(54) ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система подачи сжиженного газа в двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1281716A1 |
ТЕРМОСТАТ ДЛЯ КАЛИБРОВКИ И ПРОВЕРКИ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ | 2012 |
|
RU2506624C2 |
Устройство для регулирования температуры пресс-форм | 1980 |
|
SU868719A1 |
ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ | 1972 |
|
SU327455A1 |
Двухпозиционный регулятор температуры | 1971 |
|
SU463953A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ | 1990 |
|
RU2018912C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДВУХПОЗИЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ | 2002 |
|
RU2233467C1 |
Устройство для регулирования температуры в термостате | 1983 |
|
SU1104480A1 |
Устройство регулирования температурыВ САлОНЕ АВТОМОбиля | 1979 |
|
SU796812A1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОУТЮГА | 1992 |
|
RU2078371C1 |
изобретение относится к системам регулирования неэлектрических величин, в частности регулирования температуры различных жидких и газовых сред, например электролита или охлаждающей жидкости для двигателей.
Известен двухпозиционный регулятор температуры, содержащий измерительный мост с термодатчиком, усилитель, исполнительный механизм 1.
Недостатком этого регулятора является незначительный диапазон регулирования температуры, нестабильность срабатывания..
Наиболее близким по технической сущности является двухпозиционный регулятор теглпературы, предназначенН)1й для поддержания температурного двигателя 2.
Этот регулятор содержит резистивный термочувствительный мост. В диагональ моста включен балансный усилитель, нагрузкой которого служит обмотка исполнительного реле. Контакты исполнительного реле включают и выключают исполнительный элемент - электромагнитную муфту вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя.
. Регулятор питается от одного низковольтного источника напряжения. Необходимая зона между моментами 5 включения и выключения реле устанавливается при помощи сопротивления обратной связи.
Реле делает схему регулятора пригодной для управления электромеханиз Q мами, имеющими различные токи включения.
Зона между моментами включения и выключения исполнительного реле в зависимости от температуры охлаждающей жидкости составляет 2-10% от
15 верхнего значения температурного поро га объекта управления.
Питание регулятора от низковольтного источника питания, а также незначительный диапазон регулирования
20 температуры не дают возможности применять данную схему для более высоковольтных источников и для более широкодиапазонных объектов регулирования.
25
Целью.изобретения является расширение диапазонарегулирования.
Это достигается тем, что одно из плеч .резистивного термочувствительного моста выполнено в виде последовательно соединенных потенциометров, подвижный контакт одяого из которых через замыкающие контакты исполнительного реле подключен к одному из выводов источника питания, а подвижный контакт другого - к одному из входов балансного усилителя.
Изобретение поясняется чертежом,
Двухпозиционнытй регулятор состоит из подключенного через гасящий резистор резистивного термочувствительного моста 1, содержащего резисторы 2 и 3 и термодатчик 4, и двух потенциометров 5 и б ,
Потенциометр 5 соединен через резистор 7 обратной связи и замыкающие контакты исполнительного реле 8 с выводом источника 9 питания.
Потенциометр 6 соединен с базой транзистора 10 балансного усилителя, содержащего транзисторы 10 и 11. Балансный усилитель нагружен на исполнительное реле 8, включенное в цепь транзистора 12.
Через замыкающие контакты реле включается исполнительный элемент - электромагнитная муфта вентилятора 13.
Стабилитрон 14 служит для защиты от выбросов напряжения источника питания.
Диод 15 шунтируетобмотку реле 8, предохраняя транзистор 12 от пробоя в момент его запирания. Диод 16 служит для подачи начального смещения на эмиттер транзистора 12 для его устойчивого запирания.
Схема регулятора температуры работает следующим образом.
В исходном состоянии, когда двигатель холодный, сопротивление термодатчика 4 велико, транзистор 11 закрыт положительным потенциалом базы по отношению к эмиттеру. Транзистор 12 также закрыт, транзистор 10 открыт.
По мере нагревания охлаждающей жидкости двигателя сопротивление термодатчика 4 уменьшается, при этом транзисторы 11 и 12 открываются, а транзистор 10 закрывается. Реле 8, обмотка которого включена в цепь коллектора транзистора 12, срабатывает и своими контактами замыкает цепь питания муфты вентилятора 13. Порог включения устанавливается потенциометро 1 6.
При работе вентилятора происходит понийсение температуры охлаждающей
жидкости, сопротивление термодатчика 4 увеличивается, схема возвращается в исходное с;рстояние. Момент выключения регулируется потенциометром 5, подсоединенным к резистору 7 обратной снязи. Подсоединение резистора 7 обратной связи при включенном реле к источнику пи-Гания, а в случае выключения к разомкнутым контактам позволяет достигать щирокого диапазона регулирования температуры.
б Гасящий резистор 1 позволяет питать схему регулятора повышенным напряжением и, кроме того, ограничивает до допустимых пределов обратное напряжение на переходах база-эмиттер
5 транзисторов 11 и 12 при обрыве или коротком замыкании термодатчика.
Предлагаемый регулятор можно использовать в различных областях тех0 НИКИ,а также на многих моделях автомобилей, имеющих различные оптимальные зоны регулирования температуры охлаждающей жидкости.
Формула изобретения
Двухпозиционный регулятор температуры, содержащий резистивный термочувствительный мост, входная ди.агональ которого подключена к источнику питания, а в выходной диагонали установлен балансный усилитель, выход которого связан с обмоткой исполнительного реле, через замыкающие
контакты которого к источнику питания подключен исполнительный элемент, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, одно из плеч резистивного
0 термочувствительного моста выполнено в виде последовательно спединэнных потенциометров, подвижный контакт одного из которых через замыкающие контакты Исполнительного реле подс ключен к одному из выводов источника питания, а подвижный контакт другого к одному из входов балансного усилителя.
Источники информации.
принятые во внимание при экспертизе
кл. G 05 D 23/24, опублик. 1975.
(прототип) . ;
/4
Авторы
Даты
1980-05-05—Публикация
1977-12-30—Подача