(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ РЕАКЦИИ ГРУППЫ ЛИЦ
I
Изобретение относится к устройствам для изучения групповой взаимосвязанной деятельности и может быть использовано прн экспериментальных исследованиях характеристик человека-оператора, а также при обучении оператора.
Из основного авт. св. № 445055 известно устройство для определения взаимосвязанной реакции группы лиц, содержащее датчик реакции испытуемого, подключенный к индикаторному табло, пульт экзаменатора, генератор псевдослучайных последовательностей, а также информационные каналы по числу испытуемых; каждый из каналов состоит из последовательно соединенных блока коммутации, реверсивного счетчика и преобразователя код - напряжение, выходы которых подключены к индикаторному табло, а входы блоков коммутации - к соответствующим выходам пульта экзаменатора и к выходу генератора псевдослучайных последовательностей.
Недостатком этого устройства является низкая эффективность определения взаимосвязанной реакции группы лиц и отсутствие оптимальных психологических условий деятельности для каждого испытуемого.
Цель изобретения - повышение эффективности определения взаимосвязанной реакции группы лиц за счет создания оптимальных психологических условий деятельности для каждого испытуемого.
Поставленная цель достигается тем, что устройство имеет формирователи опорного сигнала по числу испытуемых и ограничители уровня, включенные в информационные каналы между преобразователями код-напряжение и индикаторными табло и соединенные с выходами пульта экзаменатора и формирователей опорного сигнала, один из входов каждого из которых подключен к пульту экзаменатора, а другой - к соответствующему датчику реакции испытуемого.
На чертеже представлена структурная схема устройства.
Устройство для определения взаимосвязанной реакции групп лиц содержит генератор псевдослучайных последовательностей 20 1 и пульт 2 экзаменатора, выходы которых подключены к входам блоков коммутации 3, соединенных с реверсивными счетчиками 4. В состав устройства входят также датчики 5 реакций испытуемых, число которых равно
числу обучаемых опе1эатороз (М). Выходы реверсивных счетчиков 4 соединены с входами преобразователей код-нагфяжение 6. Линейные индикаторы 7 образуют индикаторные табло 8. При этом число линейных индикаторов в каждом индикаторном табло 8 равно (п+), где п - число имитируемых «соперников. Линейный индикатор обучаемого оператора соединен с датчиком 5 реакции испытуемого. Формирователи опорного сигнала 9 соединены с выходами пульта 2 экзаменатора и соответствуЬщими датчиками 5. Ограничители 10 соединены с выходами пульта 2 экзаменатора, преобразователей код-напряжение 6 и формирователей опорного сигнала 9. Выходы ограничителей 10 соединены с входами линейных индикаторов 7. Последовательно соединенные блок коммутации 3, реверсивный счетчик 4, преобразователь код-напряжение 6, ограничнjsjb 10 и линейный индикатор 7 образуют информационный канал. Число таких каналов для каждого оператора равно п - числу имитируемых «соперников.
Создание оптимальных психологических условий деятельности при этом основывается на распределении испытуемых по их реакции на успехи «соперников, на три группы; первая группа - успех «соперников стим)лирует к достижению высоких результатов, вторая - успех или неудача «соперников не оказывают существенного влияния па их деятельность, третья -- успех «соперников вызывает негативную реакцию и сгижает результаты.
