Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K41/28 F04B49/08 F16H33/00 

Описание патента на изобретение SU743903A1

разгона такого автобуса, должны иметь минимальное давление в газовой камере равное 120кгс/см2 при прочих равных параметрах. Сравнение последней величины с приведенными данными показывает, что для получения управляемого замедления нужно регулировать в процессе движения предохранительный клапан на сравнительно низкое давление, но тогда не осуществляется зарядка аккумулятора (если используется максимальный рабочий объем g гидромашины); или же необходимо проводить торможение с повышенным давлением в гидросистеме (в рассматриваемом примере максимальное давление равно 200 кгс/см), но при этом уменьшать в процессе торможения рабочий объем g. Последний вариант торможения имеет общий недостаток, присущий работе гидросистемы с очень высокими давлениями,- понижение надежности и долговечности узлов гидросистемы, а также значительное повышение температуры масла при весьма высоком перепаде давлений в предохранительном клапане, что имеет место в известной системе, из-за чего требуется более громоздкая система охлаждения масла.

Цель изобретения - повышение надежности гидросистемы путем снижения давления рабочей жидкости после зарядки газогидравлического аккумулятора.

Указанная цель достигается тем, что элементы регулирования давления выполнены в виде клапана управления, поршень которого связан с дросселем, установленным в магистрали высокого давления, и с тормозной педалью, а элементы регулирования расхода выполнены в виде клапана, поршень которого связан тягой с органами управления гидромашиной, причем система управления снабжена ограничительным клапаном, гидравлически связанным с одной стороны с клапаном управления и с другим упомянутым клапаном, а с другой стороны - с жидкостной камерой газогидравлического аккумулятора, с баком рабочей жидкости и с распределительным устройством, и, кроме того, ограничительный клапан и распределительное устройство выполнены с электромагнитным приводом, электрически связанным с переключателем, сблокированным с тормозной педалью.

На фиг. 1 изображена схема системы управления гидротормозом транспортного средства; на фиг. 2-4 - распределительное устройство в различных условиях движения. Стрелки на чертеже указывают направление потока жидкости.

Двигатель 1 транспортного средства посредством коробки передач 2, связанный с ним муфтой 3, и карданного вала 4 соединен с ведущими колесами 5. Коробка передач 2, управляемая рукояткой 6, включает в себя коробку отбора мощностей, управляемую рукояткой 7. С помощью последней осуществляется соединение вала гидромащины 8 с ведущими колесами 5 или с двигателем 1,

а также отключение рекуператора от трансмиссии. Трубопровод 9, который может быть нагнетательным или сливным и в котором установлен обратный клапан 10, соединяет распределительное устройство 11 с гидромашиной 8. Золотник 12 находится под действием двух взаимно уравновещивающихся пружин.

Тяги 13 и 14 связывают золотник 12 соответственно с электромагнитами 15 и 16. Устройство 11 и газогидравлический аккумулятор 17 (его жидкостная камера) соединены трубопроводами 18 и 19. Трубопровод 20 с обратным клапаном 21 соединяет гидромащину 8 и распределительное устройство 11 и может быть нагнетательным или всасывающим. Ответвление трубопровода 9 соединяет последний с дросселем 22. Соединенный с дросселем 22 трубопровод 23 служит для отвода масла. Бак 24 содержит рабочую жидкость гидросистемы. Трубопровод 25 соединяет трубопровод 9 с предохранительным клапаном 26, а последний связан каналом с радиатором 27, который с помощью трубопроводов 28 и 29 соединен с баком 24. Ограничительный клапан 30, золотник которого посредством тяги 31 связан с электромагнитом 32, гидравлически связан с клапаном управления 33 и с клапаном 34 регулирования гидромащины 8 на максимальный рабочий объем. Пружина 35 совместно с электромагнитом 32 управляет золотником клапана 30. Трубопроводы 36 и 37 соединяют соответственно клапаны 34 и 33 с клапаном 30. Трубопровод 38 предназначен для соединения распределительного устройства 11 с клапаном 30 и с трубопроводом 29. Клапан 30 соединен также с трубопроводами 36, 37 посредством трубопровода 39. Порщ ни клапанов 33 и 34 отжимаются соответственно пружинами 40 и 41. Тяга 42 жестко соединена с иглой дросселя 22 и с поршнем клапана 33. Этот поршень с помощью тяги 43 и щарнирно соединенного с ней щатуна

Q 44, оканчивающегося вилкой, связан с рычагом 45 педали 46 тормоза.

Один конец рычага 45, имеющего возможность поворачиваться вокруг шарнира 47, связан с переключателем 48, а другой конец размещен с возможностью взаимодействия

5 с выступом на тяге 49, управляющей посредством рычага 50 рабочим объемом гидромащины 8. Тяга 49 связана также с поршнем клапана 34. Оттяжная пружина 51 служит для удержания рычага 45 в исходном положении.

