-10ТМ;
3 - провод, соединяющий клемму ЯГ с клеммой "Я" реле-регулятора;
4 - провод, соединяющий ОВ (фиг. 1) генератора (клемма Ш) с разъемом Р-10ТМ;
5 - штепсельный разъем Р-10ТМ;
6 - гнездо N 3 разъема Р-10ТМ;
7 - соединительный провод;
8 - сварочный кабель с держателем.

Для переключения танкового генератора СГ-10 с целью выполнения сварочных работ необходимо запустить дизельный двигатель (СГ-10 работает в стартерном режиме), установить частоту вращения холостого хода, на реле-регуляторе Р-10ТМ (2) вывинтить штепсельный разъем 5, при этом выключается дифференциально-минимальное реле Р-10ТМ и аккумуляторные батареи с потребителями отключаются от генератора. От клеммы "Я" Р-10ТМ отсоединяется провод 3 и соединяется со сварочным кабелем 8. В гнезде N 3 (6) разъема 5 вставляется соединительный провод 7, который соединяет ОВ генератора через провод 4 с якорем генератора "ЯГ" (провод 3).

Сила сварочного тока генератора СГ-10, подключенного в режиме самовозбуждения, регулируется изменением частоты вращения коленчатого вала приводного двигателя.

Способ прост, позволяет с места механика-водителя в течение 5-10 минут осуществить все переключения. Дополнительно к имеющейся аппаратуре танка потребуется сварочный кабель с держателем 8 и изолированный соединительный провод 7 сечением 3-5 мм.

Техническим результатом использования способа переключения танковых генераторов для выполнения сварочных работ является возможность быстрого выполнения сварочных работ и электродуговой резки (ток до 500 А) на объекте силами экипажа без использования подвижных мастерских, которые по проходимости шасси и возможности сварочных генераторов уступают генератору СГ-10.

Похожие патенты RU2147362C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Фло Муатасем
RU2153180C1
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ ТАНКОРЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Хамалинский И.В.
  • Фло Муатасем
RU2147271C1
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТАНКОРЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Хамалинский И.В.
  • Фло Муатасем
RU2162231C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ И УСТАНОВКИ АГРЕГАТОВ ТАНКА 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Буцких С.М.
  • Власов В.П.
RU2181673C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА ПРИ ХРАНЕНИИ 1999
  • Москалев В.С.
RU2164620C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОЛЮСНЫХ ВЫВОДОВ ТАНКОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Старостин А.С.
  • Салим Юсеф
  • Тебель Г.В.
RU2181474C1
УНИФИЦИРОВАННЫЙ КИНОТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА 2001
  • Москалев В.С.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Протасов Е.М.
RU2189081C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТОПЛИВОМ 2001
  • Герман В.К.
  • Рудь А.Г.
RU2205349C1
СИГНАЛИЗАТОР ВЫБОРА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ВГМ) С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2001
  • Москалев В.С.
RU2202757C2
БОЕВАЯ МАШИНА 2000
  • Коротков В.С.
  • Павлов Ю.П.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
  • Ткаченко Н.В.
  • Шульга С.В.
RU2186326C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 147 362 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТАНКОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ

Изобретение относится к ремонту бронетанкового вооружения и техники с использованием сварочного устройства. Техническим результатом изобретения является возможность переключения генератора любого танка за 4 - 5 мин в сварочный режим непосредственно с места механика-водителя, исключая повреждение потребителей бортсети. Сущность изобретения заключается в том, что обмотку возбуждения генератора отключают вручную путем вывинчивания штепсельного разъема с места механика-водителя. Гнездо разъема, соответствующее обмотке возбуждения, соединяют изолированным проводом с проводом от якоря генератора, другой конец которого предварительно отсоединяют от клеммы "Я" реле-регулятора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 147 362 C1

Способ переключения танковых генераторов для выполнения сварочных работ при работающем приводном двигателе, включающий отключение обмотки возбуждения генератора от реле-регулятора и ее соединение с якорем генератора и сварочным кабелем с держателем, отличающийся тем, что обмотку возбуждения генератора от реле-регулятора отключают вручную путем вывинчивания штепсельного разъема с места механика-водителя, гнездо разъема, соответствующее обмотке возбуждения, соединяют изолированным проводом с проводом от якоря генератора, другой конец которого предварительно отсоединяют от клеммы "Я" реле-регулятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147362C1

АППАРАТ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОРФА НА СУШИЛЬНОМ ПОЛЕ 1922
  • Красин Г.Б.
  • Панкратов И.С.
SU608A1
Инструкция по эксплуатации
- М.: Воениздат, 1979, с.121-123
Капельная масленка с постоянным уровнем масла 0
  • Каретников В.В.
SU80A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
- М.: Воениздат, 1984, с.65-66
Способ термической вырезки отверстий в цилиндрических изделиях с одновременной разделкой кромок отверстий под сварку 1978
  • Медриш Иосиф Наумович
  • Бейдер Борис Давидович
  • Крысюк Богдан Иосифович
SU727356A1

RU 2 147 362 C1

Авторы

Пишевец С.П.

Старостин М.М.

Ковалев В.П.

Фло Муатасем

Даты

2000-04-10Публикация

1999-04-28Подача