Формирователи опорного сигнала, выполненные в виде повторителей с изменяемым коэффициентом усиления- обеспечивают формирование сигнала, относительчо которого в дальнейшем имитируют я успех; «соперников. Формирование опорного сиг,нала происходит под воздействием .з.лов от датчика реакции испытуемого (реальные успехи обучаемого оператора) ii :з пульта экзаменатора (задание коэффициента усиления Б зависимости от того, к какой из ранее выделенных групп принадлежит оператор по типу реакции яа успехи «соперников). Ограничители, выпп.лненные по схеме двухуровневого ограничения, обеспечивают формирование необходимой, индивидуализированной для каждого оператора, картины имитации успехов «соперников, за счет коррекции псевдослучайной последовательности сигналов, поступающих от преобразователей код-напряжение. Коррекция осуществляется за счет сигналов, поступающих от формирователей опорного сигнала (сигнал уровня ограничения) и с нульта экзаменатора (сигнал о характере ограничения: ограничение по верхнему или по нижнему уровню). Так, если оператор относится по типу реакции на успехи «соперников к первой группе, опорный сигнал формируется на уровне 0,75 (коэффициент усиле 1йя равен О.Г75), и данный сигнал является сигналом допустимого нижнего уровня успехов «соперников при имитации их деятельности. В этом случае, если в псевдослучайной последовательности будут сигналы ниже заданного уровня, то после прохождения через ограничители они будут «усилены до за-данного уровня, так как сигнал допустимого нижнего уровня подается через ограничители непосредственно на линейные индикаторы. В том случае, когда оператор относится ко второй группе, сигналы псевдослучайной последовательности будут проходить через ограничители без коррекции. Для операторов третьей группы опорным сигнало.-/,является сигнал реальных успехов даяногс оператора (коэффициент усиления равен : ) н ограничение в этом случае происходит по верхнему уровню. Если же в псевдослучайной последовательности будут сигналы с уровнем выше опорного сигнала, то Ог;л будут ограничены до уровня опорного сигнала.
Устройство работает следующим образом.
Генератор псевдослучайных последовательностей 1, состоящий из задающего генератора, многокаскадного регистра сдвига и сумматора по модулю два, подает импульсы псевдослучайной последовательности на первые входы блоков коммутации 3, на вторые и третьи входы которых поступают импу.дьсы с частотой fi и fj. L из пульта 2 экзаменатора, содержа.ьчего генератор импульсов с выходами. С двух выходов блоков коммутации 3 сигналы поступают соответственпо па су.ммирующие и вычитающие входы реверсивных счетчиков 4. В результате этого в реверсивных счетчиках записываются числа, равные (fi ), промодулирозан, импульсами псевдослучайной последовательности. Коды этих чисел поступают на входы прео-бразователей код - наприжение б, с аиходогг «угорых напряжение подается на атор:;;е ало.зы ограничителей 10. Соотноше(ие задазаг,:1)ых экзаменатором част-ат , к . н Определяет динамический тип каждого i-ro иммитируемого с:шериикя
Если обучаемый оператор по типу реакции на успехи «соперников отг;исится к первой группе (что может быть определено экзаменатором с помощью предлагаемого устройства или из общей характеристики динамического типа оператора), то с пульта 2 экзаменатора в формирователь опорного сигнала 9 поступает сигнал, обеспечиваюпл.ий коэффициент усиления К - 0,75. На второй вход формирователя опорного сигнала 9 поступает сигнал с датчика 5 реакции испытуемого; в результате этого на выходе формирователя опорного сигнала появляется сигнал, уровень которого равен 0,75 уровня сигнала от датчика реакции испытуемого. Данный сигнал поступает на первые входы ограничителей 10, на третьи входы которых подается сигнал с пульта 2 экзаменатора, обеспечивающий работу ограя.-ь чителей 10 в режиме ограничения нижнего уровня сигналов, т. е. обеспечивающий подачу сигнала с формирователя 9 непосредственно на линейный индикатор 7 в том случае, если сигнал с соответствующего преобразователя код-напряжение 6 ниже допустимого уровня сигнала. В результате такой коррекции псевдослучайной последовательности сигналов, имитирующих успехи «соперников, на индикаторном табло 8 для обучаемого оператора создается такая картина деятельности «соперников, что у него создается представление будто большинство выполняет задачу успешнее его и лишь незначительная часть уступает ему, выполняя задачу на уровне 0,75 его деятельности. Все это и создает оптимальные психологические условия для деятельности оператора, отнесенн&го к первой группе. Причем эти условия автоматически адаптируются к реальным успехам оператора в течение всего периода обучения.
