(5А) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для психологическихиССлЕдОВАНий | 1978 |
|
SU839488A1 |
Устройство для исследования памяти человека-оператора | 1989 |
|
SU1761120A1 |
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735885A1 |
Устройство для оценки свойств сенсорного внимания и памяти человека | 1986 |
|
SU1387987A1 |
Устройство для психофизиологических исследований | 1980 |
|
SU961678A1 |
Устройство для психологических исследований | 1989 |
|
SU1688845A1 |
Устройство для контроля деятельности операторов систем управления | 1978 |
|
SU783832A1 |
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1978 |
|
SU771702A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020606C1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1983 |
|
SU1092554A1 |
1
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в диагностических целях.
Известно устройство для психологических исследований, содержащее блок управления и синхронизации, пульт экспериментатора, пульт испытуемого, шифратор, блок выделения ошибки, блок оперативной памяти, блоки предупредителЬ;Ной и смысловой информации, причем вход блока управления и синхронизации соединен с пультом экспериментатора и пультом испытуемого, которые в свою очередь соединены между собой, кроме того, выход пульта испытуемого соединен с одним из входов блока выделения ошибки ГП.
Однако известное устройство не позволяет определять динамические характериотики деятельности оператора в процессе формирования скоростного двигательного навыка без сознательного ь нтроля.
Цель изобретения - определение динамических характеристик деятельности оператора в процессе формирования скоростного двигательного навыка без сознательного контроля.
Для достижения поставленной цели в устройство для психологических исследований, содержащее блок управления и синхронизации, пульт экспериментатора, пульт испытуемого, шифратор, блок выделения ошибки, блок оперативной памяти, блоки предупредительной смысловой информации, причем блок управления и синхронизации соединен с первым выходом пульта эксперимента-тора и одним из входов пульта испытуемого, второй вход которого соединен со вторым выходом пульта экспериментатора, а первый выход пульта испытуемого соединен с одним из входов 6jipка выделения ошибки,введены блок выбора режима, блок анализа конца тестовой последовательности, блок формирования времени раздражения, бло1 3 92 контроля формирования навыков, причем выходы пульта экспериментатора соединены с входами блоков выбора режима и оперативной памяти, выходы последнего соединены с входами блока выбора режима, шифратора, блока выделения ошибки и блока анализа конца тестовой последовательности, выходы последнего соединены с блоком контроля формирования навыков непосредственно и через блок выбора режима с блоком управления и синхронизации, блоков предупредительной информации и блоком формирования времени раздражения, блок,выбора режима соединен с блоком контроля формирования навыков, выход последнего соединен через блок предупредительной информации с одним из своих входов и входом блока формирования времени раздражения,выход последнего соединен со входом блока управления и синхронизации, а через шифратор с блоком смысловой информации, кроме того, вход пульта испытуемого соединен с выходом блока управления и синхронизации, а выход блока выделения ошибки соединен с блоком, контроля формиро вания навыков. Кроме того, в него введен блок выбора типа раздражителей, причем пульт экспериментатора через блок выбора типа раздражителей соединен со входом блока смысловой информации. На чертеже представлена схема устройства для психологических исследований. Устройство для психологических исследований содержит пульт 1 экспериментатора, включающий функциональную клавиатуру и клавиатуру занесения информации, пульт 2 испытуемого, содержащий контактные датчики, блок 3 управления и .синхронизации, блок k выделения ошибки, блок 5 оперативной памяти, выполненный в виде циклического сдвигового регистра, блок 6 конт роля формирования навыков, включающий в себя, например, таймер, счетчик оши бок, счетчик тестов, формирователь частной ошибки, формирователь ошибки за цикл, блок 7 выбора режима, блок 8 анализа конца тестовой последовательности, блок 9 предупредительной информации, блок 10 формирования времени раздражения, блок 11 смысловой информации, шифратор 12, блок 13 выбора типа раздражителей. Блок 11 смысловой информации содержит, например, световое табло прямоугольной формы, по углам которого расположены индикаторные лампы. Индикаторная лампа предназначена для ответного действия соответствующей конечности (для каждой ноги и для каждой руки). Цифровая индикация тестовой последовательности высвечивает- . ся на цифровом индикаторе, расположенном в центре табло. Устройство работет следующим образом. По сигналу с пульта 1 экспериментатора устанавливают в исходное состояни е все блоки устройства и запускают блок 3 управления и синхронГизации, который в процессе исследований формирует непрерывные последовательности импульсов для таймера блока 6 контроля формирования навыков, блока 9 предупредительной информации блока 10 формирования времени раздражения . После этого экспериментатор при помощи функциональной клавиатуры пульта 1 экспериментатора формирует разрешение на занесение информации в блок 5 оперативной памяти. При этом одновременно