Выводы 52 и 53 обмоток электромагнитного привода распределительного устройства 1 1 и ограничительного клапана 30 подключены к переключателю 48, а выводы 54.- к переключателю на педали акселератора

(на чертеже не показано).

Трубопровод 55 соединяет клапан 30 (его полость) с трубопроводом 19 и, следовательно, с жидкостной камерой аккумулятора 17.

Обратный клапан 56 обеспечивает поступление воздуха из атмосферы в бак 24 в случае понижения давления при уменьшении количества жидкости. С помощью клапана 57 избыток воздуха, при повышении давления в баке 24, перетекает в атмосферу.

Устройство работает следующим образом

В период установившегося движения машины золотник устройства 11 расположен так, что каналы 9 и 20 соединены между собой (см. фиг. 2). Следовательно, если рукоятка 7 установлена в положение присоединения гидромашины 8 к ведущим колесам 5, гидромашина 8 работает в холостом режиме: жидкость из трубопровода 20 засасывается в гидромашину 8, затем поступает в трубопровод 9, далее через отверстия в золотнике в трубопровод 20. Рукоятка 7 может быть установлена в такое положение, когда рекуператор полностью отключен от трансмиссии, и в таком случае пЪвышается КПД трансмиссии за счет исключения потерь на холостую щфкуляцию жидкости, как описано выше, В данный период движения мащины контактный переключатель 48 замкнут.

В начальный период торможения рекуператор присоединен с помощью рукоятки 7 к .трансмиссии. При нажатии на тормозную педаль 46 рычаг 45, поворачиваясь против часовой стрелки, размыкает контакты переключателя 48, тем самым отключается электромагниты 32 и 16 и включается электромагнит 15 (реле включения на схеме не показано), который перемещает золотник устройства 11 влево (фиг. 3). При этом соединяются трубопроводы 9 и 18, а также - 20 и 38. Гидромащина 8, проводимая от колес 5, всасывает жидкость через трубопроводы 29, 38, 20, затем нагнетает жидкость через трубопроводы 9, 18, 19 в жидкостную камеру аккумулятора 17. Транспортная машина тормозится, причем величина замедления определяется не только величиной давления в аккумуляторе. 17, но и величиной рабочего объема гидромашины 8, который регулируется тормозным рычагом 45, тягой 49 и рычагом 50.

Рычаг 50 жестко связан с валиком регулирующей наклонной шайбы поршневой гидромашины 8. В результате поворота наклонной щайбы изменяется рабочий объем гидромашины 8 так, что чем больше ход педали тормоза 46, тем больше рабочий объем гидромашины 8 и тем больше замедление. В этом режиме торможения, под действием давления в аккумуляторе 17, жидкость первоначально не может пройти сквозь дроссель 22, так как давление жидкости недостаточно, чтобы преодолеть действие пружины 40. В это время золотник клапана 30 занимает левое крайнее положение, поскольку давление жидкости, подаваемой в этот клапан через трубопроводы 19 и 55, неспособно переместить этот золотник вправо (в силу противодействия пружины 35); пружина

41 стремится переместить тягу 49 влево и уменьшить рабочий объем гидромашины 8.

Заполнение жидкостной камеры аккумулятора 17 и повышение давления в нем до максимума приводит к тому, что жидкость, направляясь под действием высокого давления. Б клапан 30 через трубопроводы 19 и 55, заставляет его золотник перемешаться вправо, обеспечивая соединение клапанов 33 и 34 с жидкостной камерой аккумулятора 17 посредством трубопроводов 36, 37, 39, 19. Вследствие этого поршни клапанов 33 и 34 перемещаются вправо. Клапан 34 таким образом регулирует рабочий объем гидромашины 8 на максимум независимо от положения рычага 45. Тяга 43 толкает шатун 44 вправо и перемещает его на величину хода, позволяемого вилкой шатуна 44, при этом управление давлением в гидросистеме осуществляется посредством дросселя 22, сопротивление в котором регулируется с помощью рычага 45 (чем больше .ход педали тормоза 46, тем больше сопротивление дросселя и тем больше замедление транспортной мащины).

Жидкость направляется из трубопровода 9 в дроссель 22, далее - в трубопровод 23, радиатор 27, трубопровод 28 и бак 24.

Торможение в режиме дросселирования жидкости при максимальном рабочем объеме гидромашины 8, как указывалось выще, приводит к понижению давления в гидросистеме и к повышению ее надежности, а также к уменьщению нагрева жидкости вследствие уменьшения перепада давления. Когда давление в гидросистеме достигает предельно допустимого, открывается предохранительный клапан 26, и жидкость направляется через трубопроводы 9, 25, клапан 26 в радиатор 27, а далее, через трубопровод 28, в бак 24. Торможение при этом осуществляется с наибольшим замедлением, допускаемым гидросистемой.

