Изобретение относится к области авиационных турбореактивных двигателей, в частности, к поворотным соплам подъемно-маршевых двигателей.
Известны поворотные сопла подъемно-маршевых двигателей, содержащие поворотный коленообразный патрубок. Перестройка сопла из маршевого положения в положение вертикальной тяги осуществляется поворотом коленообразного патрубка. Недостатком таких сопел является большой вес и габариты, особенно в положении взлета, а также негерметичность во время перемещения.
Недостатки этих сопел частично устранены в поворотных соплах, содержащих коленообразный, поворотный, имеющий переднюю и заднюю секции патрубок с плоскостями поворота секций в месте соединения с корпусом и в месте излома колена.
Недостатком такого сопла является ограниченный диапазон регулирования, следовательно, работы двигателя.
Целью изобретения является расширение диапазона работы двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком со створками и их приводом, установленным с помощью подшипников на среде задней секции и соединенным с корпусом при помощи двухзвенного кронштейна с шарниром, ось которого проходит через точку пересечения осей передней и задней секций патрубка, перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла.
На фиг. 1 сопло показано в положении прямой тяги; на фиг. 2 - в положении вертикальной тяги; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1.
Сопло имеет коленообразный патрубок с передней 1 и задней 2 секциями. Плоскости поворота секций выполнены в месте соединения секции 1 с корпусом 3 и в месте излома патрубка, т. е. в месте соединения секций 1 и 2. Сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком 4 со створками 5 и их приводом 6. Насадок 4 установлен с помощью подшипника 7 на срезе задней секции 2 и соединен двухзвенным кронштейном 8 с корпусом 3. Кронштейн 8 имеет шарнир 9, ось которого проходит через точку пересечения осей передней 1 и задней 2 секций, перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла.
Сопло работает следующим образом.
Для поворота сопла из положения прямой в положение вертикальной тяги осуществляют поворот секции 1 на 180о. При этом одновременно происходит поворот секции 2 также на 180о в противоположном направлении, с этой же угловой скоростью, а насадок 4 поворачивается в положение вертикальной тяги. За время указанных поворотов вектор тяги остается в той же плоскости. (56) Патент ФРГ N 1240746, кл. 62в, 37/02, 1967.
Патент США N 2933891, кл. 60-35.55, 1960.
ПОВОРОТНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее поворотный коленообразный, имеющий переднюю и заднюю секции, патрубок с плоскостями поворота секции в месте соединения с корпусом и в месте излома колена, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона работы двигателя, сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком со створками и приводом, установленным с помощью подшипников на срезе задней секции и соединенным с корпусом при помощи двухзвенного кронштейна с шарниром, ось которого проходит через точку пересечения осей передней и задней секций патрубка перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1977-06-01—Подача