1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к системе смазки подшипников качения, например, ротора авиационных и других транспортных газотурбинных двигателей.
Известна система смазки, содержаш,ая основную магистраль с последовательно включенными масляным баком, насосом, обратным клапаном, трубопроводом и аварийную магистраль с емкостью, подключенной трубопроводом к основной магистрали между баком и аварийным насосом 1.
Такая система смазки не обеспечивает длительную подачу масла в случае потери его из масляного бака основной магистрали.
Известна также система смазки подшипников, преимущественно авиационных газотурбинных двигателей, содержашая форсунки, подающие масло в подшипники, основной канал которых сообщен нагнетающей магистралью через запорный клапан с выходом масляного насоса 2.
В случае аварийной потери масла в известной системе смазки (утечка масла через уплотнения и другие нарушения в работе системы смазки) подшипники опор ротора двигателя, как наиболее нагруженные и быстро.ходные, выходят из строя из-за масляного голодания и отсутствия отвода выделяюш.егося в них во время работы тепла.
Цель изобретения - повышение надежности работы системы смазки при прекращении подачи к подшипникам масла из основного масляного бака.
Это достигается тем, что к основному каналу форсунок системы смазки подключен дополнительный канал и к последнему через электро.магнитный клапан - пневмоаккуму10 лятор, а к нагнетающей магистрали по ходу масла за запорным клапаном подключен снабженный электромагнитным клапаном трубопровод для подачи воздуха от компрессора двигателя.
На фиг. 1 показана схема системы смазки
15 подшипников опор ротора авиационного газотурбинного двигателя; на фиг. 2 - конструктивная схема одной из подшипниковых опор ротора.
Каждая опора 1 ротора 2 двигателя 3 (на фиг. 2 условно показана одна из опор
20 ротора) содержит подшипник 4 качения, установленный в корпусе 5 и закрепленный в нем и на валу ротора 2 гайками 6 и 7. Для смазывания и охлаждения подшипники 4 снабжены форсунками 8, основной канал 9 которых сообщен трубопроводами 10 с общим трубопроводом 11 нагнетающей магистрали. Трубопровод 11 сообщает бак 12 через нагнетающий масляный насос 13 с редукционным клапаном 14 и фильтр 15 с перепускным 16 и запорным 17 клапанами. За запорным клапаном 17 к общему трубопроводу 11 подключен трубопровод 18 с электромагнитным клапаном 19. Трубопровод 18 сообщает общий трубопровод П с компрессором (не показан) двигателя 3.
Форсунки 8, кроме основного канала 9, снабжены дополнительным каналом 20, сообщенным трубопроводами 21 и 22 с пневмоаккумулятором 23 через маслодозирующий микронасос 24 и электромагнитный клапан 25. Внутренняя полость пневмоаккумулятора 23 разделена упругой перегородкой 26 на две: полость 27, заполненную маслом, и полость 28, заполненную сжатым воздухом.
Система смазки работает следующим образом.
При наличии масла в баке 12 оно подается нагнетающим масляным насосом 13 через фильтр 15, запорный клапан 17, общий трубопровод 11 и трубопроводы 10 к форсункам 8, из которых масло по основному каналу 9 направляется в подщипники 4 опор 1 ротора 2.
Из -подшипников 4 масло отводится обратно в бак 12 через систему откачки (не показана).
При аварийной потере масла из бака 12 включаются сигнализаторы «.iVlruno или «Мало давление масла (не показаны). В этот момент от руки или автоматичес; и включаются электромагнитные клапаны 59 и 25. При этом по трубопроводам 18, II и 10 от компрессора двигателя 3 в основной канал 9 форсунок 8 поступает воздух. Одновременно из полости 27 пневмоаккумулятора 23 сжатым воздухом полости 28 вытесняется масло, которое по трубопроводу 22 поступает к маслодозирующим микронасосам 24, откуда отдельными микродоза.ми
направляется в дополнительный канал 20 форсунок 8, из которого оно увлекается воздухом, поступающим по трубопроводам 10 в основной канал 9 форсунок 8, распыляется и в виде масловоздушной смеси направляется в подшипники 4 опор 1 ротора 2.
Пройдя подшипники 4, масловоздушная смесь выбрасывается в атмосферу через систему суфлирования (не показана) полостей корпусов 5 опор 1.
Для надежного смазывания и охлаждения расход MaCvia должен быть 100-150 г/ч на один подшипник. Таким образом, при небольшой емкости пневмоаккумулятора (1,5--2 л) обеспечивается надежная сравнительно длительная работа двигателя {2- 3 ч) после потери масла из бака системы смазки, что позволяет закончить запланированный полет, повысить надежность, безопасность и безотказность транспорта, особенно авиационного, а также предотвратить возникновение вторичных повреждений деталей двигателя.
Формула изобретения
Система смазки подшипников, преимущественно авиационных газотурбинных двигателей, содержащая форсунки, основной канал которых сообщен нагнетя кощей магистралью через запорный к.чаппи с вьходом масляного насоса, отличающаяся тем, что, с целью гювыщення иадежпос:и, к основному каналу подключен донолнйтельньй кзнал и к последнему через э,::-ехтрома нитпый кла пан -- пнезуоаккумулятор, а к H -HCTaKjLueK магистрали по ходу масла за за а/рным клапаном подключен, снабженный ле:ггрпмагнитным клапаном трубопровод для ио.аачи воздуха от компрессора двигателя. Источники информации, принятые во внимание npi; экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР М 375443, кл. F 16 N 7/38, ; 969.
t-O
CO
rvjCNl
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С УСТРОЙСТВОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2244141C2 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2547540C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2458237C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2458235C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2267626C2 |
Масляная система газотурбинного двигателя | 2021 |
|
RU2779209C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2383753C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2578784C1 |
Масляная система газотурбинного двигателя | 2022 |
|
RU2786876C1 |
Стенд для испытания агрегатов систем смазки на масловоздушной смеси | 2017 |
|
RU2653867C1 |
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1978-01-31—Подача