В период разгона транспортной машины (при том же положении рукоятки 7, что и для торможения) при нажатии на педаль акселератора (на схеме не показана) включается электромагнит 16, который перемещает золотник устройства 11 вправо (фиг. 4). При этом соединяются трубопроводы 20 и 18, а также - 9, 38. Жидкость нагнетается из аккумулятора 17 через трубопроводы 19, 18 20 в гидромашину 8, затем сливается из нее через трубопроводы 9, 38, 29 в бак 24. Естественно, что педаль тормоза 46 в это время не нажата, контакты переключателя 48 замкнуты, при этом электромагнит 15 выключен, а электромагнит 32 включен и обеспечивает фиксацию золотника клапана 30 в левом крайнем положении независимо от величины давления жидкости, поступающей в клапан 30 через трубопроводы 19 и 55.

Трубопроводы 37, 38, 29 и 36, 38, 29 соответственно соединяют полости клапанов 33 и 34 с баком 24, поршни этих клапанов расположены слева (фиг. 1), отжатые соответственно пружинами 40 и 41. В данном положении тяга 49 регулирует рабочий объем гидромашины 8 на минимум. Для увеличения ускорения педаль акселератора (на схеме не показана) перемещает тягу 49 вправо, увеличивая рабочий объем гидромашины 8, чему не препятствует рычаг 45 тормозной педали 46. Посредством рукоятки 7 можно присоединить рекуператор к двигателю 1. В этом случае заряженный аккумулятор 17 обеспечивает заводку двигателя 1, причем положение золотника распределительного устройства 11 и направление потоков жидкости такие же, как для периода разгона машины. Применение предлагаемой системы обеспечивает автоматический перевод гидросистемы в режим работы на пониженных давлениях жидкости после завершения зарядки аккумулятора, в результате чего при длительном торможении (работы гидросистемы в качестве тормоза-замедлителя) повышается надежность гидросистемы, уменьшается нагрев жидкости и упрощаются требования к устройствам ее охлаждения. Система обеспечивает зарядку аккумулятора в любых условиях торможения и тем самым повышает эффективность рекуперативной системы. Формула изобретения Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства, содержащая гидромашину с приводом от трансмиссии, газогидравлический аккумулятор, распределительное устройство, элементы регулирования расхода и давления для обеспечения питания гндромашины, бак рабочей жидкости и органы управления транспортным средством, Приводом., гидромащины и самой гидромашиной, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности гидросистемы путем снижения давления рабочей жидкости после зарядки газогидравлического аккумулятора, элементы регулирования давления выполнены в виде клапана управления, поршень которого связан с дросселем, установленным в магистрали высокого давления, и с тормозной педалью, а элемеиты регулирования расхода выполнены в виде клапана, поршень которого связан тягой с органом управлення гидромашиной, причем система управления снабжеиа ограничительным клапаном, гидравлически связанным с одной стороны с клапаном управления и с другим упомянутым клапаном, а с другой стороны - с жидкостной камерой газогидравлнческого аккумулятора, с баком рабочей жидкости и с распределительным устройством, при этом ограничительный клапан и распределительное устройство выполнены с электромагнитным приводом, электрически связанным с переключателем, сблокированным с тормозной педалью. Источники информацни, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 2139569, кл. F 03 G 7/00, 1973 (прототип). oД5 /

J2

дд

Ш«г/ 3 4-/1-фWJQ r If// jff ffff/ff w 5

18

58

Похожие патенты SU743903A1

название год авторы номер документа
Транспортное средство 1980
  • Черный Анатолий Григорьевич
  • Смирнов Игорь Викторович
  • Гнипович Всеволод Иванович
  • Мельянцов Виктор Григорьевич
  • Мельянцев Анатолий Григорьевич
SU962039A1
Транспортное средство 1979
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU787196A1
Тормозная система транспортного средства 1980
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU893638A1
Транспортное средство 1989
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU1652115A1
РЕКУПЕРАТОР 2009
  • Гулевский Анатолий Николаевич
RU2410248C1
Транспортное средство 1985
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU1355506A1
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства 1986
  • Разин Поликарп Панфилович
SU1357259A1
Транспортное средство 1984
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU1243969A1
Транспортное средство 1979
  • Черный Анатолий Григорьевич
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Гвелесиани Лили Леонидовна
  • Нагорняк Георгий Андреевич
  • Старинский Александр Дмитриевич
SU905131A1
РЕКУПЕРАТИВНАЯ РЕВЕРСИВНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ГИДРОТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Патрушев С.Г.
  • Патрушев Г.С.
RU2259928C2

Иллюстрации к изобретению SU 743 903 A1

Реферат патента 1980 года Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства

Формула изобретения SU 743 903 A1

SU 743 903 A1

Авторы

Черный Анатолий Григорьевич

Гулиа Нурбей Владимирович

Мельянцев Виктор Григорьевич

Старинский Александр Дмитриевич

Даты

1980-06-30Публикация

1977-04-08Подача