Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах высокоскоростных турбО:машин и турбодетандеров. Известен подшипник скольжения, содержащий расположенный в корпусе цилиндрический вкладыш и закрепленные в нем упругие лепестки. При этом на наружной поверхности выполнены продольные пазы 1. Однако известный подшипник недостаточно надежен в работе, так как демпфирование колебаний вала в подшипнике осуществляется только за счет внутреннего рассеивания энергии в материале упругих лепестков, что недостаточно для обеспечения устойчивости В|ращения вала. Целью изобретения является повышение надежности работы и срока службы подшипника скольжения. Указанная цель обеспечивается тем, что вкладыш выполнен в виде сегментов с радиальными выступами на наружной поверхности и упругих элементов, размещенных между сегментами, при этом в корпусе выполнены пазы, в которых с зазором в окружном направлении размещены радиальные выступы сегментов. На чертеже изображен подшипник скольжения В|разрезе. Подшипник содержит расположенный в корпусе / вкладыш, выполненный в виде сегментов 2 с радиальными выступами 3 на наружной поверхности 4 п упругих элементов 5, размещенных между сегментами 2. Радиальные выступы 3 сегментов 2 размещены в пазах 6 корпуса / с зазором в окружном направлении. Упругие элементы 5 могут быть выполнены в виде пружзин. В продольных назах 7 сегментов 2 установлены упругие лепестки 8. При вращеиии вала (на чертеже не показан) в подшипнике между валом и упругими лепестками 5 образуется газовый слой с повышенным давлением, который выполняет функции смазки. За счет сил трения между газовым слоем и поверхностью лепестков 8 последние самоустанавливаются в окружном направлении при перемещении сегментов 2 и деформациях упругих элементов 5. При этом в области лтинимального рабочего зазора, где возникают наибольшие силы трения, упругие лепестки 8 расположатся с меньшим шагом, т. е. более плотно, что приведет к увеличению л есткост подшипника гз месте приложения нагрузки и, следовательно, его несущей способности. Кроме того, наличие дополнительного трения между сегментами 2 и корпусом / увеличивает демпфирующую
способность подшипника. Возможность перемещений упругих лепестков 8 в окружном наиравлеиии уменьшает их износ при пусках и остаповжах вала вследствие уменьшения относительной скорости между валом и лепестками 8 в момент касания.
Изобретение позволяет повысить надежность работы и долговечность нодшипников скольжения за счет увеличения демпфи.руюшей способности.
i
Фор ,м у л а .изобретения
Подшипник скольжения, содержаш,ий расположенный в корпусе вкладыш и закрепленные в последнем упругие лепестки, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения кадежностн работы и срока службы, вкладыш выполпеп в виде сегмеитов с радиальными выступами на наружной поверхности и упругих элементов, размешеппых между сегментами, при этом в корпусе выполнены пазы, в которых с зазором в окружном направлении размешены радиальные выступы сег.ментов.
Источник информации, прииятый во внимание при экспертизе:
1. Патеит США № 3893733, кл. 308-9, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU1143901A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351813C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182245C1 |
Газодинамический упорный подшипник | 1979 |
|
SU846835A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2398975C2 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
Упругая подшипниковая опора | 1990 |
|
SU1749566A1 |
Подшипниковый узел (варианты) | 2013 |
|
RU2677435C2 |
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1978-09-28—Подача