(54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО БОЛТА ФЛАНЦЕВОГО Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в боптовых фланцевых соединениях дпя стопорени бопта от осевых и окружных перемещений Известно стопорное устройство дпя ос вой и окружной фиксации деталей, вьгаопненное в виде подпружиненного шарика, установленного в отверстии одной из де талей, например в теле болта, и взаимодействующего своей выступающей частью со стенкой гнезда, выполненного в другой закрепляемой детали 1. Однако это устройство обладает ограни ченной нагрузочной способностью. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является стопорное устройство болта фландевого соединения, содержащее деталь с канавкой, гопов ку бопта с лыской на боковой стороне, подкладную шайбу с отогнутым на лыску головки сегментом и фиксатор, выполненный в виде буртика с пересекающимися лысками, одна из которых предназначена СОШ1ШЕНИЯ ДЛЯ заведения в кольцевую канавку, а Дру гая - для фиксации стопорной шайбы 2. Недостатки этого устройства обусловлены:1) возможностью ослабления болтового соединения, особенно при многократной перезатяжке гайки и возможной при этом деформации шайбыj 2} малой площадью контакта головкл болта с поверхностью канавки, так как контакт деталей практически осуществляется в точке, в результате чего высоки контактные напряжения, возможно смятие головки болта и поверхности канавки: эти повреждения создают дополнительные концентраторы напряжения, снижающие надежность работы устройства З) недостаточной фиксирующей способностью стопорной шайбы в окружном направлении иэ-аа возможной отгибки края шайбы, например, при отворачивании само контрящихся гаек или обычных гаек при заедании в резьбе. Более часто это происходит на болтах большого диаметра с
большим крутящим моментом в резьба, так как применять стоаорные шайбы бопьших толщин в таких случаях технопогически затруднительно.,
Цель изобретения - повьпиение надежности сохранения монтажной затяжки богь тового соединения в работе, улучшение фиксации болта относительно сопрягаемой детали при сборке.
Это достигается тем, что в описываемой конструкиии головка болта выполнена с глухим полуцилиндрическим пазом, nepe-v крытым со стороны лыски сегментсм шайбы, канавка выполнена с галтелями, а фи сатор в виде цилиндрического штифта, установленного в упомянутый паз головки болта с упором в периферийную галтель канавки соединяемой детали.
Кромка отогнутого сегмента стопорной шайбы взаимодействует с наружной повер ностью соединяемой детали, а остальная часть шайбы скруглена радиусом, меньшим, чем расстояние от оси болта до кромки галтепи канавки. На фиг, 1 представлено описываемое стопорное устройство болта фланцевого соединения, продольный разрез; на фиг, 2 вид по стрелке А на фиг, 1; на фиг. 3 .разрез Б-Б на фиг. 1. Стопорное устройство болта фланцевого соединения содержит детали 1 и 2, соеди ненные болтом 3, стягивающим пакетэтих деталей, с гайкой 4 и подкладкой пластинчатой стопорной шайбой 5, стягивающими пакет указанных деталей. Головк В болта зафиксирована относительно детали 1 от окружных и осевых перемещений фиксатором 6, представляющим собой цилиндрический штифт, расположенный в канавке Г сопр1гженной детали 1 и соединяет головку В болта 3 и эту деталь. Штифт 6 сопрягается с галтелью Д канавки Г по цилиндрической поверхности, обращенной к контактирующей со стопорной шайбой плоскости Е фланца детали 1. Одновременно штифт 6 сопрягается с цилиндрической поверхностью глухого паза Ж, выполненного в головке В болта 3 и удерживается от выпадания из паза Ж, открытого со стороны лыски И, отогнутым на эту лыску сегментом К стопорной шайбы 5. Отгибной сегмент К стопорной шайбы 5 выполнен так, что он не может ;надвинуться на радиус галтепи Л (см. фиг. 1) канавки Г сопрягаемой детали 1, так как она при отгибке на лыску И го-, ловки болта 3 опирается поверхностью М на цилиндрическую поверхность Н буртика П детали 1, тем самым исключая возможность поворота стопорной шайбы но на- правлению стрелки Р (см. фиг. 3), При повороте стопорной шайбы против направления
стрелки Р, который возможен только в преде- пах окружного люфта в устройстве, шайба не будет заходить на галтель Л иэ-за округления контура остальной части сто порной шайбы радиусом Fy, величина которого выбирается меньшей, чем расстояние 8 от оси болта до края С галтепи Л канавки сопрягаемой детали 1.
Для сборки устройства болт 3 вместе с надетой на него шайбой 5, когда ее
сегмент К еще не отогнут, вставляется в отверстие детали 1 в таком угловом положении, чтобы глухой паз Ж был расположен против канавки Г сопрягаемой детали, затем вставляется штифт 6, и сегмент К шайбы 5 отгибается на лыскуИ головки в болта 3. Устройство работает следующим образом. При действии на болт осевых усилий, направленных в сторону головки болта, например, при сборке фландевого соединения, они воспринимаются галтелью Д канавки и передаются далее на буртик П (см. фиг. 1), фиксируя болт от выпадания. При действии на болт осевого усилия в противоположном направлении (при заворачивании гайки) штифт 6 не воспринимает этих условий, так как ширина канавки С выбирается большей, чем диаметр d штифта 6. При этом радиус галтели Л канавки Г сопрягаемой детали 1 должен быть не больше, чем радиус штифта 6. При действии на болт крутяадего момента он воспринимается штифтом б, размешенным Б глухом пазу Ж головки болта, к передается одновременно на поверхность галтели Д и дно канавки Т сопрягаемой детали, таким образом фиксируя болт от проворота. Предлагаемое устройство позволяет передавать большие окружные и осевые усилия. Оно более целесообразно для болтов большого дйгаметра, когда в резьбе действуют большие- моменты при отворачивании гайки, поскольку применять в этом случае толстые отгибные стопорные шайбы технологически нецелесообразно. Формула изобретения 1. Стопорное устройство болта фланцевого соединения, содержащее деталь с
канавкой, головку бопта с пыской на боковой стороне, подкладную шайбу с отог нутым на лыску г 5 ловки сегментом и фик сатор, отпич аюшееся TBSM, что, с целью повьпиения надежности фиксашга, гоповка болта выполнена с глухим полунилиндричаским пазом. Шайба с отгибным свгмеатх/м, перекрьшшим со сто РОНЫ пыски упомянутый паз, а фиксатор в виде цилиндрического штифта, установленного в указанный паз головки болта с упором в периферийную галтель канавки соединяемой детали.
2, Устройство по п. 1, о т л и чаюШееся тем, что кромка отогну того сег лента стопорной шайбы взанма действует с наружной поверхностью соединяемой детали, а остальная часть шайбы скруглена радиусом, меньшим, 4&.i расстояние от оси болта до кромки ra/rre ли канавки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Орлов П. И. Основы конструирования. Книга 3. М., 1977, с. 272-273.
2.Авторское свидетельство СССР № 183538, кл. R 16 В 39/02, 1966 (прототип).
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-01-03—Подача