блокируется пульт 2 испытуемого, блок 4 выделения ошибки, а также формирователи частной ошибки, ошибки за цикл и счетчик ошибок блока 6 контроля формирования навыков. Экспериментатор посредством клавиатуры занесения информации, пульта 1 экспериментатора вводит непрерывную тестовую последовательность в блок 5 оперативной памяти. При введении каждого теста блок 3 управления и синхронизации добавляет (+1) в счетчик количества тестов блока 6 контроля формирования навыков. По окончании записи тестовой последовательности определенной длины экспериментатор с пульта 1 экспериментатора вводит в блок 5 оперативной памяти код символа, определяющего конец тестовой последовательности. После чего сигналом установки в исходное состояние экспериментатор с функциональной клавиатуры пульта I экспериментатора запускают блок 3 управления и синхронизации. 8 процессе занесения тестовой последовательности в блок 5 оперативной памяти лок 3 управления и синхронизации 5 (формирует серию управляющих (двигающих) импульсов для блока 5 оперативной памяти. По окончании процесса запоминания вводимой экспериментатором тестовой последовательности блок 7 выбора режима анализирует состояние блока 5 оперативной памяти и останавливает блок 3 управления и синхронизации. Далее экспериментатор с помощью пульта 1 экспериментатора задает в блоке 13 выбора типа раздражителей тип раздражителя. В результате на табло блока 11 смысловой информации тест предъявляется в форме светового или цифрового раздражителя. После выбора типа раздражителя эк периментатор посредством функциональ ной клавиатуры пульта 1 эксперимента тора задает в блок 7 выбора режима режим Предъявление информации. Блок 7 выбора режима запускает блок 9 предупредительной информации и под готавливает функционирование блока 1 формирования времени раздражения. После чего блок 9 предупредительной информации вырабатывает сигналы опре деленной длительности (t и мание и Старт. По окончании индикации предупредительной информации блок 9 предупредительной информации запускает блок 10 формирования времени раздражения. Последний формирует временные соотношения для шифратора 12 и блока 3 управления и синхронизации. Под действием сдвигающих импульсов блока 3 управления и синхронизации очередной записанный тест из блока 5 -on ративной памяти через шифратор 12, на который одновременно приходят управляющие сигналы из блока 10 формирования времени раздражения, поступает в блок 11 смысловой информации на световой или цифровой раздражитель в зависимости от выбранного типа раздражителя. При обнаружении кон ца тестовой последовательности блок 8 анализа конца тестовой последовательности через блок 7 выбора режима запускает блок 3 управления и синхро низации для установки блока 5 оперативной памяти в исходное состояние. Различают два режима работы устройства - одиночный и автоматический режимы исследования. При первом, оди HO4HQM Режиме ответа испытуемого, ПОСД5 предъявления тестовой последо0вательности испытуемому, последний получает возможность повторить ее с помощью контактных датчиков конечностей пульта 2 испытуемого. Для этого экспериментатор с функциональной клавиатурц; пульта Т экспериментатора устанавливает одиночный режим в блоке 7 рыбора режима. После этого блок 7 выбора режима запускает блок 9 предупредительной информации и блокирует блок 10 формирования времени раздражения. Блок 9 предупредительной информации вырабатывает сигнал Внимание. По окончании сигнала Внимание, вместе с формированием, сигнала Старт, запускается тай14ер блока 6 контроля формирования навыков. П,ри поступлении первого ответа о счетчик количества тестов блока 6 контроля формирования навыков формирует сигнал гашения предупредительной информации. Ответная информация от контактных датчиков пульта 2 испытуемого поступает в блок А выделения ошибки. При занесении ответа испытуемым пульт 2 испытуемого запускает блок 3 управления и синхронизации, производящий выбор тестовой информации из блока 5 оперативной памяти в блок выделения ошибки. Блок 3 управления и синхронизации, кроме того, вырабатывает сигнал на запись (+1) в счетчик количества тесJOB блока 6 контроля формирования навыков, сигнал на запуск блока k выделения ошибки и сигнал сброса для пульта 2 испытуемого - после сравнения теста и ответа, чтобы подготовить его для занесения нового ответа. С каждым ответом испытуемого описания последовательность функционирования устройства повторяется. § случае ошибочного ответа блок выделения ошибки формирует сигнал ошибки для блока 6 контроля формирования навыков в схемы формирователей частной ошибки и ошибки за цикл и, кроме того, в счетчик ошибок добавляется единица. Сигнал наличия частной ошибки высвечивается на время выполнения одного сравнения поступившего ответа с записанным тестом и сбрасывается блоком 3 управления и синхр9 низации при поступлении каждого ноёого ответа. Сигнал о наличиии хотя бы одного ошибочного ответа за цикл формирует /ся в конце ответа испытуемым на тес вую последовательность при обнаруже нии конца тестовой последовательнос ти блоков 8 анализа конца тестовой последов ательности. Кроме того, при обнаружении конца тестовой последовательности блок 8 анализа конца тестовой последовательности формирует управляющий сиг нал для блока 7 выбора режима. По этому сигналу блок 7 выбора режима останавливает таймер блока 6 контро ля формирования навыков