Если обучаемый оператор относится ко второй из ранее названных групп, то из пульта 2 экзаменатора поступает сигнал, исключающий подачу напряжения с формирователя опорного сигнала 9 на ограничители 10 и разрешающий прямую передачу сигнала (без коррекции) с преобразователей код-напряжение 6 через ограничители 10 на входы линейных индикаторов 7. В результате этого на индикаторном табло 8 и.митируется такая деятельность «соперников, при которой обучаемый оператор может занимать самые различные ранговые места в группе (в зависимости от соотношения сигналов о его реальных успехах к псевдослучайной последовательности), что также соответствует оптимальным психологическим условиям его деятельности.
Если обучаемый- оператор относится к третьей из ранее названных групп, то из пульта 2 экзаменатора в формирователь опорного сигнала 9 поступает сигнал, обеспечивающий коэффициент усиления К 1. На второй вход формирователя опорного сигнала поступает сигнал с датчика 5 реакций испытуемого. В результате этого на выходе формирователя опорного сигнала появляется сигнал, уровень которого равен уровню сигнала от датчика реакций испытуемого. Этот сигнал поступает на первые входы ограничителей 10, на третьи входы которых подается сигнал с пульта 2 экзаменатора, обеспечивающий работу ограничителя 10в режиме ограничения верхнего уровня, т. е. обеспечивающий появление на выходе ограничителе сигналов, уровень которых не превышает чровня сигнала от датчика 5. В результате такой коррекции псевдослучайной последовательности сигналов на индикаторном табло 8 имитируется такая карти, на деятельности «соперников, что у обучаемого оператора создается представление будто результаты его деятельности являются самыми высокими или же одинаковыми с лучшими результатами «соперников. Такая имитация обстановки создает оптимальe ные психологические условия для деятельности оператора, отнесенного к третьей группе. Эта имитация автоматически адаптируется к реальным успехам оператора в течение всего периода обучения.
Таким образом использование предлага е.мого устройства для обучения операторов позволит повысить эффективность обучения, по сравнению с прототипом, так как имитация групповой деятельности для каждого оператора, с учето.м его реакции на
g успехи «соперников, позволяет создавать оптимальный комплекс положительных иотивационных факторов, максимально мобилизующих скрытые резервы для повышения эффективности обучения. Область применения предлагаемого устройства не ограничивается только обучением операторов, так при использовании в качестве датчика реакции испытуемого любого устройства контроля знаний, предлагаемое устройство может быть использовано для индивидуального и
g группового обучения в различных областях народного образования. В свою очередь, повышение эффективности обучения позволяет повысить качество подготовки не только операторов, но и специалистов различных отраслей народного хозяйства.
Формула изобретения
Устройство для определения взаимосвязанной реакции группы лиц по авт. св.
№ 445055, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности определения взаимосвязанной реакции группы лиц, за счет создания оптимальных психологических условий деятельности для каждого испытуемого, оно имеет формирователи опорного сигнала по числу испытуемых и ограничители уровня, включенные в информационные каналы между преобразователями код-напряжение и индикаторным табло и соединенные с выходами пульта экзаменатора и
формирователей опорного сигнала, один из входов каждого из которых подключен к пульту экзаменатора, а другой - к соответствующе.му датчику реакции испытуемого.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения взаимосвязанной реакции группы лиц | 1973 |
|
SU445055A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1012319A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности обучаемых | 1985 |
|
SU1267463A1 |
Тренажер руководителя группы операторов | 1990 |
|
SU1714653A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1259323A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1981 |
|
SU987655A1 |
Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления | 1985 |
|
SU1257692A1 |
Устройство для обучения операторов | 1985 |
|
SU1320831A1 |
Тренажер для операторов-исполнителей автоматизированных и механизированных сортировочных горок | 1978 |
|
SU737980A2 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1244700A1 |
Авторы
Даты
1980-06-25—Публикация
1977-12-01—Подача