Вентильный электродвигатель Советский патент 1980 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU743130A1

(54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

1

Изобретение относится к электри.ческим машинам, в частности к электродвигателям постоянного тока с бес.контактной коммутацией - вентильным электродвигателем.

Известны вентильные электродвигатели с нндуктивными, трансформаторными, дроссельно-трансформаторными датчиками положения ротора, состоящими из чувствительных элементов, расположенных в корпусе двигателя и подключенных через согласующие трансформаторы, расположенные в коммутаторе, к формируквдему устройству, и источника возбуждения 1.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному является вентильный электродвигатель,содержащий комплект дроссельных чувствительных Элементов, подклйченных через согласующие трансформаторы и выпрямительные диоды,.расположенные в коммутаторе, к формирующему устройству, выполненному в виде реверсивного кольцевого преобразователя. Обмотки согласующих трансформаторов, например вторичные, соединены попарнодифференциально по кольцевой схеме. Источник возбуждения в виде однополярных импульсов выполнен с возмож- ностью смены полярности последних. Реверсирование двигателя осуществляется переключающим устройством, обеспечивающим смену полярности однополярных импульсов источника возбуждения (2 .

Недостатком описанных электродвигателей является наличие в коммутато10ре согласующих трансформаторов, снижающих его надежность и не поддающихся миниатюризации.

Целью изобретения является упрощение схемы коммутатора, обеспечение 5 возможности мАиатюриэации и обеспечение реверсирования двигателя.

Это достигается тем, что предложенный двигатель, имеющий индуктивный датчик положения ротора в виде расположенного в корпусе двигателя комплекта дроссельных чувствительных элементов, подключенных через выпрямительные диоды к формирующему устройству, выполненному, например, в виде усилителей с триггерными свойствами, и источник возбуждения, датчик снабжен вторым комплектом дроссельных чувствительных элементов,

30 каждый из которых сдвинут относительHd соответствующего элемента первого комплекта на 180 эл.град. и соединен с ним последовательно с образованием пар дроссельных чувствительных элементов, средние выводы которых подключены к входам формирувощего устройства, а крайние выводы - к источнику возбуждения, один из которых соединен и с общей точкой формирующего устройства.

Для обеспечения реверсирования двигателя между источником возбуждения и формирующим устройством введено переключающее устройство, неподвижные контакты которого подключены к источнику возбуждения, а подвижный - к общей точке формирующего устройства.

На чертеже представлена принципиальная схема предложенного электродвигателя с трехфазным инвертором.

Статор датчика положения 1 состоит из двух комплектов дроссельных чувствительных элементов 2-4 и 5-7 с обмйтками 8-10 и 11-13 соответственно. Дроссельные чувствительные элементы выполнены на ферритовых сердечниках с прямоугольной петлей гистерезиса и высокой магнитной проницаемостью. Дроссельные чувствительные элементы 2, 3, 4 и 5, б, 7 одного и того же комплекта сдвинуты между, собой в пространстве на 120 эл.град., что соответствует пространственному сдвигу фаз обмотки двигателя, а дроссельные чувствительные элементы 2 и 5, 3 к 6, 4 и 7 разных комплектов, обслуживающие один канет управления, сдвинуты между собой на 180 эл.град. Обмотки 8и11, 9 и 12, 10 и 13 пары дроссельных чувствительных элементов обслуживающих один.канал управления, сдвинуты между собой на 180 эл.град. соединены последовательно и своими общими точками через выпрямляющие диоды 14-16, расположенные в коммутаторе 17, подключены к входам 18-20 формирующего устройства 21, например усилителя с триггерными свойствами. Крайние точки обмоток дроссельных чувствительных элементов каждого комплекта объединены и подключены к выводам 22, 23 источника возбуждения 24, одна из которых подключена и к общей точке 25 формирующего устройства 21.

Для обеспечения реверса бесконтакного двигателя между источником возбужден я 24 и общей точкой 25 формиР5Тощего устройства 21 введено переключающее устройство 26, неподвижные контакты 27 и 28 которого подключены к выводам 22 и 23 источника возбуждения 24, а подвижный 29 - к общей точке 25 формирующего устройства 21. Ротор 30 датчика положения выполнен в вида постоянного магнита с полюсными наконечниками в 180 эл.град., которы концентрируют поле постоянного магнита таким образом, что области с высокой и низкой индукцией чередуются.

Работает электродвигатель следующим образом (работа одного канала управления) .

