Система смазки подшипников Советский патент 1980 года по МПК F16N7/38 F02C7/06 

Описание патента на изобретение SU731170A1

1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системе смазки подшипников качения, например, ротора авиационных и других транспортных газотурбинных двигателей.

Известна система смазки, содержаш,ая основную магистраль с последовательно включенными масляным баком, насосом, обратным клапаном, трубопроводом и аварийную магистраль с емкостью, подключенной трубопроводом к основной магистрали между баком и аварийным насосом 1.

Такая система смазки не обеспечивает длительную подачу масла в случае потери его из масляного бака основной магистрали.

Известна также система смазки подшипников, преимущественно авиационных газотурбинных двигателей, содержашая форсунки, подающие масло в подшипники, основной канал которых сообщен нагнетающей магистралью через запорный клапан с выходом масляного насоса 2.

В случае аварийной потери масла в известной системе смазки (утечка масла через уплотнения и другие нарушения в работе системы смазки) подшипники опор ротора двигателя, как наиболее нагруженные и быстро.ходные, выходят из строя из-за масляного голодания и отсутствия отвода выделяюш.егося в них во время работы тепла.

Цель изобретения - повышение надежности работы системы смазки при прекращении подачи к подшипникам масла из основного масляного бака.

Это достигается тем, что к основному каналу форсунок системы смазки подключен дополнительный канал и к последнему через электро.магнитный клапан - пневмоаккуму10 лятор, а к нагнетающей магистрали по ходу масла за запорным клапаном подключен снабженный электромагнитным клапаном трубопровод для подачи воздуха от компрессора двигателя.

На фиг. 1 показана схема системы смазки

15 подшипников опор ротора авиационного газотурбинного двигателя; на фиг. 2 - конструктивная схема одной из подшипниковых опор ротора.

Каждая опора 1 ротора 2 двигателя 3 (на фиг. 2 условно показана одна из опор

20 ротора) содержит подшипник 4 качения, установленный в корпусе 5 и закрепленный в нем и на валу ротора 2 гайками 6 и 7. Для смазывания и охлаждения подшипники 4 снабжены форсунками 8, основной канал 9 которых сообщен трубопроводами 10 с общим трубопроводом 11 нагнетающей магистрали. Трубопровод 11 сообщает бак 12 через нагнетающий масляный насос 13 с редукционным клапаном 14 и фильтр 15 с перепускным 16 и запорным 17 клапанами. За запорным клапаном 17 к общему трубопроводу 11 подключен трубопровод 18 с электромагнитным клапаном 19. Трубопровод 18 сообщает общий трубопровод П с компрессором (не показан) двигателя 3.

Форсунки 8, кроме основного канала 9, снабжены дополнительным каналом 20, сообщенным трубопроводами 21 и 22 с пневмоаккумулятором 23 через маслодозирующий микронасос 24 и электромагнитный клапан 25. Внутренняя полость пневмоаккумулятора 23 разделена упругой перегородкой 26 на две: полость 27, заполненную маслом, и полость 28, заполненную сжатым воздухом.

Система смазки работает следующим образом.

При наличии масла в баке 12 оно подается нагнетающим масляным насосом 13 через фильтр 15, запорный клапан 17, общий трубопровод 11 и трубопроводы 10 к форсункам 8, из которых масло по основному каналу 9 направляется в подщипники 4 опор 1 ротора 2.

Из -подшипников 4 масло отводится обратно в бак 12 через систему откачки (не показана).

При аварийной потере масла из бака 12 включаются сигнализаторы «.iVlruno или «Мало давление масла (не показаны). В этот момент от руки или автоматичес; и включаются электромагнитные клапаны 59 и 25. При этом по трубопроводам 18, II и 10 от компрессора двигателя 3 в основной канал 9 форсунок 8 поступает воздух. Одновременно из полости 27 пневмоаккумулятора 23 сжатым воздухом полости 28 вытесняется масло, которое по трубопроводу 22 поступает к маслодозирующим микронасосам 24, откуда отдельными микродоза.ми

направляется в дополнительный канал 20 форсунок 8, из которого оно увлекается воздухом, поступающим по трубопроводам 10 в основной канал 9 форсунок 8, распыляется и в виде масловоздушной смеси направляется в подшипники 4 опор 1 ротора 2.

Пройдя подшипники 4, масловоздушная смесь выбрасывается в атмосферу через систему суфлирования (не показана) полостей корпусов 5 опор 1.

Для надежного смазывания и охлаждения расход MaCvia должен быть 100-150 г/ч на один подшипник. Таким образом, при небольшой емкости пневмоаккумулятора (1,5--2 л) обеспечивается надежная сравнительно длительная работа двигателя {2- 3 ч) после потери масла из бака системы смазки, что позволяет закончить запланированный полет, повысить надежность, безопасность и безотказность транспорта, особенно авиационного, а также предотвратить возникновение вторичных повреждений деталей двигателя.

Формула изобретения

Система смазки подшипников, преимущественно авиационных газотурбинных двигателей, содержащая форсунки, основной канал которых сообщен нагнетя кощей магистралью через запорный к.чаппи с вьходом масляного насоса, отличающаяся тем, что, с целью гювыщення иадежпос:и, к основному каналу подключен донолнйтельньй кзнал и к последнему через э,::-ехтрома нитпый кла пан -- пнезуоаккумулятор, а к H -HCTaKjLueK магистрали по ходу масла за за а/рным клапаном подключен, снабженный ле:ггрпмагнитным клапаном трубопровод для ио.аачи воздуха от компрессора двигателя. Источники информации, принятые во внимание npi; экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР М 375443, кл. F 16 N 7/38, ; 969.

t-O

CO

rvjCNl

Похожие патенты SU731170A1

название год авторы номер документа
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С УСТРОЙСТВОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ 2003
  • Маркин А.К.
  • Тишин А.П.
RU2244141C2
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2547540C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2458237C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2458235C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Трянов Анатолий Ефимович
  • Гришанов Олег Алексеевич
  • Жулев Николай Григорьевич
RU2267626C2
Масляная система газотурбинного двигателя 2021
  • Скиба Владимир Васильевич
RU2779209C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2383753C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2578784C1
Масляная система газотурбинного двигателя 2022
  • Голубов Александр Николаевич
  • Федоров Иван Васильевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2786876C1
Стенд для испытания агрегатов систем смазки на масловоздушной смеси 2017
  • Гуревич Оскар Соломонович
  • Гулиенко Анатолий Иванович
RU2653867C1

Иллюстрации к изобретению SU 731 170 A1

Реферат патента 1980 года Система смазки подшипников

Формула изобретения SU 731 170 A1

SU 731 170 A1

Авторы

Ерошкин Алексей Иванович

Франкштейн Лев Исаевич

Даты

1980-04-30Публикация

1978-01-31Подача