и при помощ блока 3 управления и синхронизации устанавливает блок 5 оперативной па мяти в исходное состояние. После выработки у испытуемого безошибочного навыка,на прел явленную тестовую последовательность мет дика проверки предусматривает переход на автоматический режим исследо ваний. При втором, автоматическом режим ответа испытуемого, экспериментатор с функциональной клавиатуры пульта экспериментатора устанавливает в бло ке 7 выбора режима автоматический р жим. После этого блок 7 выбора режима запускает блок 9 предупредительной информации. Испытуемый Начинает повторять предъявленную в одилночном режиме тестовую последовательность посредством контактных датчиков пуль та 2 испытуемого. Далее устройство функционирует аналогично тому, как для случая одиночного режиме ответа испытуемого. При обнаружении конца тестовой последовательности блок 8 анализа конца тестовой последовательности выдает сигнал в блок 7 выбора режима, который при помощи блока 3 управления и синхронизации устанавливает блок 5 оперативной памяти в исходное состояние. Далее блок 7 выбора режима вновь запускает блок 9 предупредительной информации, разрешающий испытуемому повторить предъявленную тестовую последовательность. Таким образом, процесс формирования испытуемым предъявленной тестово последовательности повторяется до тех пор, пока им не допускается ошиб ка. При этом таймер блока 6 контроля формирования навыков фиксирует суммарное время ответом испытуемого. В лучае наличия ошибки при работе в 0 автоматическом режиме, по завершении очередной серии ответов на тестовую последовательность, блок В анализа конца тестовой последовательности запускает формирователь ошибки за цикл блока 6 контроля формирования навыков, который выдает управляющий сигнал в блок 7 выбора режима. Последний останавливает таймер и при помощи блока 3 управления и синхронизации переводит блок 5 оперативной памяти в исходное состояние и останавливает работу всего устройства. Предлагаемое устройство позволяет определять динамические характеристики деятельности оператора в процессе формирования скоростного двигательного навыка без сознательного контроля, такие как быстроту автоматизации двигательных реакций (количество попыток, затраченных на автоматизацию реакций), т.е скорость концентрированности нервных процессов, минимальное время двигательных реакций, т.е. степень концентрированности нервных процессов, коэффициент ошибочности, равный отношению количества ошибочных попыток воспроизведения навыка ко всем затраченным на приобретение навыка. Кроме того, оно позволяет проводить контроль сознательного восприятия и анализа информации по параметрам быстроты интегрирования информации двух и более навыков в один комплексный показатель-количество попыток, затраченных на соединение в определенной последовательности информации двух и более навыков, что отражает подвижность нервных процессов во второй сигнальной системе, быстроты вычленения информации одного из навыков, входящих в общий комплексный навык (измеряется количество попыток, затраченных на вычленение), что также отражает подвижность нервлных процессов во второй сигнальной системе и быстроты освоения информации навыка на цифровые сигналы после выработки этого навыка на световые раздражители (количество попыток, затраченных на воспроизведение навыка на цифровые сигналы) - показатель , тражающий скорость избирательного аспространения нервных процессов з первой сигнальной системы во втоую. Формула изобретения 1. Устройство для психологических, сследований, содержащее блок управления и синхронизации, пульт экспериментатора, пульт испытуемого, шифратор, блок выделения ошибки, блок оперативной памяти, блоки предупредительной и смысловой информации, причем вход блока управления и синхронизации соединен с пультом экспериментатора и пультом испытуемого, которые в свою очередь соединены между собой,, кроме того, выход пульта испытуемого соединен с одним из входов блока выделения ошибки, отличающееся тем, что, с целью определения динамических характеристик деятельности оператора в процессе формирования скоростного двигательного навыка без сознательного контроля, в негр введены блок выбора режима, блок анализа конца тестовой последовательности, блок формирования времени раздражения, блок контроля формирования навыков, причем выходы пульта экспериментатора соединены с в юдами блоков выбора режима и оперативной памяти, выходы последнего соединены с входами блока выбора режима, шифратора, блока выделения ошибки и блока анализа конца тестово последовательности, выходы последнего соединены с блоком контроля фор мирования навыков непосредственно и
через блок выбора режима с блоком управления и синхронизации, блоком предупредительной информации и блоком формирования времени раздражения,бло выбора режима соединен с блоком контроля формирования навыков, выход последнего соединен через блок предупредительной информации с одним из своих входов и входом блока формирования времени раздражения, выход последнего соединен со входом блока управления и синхронизации, а через шифратор с блоком смысловой информации, кроме того, вход пульта испытуемого соединен с выходом блока управления и синхронизации, а выход блок выделения ошибки соединен с блоком контроля формирования навыков.
Источники информации, рринятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1979-04-24—Подача