Напряжение источника возбуждения 24 прикладывается к обмоткам 8 и 11 последовательно включенных дроссельных чувствительных элементов 2 и 5, сдвинутых на 180 эл. град, и распределяется между ними пропорционально их индуктивным сопротивлениям. При полюсных наконечниках ротора 30 датчика положения в 180 эл.град. обеспечивается насыщение полем постоянного магнита ротора датчика только одного из двух дросселей чувствительных элементов. В результате достигаеся максимально возможная глубина модуляции огибающей напряжения на дроссельных чувствительных элементах и наиболее экономичный режим работы датчика, так как при этом нагрузка для источника возбуждения никогда не превышает полного сопротивления одного из дроссельных чувствительных элементов , находящегося в данный момент в ненасыщенном состоянии. Дифференциальное (в магнитном отношении) включение дроссельных чувствительных элементов 2 и 5 обеспечивает крутые фронты огибающей напряжения на них.

Напряжение управления на формирующее устройство полается через выпрямлякндий диод с одного из последовательно включенных дроссельных чувствительных элементов. При перебросе подвижного контакта переключающего устройства функции управления выполняет другой последовательно включенный дроссельный чувствительный элемент, что приводит к сдвигу на 180 эл.град. напряжения управления на формирующем устройстве и к реверсу двигателя. Для обеспечения угла коммутации 120 эл.град. управлениз силовыми ключами коммутатора осущестляется через двухвходовые схемы совпадения (не показаны).

Исключение из ко 1мутатора согласущих трансформаторов упрощает его схему, повышает надежность и позволяет осуществлять миниатюризацию коммутатора или его И тегрализацию с использованием гибридно-пленочной технологии.

Кроме того йовышается качество сигналов датчика (глубина модуляции и крутизна фронтов огибающей) и его энергетические показатели.

Формула изобретения

1. Вентильньзй электродвигатель, содержащий статор, ротор, индуктивный датчик положения ротора в виде расположенного в корпусе двигателя комплекта дроссельных чувствительных элементов, сдвинутых на 120 эл.гра,ц. и подключенных через выпрямительные диоды к формирующему устройству, вы полненному, например, в виде усилителя с триггерными свойствами и соед ненному с управляющими цепями ключей коммутатора, и источник возбуждения датчика, отличающийся тем, что, с целью его упрощения и обеспечения возможности миниатюриза ции коммутатора, датчик снабжен вторым комплектом дроссельных чувствительных элементов, каждый из которых сдвинут относительно одноименного элемента первого комплекта на 180 эл.град. и соединен с ним после довательно с образованием пар дроссельных чувствительных элементов, средние выводы которых подключены к входам формирующего устройства, а крайние выводы - к источнику возбуждения, соединенному с общей точкой формирующего устройства одним из своих зажимов. 2. Электродвигатель по п. 1, о т личающийся тем, что, с целью обеспечения реверсирования двигателя, между источником возбуждения и формирующим устройством введено переключающее устройство, неподвижные контакты которого подключены к зажимам источника возбуждения, а подвижный - к общей точке формирующего устройства. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 535675, кл. Н 02 к 29/02/ 1974. 2.Авторское свидетельство СССР № 408425, кл. Н 02 3 29/02, 1972,

Похожие патенты SU743130A1

название год авторы номер документа
Реверсивный вентильный электродвигатель 1985
  • Лютый Анатолий Васильевич
SU1264269A1
Трансформаторный датчик углового положения" 1968
  • Лодочников Эвальд Акимович
  • Колесников Виктор Петрович
  • Агеев Владимир Егорович
  • Хижняк Владимир Павлович
  • Кузнецов Эрнст Георгиевич
  • Поляков Вячеслав Михайлович
  • Ларионов Виктор Вениаминович
SU556541A2
Вентильный электродвигатель 1980
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Ковалев Рамилий Николаевич
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
SU959227A1
Вентильный двигатель 1979
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Ковалев Ремилий Николаевич
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
SU817897A1
Вентильный электродвигатель 1979
  • Левин Николай Николаевич
  • Никулин Владимир Иванович
  • Назаров Петр Александрович
  • Шалагин Вадим Михайлович
  • Шеленок Святослав Иосифович
SU855885A1
Датчик положения для управления вентильным электродвигателем 1974
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Санталов Анатолий Михайлович
SU663035A1
Вентильный двигатель 1975
  • Лянзбург Владимир Петрович
  • Бутаков Александр Николаевич
  • Булдаков Владимир Николаевич
SU692013A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Петров Евгений Александрович
  • Путников Виктор Владимирович
SU1220066A1
Вентильный электродвигатель 1981
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Ковалев Ремилий Николаевич
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
  • Уваров Владимир Борисович
  • Лебедев Андрей Николаевич
SU1029347A2
Вентильный электродвигатель 1982
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Шупрута Валерий Васильевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Уваров Владимир Борисович
  • Лебедев Андрей Николаевич
SU1023565A1

Реферат патента 1980 года Вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 743 130 A1

SU 743 130 A1

Авторы

Ковалев Владимир Кузьмич

Хижняк Владимир Павлович

Колосовский Валерий Мечиславович

Даты

1980-06-25Публикация

1977-12-16Подача